Фото: img.freepik.com

Виды внеурочных занятий при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательные учреждения реализуют основные образовательные программы начального общего образования, включая внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность школьников, как и уроки, направлена на освоение образовательной программы. ФГОС НОО второго поколения уделяет особое внимание личностным и метапредметным результатам, что определяет специфику внеурочной деятельности. В ней учащийся должен не столько узнавать, сколько учиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО создает условия для развития у учащихся социального опыта, принятой обществом системы ценностей и многогранного личностного роста. В свободное от учебы время формируется воспитывающая среда, которая активизирует социальные и интеллектуальные интересы, развивает здоровую творческую личность с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, готовую к жизни в новых условиях и социально значимой деятельности.

Внеурочное время в учебном заведении служит для достижения воспитательных целей.

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • Воспитание уважения к важным общественным нормам.
  • Освоение учащимися навыков самостоятельной деятельности в общественной сфере.

В рамках реализации программы внеурочной деятельности ожидается достижение следующих результатов.

  • личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, наличие мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
  • метапредметные результаты — изученные учениками умения в области познания, саморегуляции и общения.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе даёт возможности педагогам разрешить множество важных задач. задач:

  • Обеспечить успешное включение ребенка в школьную среду.
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • Учитывать возраст и индивидуальные характеристики детей.

Структура внеурочной деятельности

В начальной школе внеурочное время организуется с помощью…

  • учебный план образовательного учреждения;
  • Вспомогательные учебные курсы школы.
  • Программы обучения в детских учреждениях дополнительного образования.
  • классное руководство.


Области, типы и модели внеучебной работы.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации занятия по направлению внеурочной деятельности являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность, учащиеся используют по своему желанию и в формах, отличающихся от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации устанавливает основные направления внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность включает различные направления, виды и формы, которые находятся вclose связи друг с другом.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Проведение экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных состязаний.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Использование в ходе занятий элементов игры, физических пауз и разминки перед началом урока.
  • Активность и перерывы во время уроков в начальных классах.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Деятельность летнего лагеря дневного типа.

Общекультурное:

  • Экскурсии в театры, музеи, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учеников.
  • Организация занятий на классных часах, посвященных эстетике внешнего облика учащихся, этикету поведения и речи.
  • Участие в конкурсах и выставках детского творчества эстетического направления на школьном, районном и областном уровнях.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Соревнования, поездки, олимпиады, конференции, деловые и ролевые мероприятия.
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Знакомство с ветеранами Второй мировой войны и Труда, уроки героизма, экскурсия по школьному музею.
  • Выставки рисунков.
  • Публикация статей о воинских и трудовых подвигах граждан России.
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка для участия в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Праздники патриотической музыки, конкурсы строевых навыков и пения.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Содержание домашних цветов.
  • Акции «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и другие.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические


Главный инструмент воздействия — убеждение, которое вызывает эмоциональный отклик у малышей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Важна коммуникация – взаимодействие педагогов, обучающихся и других участников образовательного процесса. Происходит обсуждение трудностей.

Образно-художественные формы

  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Основным инструментом воздействует общее, в первую очередь художественное, переживание. Цель — вызвать яркие, глубокие и возвышающие чувства у группы людей.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Распределение обязанностей во время перерывов и в обеденном зале.
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современном мире важно, чтобы ребенок понимал ценность своих занятий и то, как полученные навыки могут быть полезны в будущем.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Игры занимают важную роль в организации досуга детей и считаются педагогиками одним из главных инструментов воспитания. Существуют спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные игры и другие.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В этих формах применяются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Требуются специальные знания и умения.

Результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся начальной школы направлена на воспитание.

Ребёнок получает духовные и нравственные ценности, участвуя в разной внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность оказывает воспитательное воздействие, формируя у ребёнка духовные и нравственные качества, которые влияют на его развитие.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс

Ученик осведомлен о жизни общества.


Ученик усваивает социальные знания (о правилах общежития, устройстве общества, приемлемом и не приемлемом поведении), постигает социальную действительность и будничную жизнь. Это происходит в процессе общения с учителем.

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь

В процессе обучения ученик приобретает опыт, а также формирует положительное отношение к важным общественным ценностям: человеку, семье, Родине, природе, миру, знаниям, труду и культуре.

Третий уровень. 4 класс

Ученик проявляет инициативу в общественной деятельности.


Школьники приобретают опыт самостоятельных социальных действий через взаимодействие с участниками социальной среды.

Успешное прохождение всех трёх уровней внеурочной деятельности укажет на эффективность воспитания.

  • Внедрение действенных способов организации досуга, укрепления здоровья и трудоустройства детей.
  • Повышение психологического и социального комфорта в единой среде воспитания.
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  • Сплочение семьи и школы.

Литература:

Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Москва: Просвещение, 2014.

Автор: Галина Мещерякова