
Виды внеурочных занятий при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательные учреждения реализуют основные образовательные программы начального общего образования, включая внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность школьников, как и уроки, направлена на освоение образовательной программы. ФГОС НОО второго поколения уделяет особое внимание личностным и метапредметным результатам, что определяет специфику внеурочной деятельности. В ней учащийся должен не столько узнавать, сколько учиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО создает условия для развития у учащихся социального опыта, принятой обществом системы ценностей и многогранного личностного роста. В свободное от учебы время формируется воспитывающая среда, которая активизирует социальные и интеллектуальные интересы, развивает здоровую творческую личность с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, готовую к жизни в новых условиях и социально значимой деятельности.
Внеурочное время в учебном заведении служит для достижения воспитательных целей.
- приобретение учащимися социального опыта;
 - Воспитание уважения к важным общественным нормам.
 - Освоение учащимися навыков самостоятельной деятельности в общественной сфере.
 
В рамках реализации программы внеурочной деятельности ожидается достижение следующих результатов.
- личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, наличие мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
 - метапредметные результаты — изученные учениками умения в области познания, саморегуляции и общения.
 
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе даёт возможности педагогам разрешить множество важных задач. задач:
- Обеспечить успешное включение ребенка в школьную среду.
 - оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
 - улучшить условия для развития ребенка;
 - Учитывать возраст и индивидуальные характеристики детей.
 
Структура внеурочной деятельности
В начальной школе внеурочное время организуется с помощью…
- учебный план образовательного учреждения;
 - Вспомогательные учебные курсы школы.
 - Программы обучения в детских учреждениях дополнительного образования.
 - классное руководство.
 
Области, типы и модели внеучебной работы. 
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации занятия по направлению внеурочной деятельности являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность, учащиеся используют по своему желанию и в формах, отличающихся от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации устанавливает основные направления внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность включает различные направления, виды и формы, которые находятся вclose связи друг с другом.
Направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
 - Духовно — нравственное
 - Общеинтеллектуальное
 - Общекультурное
 - Социальное
 
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
 - Познавательная деятельность
 - Проблемно — ценностное общение
 - Досугово — развлекательная деятельность
 - Художественное творчество
 - Социальное творчество
 - Трудовая деятельность
 - Спортивно-оздоровительная деятельность
 - Туристско-краеведческая деятельность
 
Формы внеурочной деятельности:
- Кружок
 - Студия
 - Секция
 - Клуб
 - Объединение
 - Факультатив
 - Научное общество
 - Конференция
 - Слет
 - Игра
 - Соревнование
 - Турнир
 - Встреча
 - Концерт
 - Спектакль
 - Практика
 - Экскурсия
 - Культпоход
 - Туристический поход
 - Субботник
 - Десант
 
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
- Посещение спортивных секций
 - Проведение экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных состязаний.
 - Проведение бесед по охране здоровья.
 - Использование в ходе занятий элементов игры, физических пауз и разминки перед началом урока.
 - Активность и перерывы во время уроков в начальных классах.
 - Участие в спортивных соревнованиях.
 - Деятельность летнего лагеря дневного типа.
 
Общекультурное:
- Экскурсии в театры, музеи, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учеников.
 - Организация занятий на классных часах, посвященных эстетике внешнего облика учащихся, этикету поведения и речи.
 - Участие в конкурсах и выставках детского творчества эстетического направления на школьном, районном и областном уровнях.
 
Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
 - Библиотечные уроки;
 - Соревнования, поездки, олимпиады, конференции, деловые и ролевые мероприятия.
 - Проектная деятельность;
 - Участие в научно-исследовательских конференциях;
 - Разработка проектов к урокам.
 
Духовно-нравственное:
- Знакомство с ветеранами Второй мировой войны и Труда, уроки героизма, экскурсия по школьному музею.
 - Выставки рисунков.
 - Публикация статей о воинских и трудовых подвигах граждан России.
 - Тематические классные часы.
 - Подготовка для участия в военно-спортивной игре «Зарница».
 - Праздники патриотической музыки, конкурсы строевых навыков и пения.
 
Социальное:
- Проведение субботников.
 - Работа на пришкольном участке.
 - Содержание домашних цветов.
 - Акции «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и другие.
 
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Главный инструмент воздействия — убеждение, которое вызывает эмоциональный отклик у малышей. 
- Беседы на различные темы
 - Дискуссии
 - Собрания
 - Конференции
 - Лекции
 
Важна коммуникация – взаимодействие педагогов, обучающихся и других участников образовательного процесса. Происходит обсуждение трудностей.
Образно-художественные формы
- Концерты
 - Спектакли
 - Праздники
 - КТД
 
Основным инструментом воздействует общее, в первую очередь художественное, переживание. Цель — вызвать яркие, глубокие и возвышающие чувства у группы людей.
Трудовые формы внеурочной деятельности
- Работа на пришкольном участке
 - Работа по оформлению и уборке кабинета
 - Уход за комнатными растениями
 - Распределение обязанностей во время перерывов и в обеденном зале.
 - Помощь школьному библиотекарю
 - Трудовые десанты
 
В современном мире важно, чтобы ребенок понимал ценность своих занятий и то, как полученные навыки могут быть полезны в будущем.
Игровые (досуговые) формы работы
- Совместные праздники
 - Подготовка концертов, спектаклей
 - Неделя театра, танца, вокала
 - Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
 - Соревнования
 - Конкурсы
 - КВНы
 - Туристические походы
 - Экскурсионные прогулки в парк
 - Экскурсионные поездки
 
Игры занимают важную роль в организации досуга детей и считаются педагогиками одним из главных инструментов воспитания. Существуют спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные игры и другие.
Психологические формы
- Лекции
 - Беседы
 - Дискуссии
 - Психологические упражнения
 - Консультации
 - Тренинги
 
В этих формах применяются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Требуются специальные знания и умения.
Результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы направлена на воспитание.
Ребёнок получает духовные и нравственные ценности, участвуя в разной внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность оказывает воспитательное воздействие, формируя у ребёнка духовные и нравственные качества, которые влияют на его развитие.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс 
Ученик осведомлен о жизни общества.  
Ученик усваивает социальные знания (о правилах общежития, устройстве общества, приемлемом и не приемлемом поведении), постигает социальную действительность и будничную жизнь. Это происходит в процессе общения с учителем. 
Второй уровень. 2-3 классы 
Школьник ценит общественную жизнь 
В процессе обучения ученик приобретает опыт, а также формирует положительное отношение к важным общественным ценностям: человеку, семье, Родине, природе, миру, знаниям, труду и культуре. 
Третий уровень. 4 класс 
Ученик проявляет инициативу в общественной деятельности.  
Школьники приобретают опыт самостоятельных социальных действий через взаимодействие с участниками социальной среды. 
Успешное прохождение всех трёх уровней внеурочной деятельности укажет на эффективность воспитания.
- Внедрение действенных способов организации досуга, укрепления здоровья и трудоустройства детей.
 - Повышение психологического и социального комфорта в единой среде воспитания.
 - укрепление здоровья воспитанников;
 - Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
 - Сплочение семьи и школы.
 
Литература:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Москва: Просвещение, 2014.
Автор: Галина Мещерякова