
Виды внеурочных занятий при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательные учреждения реализуют основные образовательные программы начального общего образования, включая внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность школьников, как и уроки, направлена на освоение образовательной программы. ФГОС НОО второго поколения уделяет особое внимание личностным и метапредметным результатам, что определяет специфику внеурочной деятельности. В ней учащийся должен не столько узнавать, сколько учиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО создает условия для развития у учащихся социального опыта, принятой обществом системы ценностей и многогранного личностного роста. В свободное от учебы время формируется воспитывающая среда, которая активизирует социальные и интеллектуальные интересы, развивает здоровую творческую личность с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, готовую к жизни в новых условиях и социально значимой деятельности.
Внеурочное время в учебном заведении служит для достижения воспитательных целей.
- приобретение учащимися социального опыта;
- Воспитание уважения к важным общественным нормам.
- Освоение учащимися навыков самостоятельной деятельности в общественной сфере.
В рамках реализации программы внеурочной деятельности ожидается достижение следующих результатов.
- личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, наличие мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
- метапредметные результаты — изученные учениками умения в области познания, саморегуляции и общения.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе даёт возможности педагогам разрешить множество важных задач. задач:
- Обеспечить успешное включение ребенка в школьную среду.
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- Учитывать возраст и индивидуальные характеристики детей.
Структура внеурочной деятельности
В начальной школе внеурочное время организуется с помощью…
- учебный план образовательного учреждения;
- Вспомогательные учебные курсы школы.
- Программы обучения в детских учреждениях дополнительного образования.
- классное руководство.
Области, типы и модели внеучебной работы.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации занятия по направлению внеурочной деятельности являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность, учащиеся используют по своему желанию и в формах, отличающихся от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации устанавливает основные направления внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность включает различные направления, виды и формы, которые находятся вclose связи друг с другом.
Направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно — нравственное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Социальное
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно — ценностное общение
- Досугово — развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
- Кружок
- Студия
- Секция
- Клуб
- Объединение
- Факультатив
- Научное общество
- Конференция
- Слет
- Игра
- Соревнование
- Турнир
- Встреча
- Концерт
- Спектакль
- Практика
- Экскурсия
- Культпоход
- Туристический поход
- Субботник
- Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
- Посещение спортивных секций
- Проведение экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных состязаний.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Использование в ходе занятий элементов игры, физических пауз и разминки перед началом урока.
- Активность и перерывы во время уроков в начальных классах.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Деятельность летнего лагеря дневного типа.
Общекультурное:
- Экскурсии в театры, музеи, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учеников.
- Организация занятий на классных часах, посвященных эстетике внешнего облика учащихся, этикету поведения и речи.
- Участие в конкурсах и выставках детского творчества эстетического направления на школьном, районном и областном уровнях.
Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Соревнования, поездки, олимпиады, конференции, деловые и ролевые мероприятия.
- Проектная деятельность;
- Участие в научно-исследовательских конференциях;
- Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
- Знакомство с ветеранами Второй мировой войны и Труда, уроки героизма, экскурсия по школьному музею.
- Выставки рисунков.
- Публикация статей о воинских и трудовых подвигах граждан России.
- Тематические классные часы.
- Подготовка для участия в военно-спортивной игре «Зарница».
- Праздники патриотической музыки, конкурсы строевых навыков и пения.
Социальное:
- Проведение субботников.
- Работа на пришкольном участке.
- Содержание домашних цветов.
- Акции «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и другие.
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Главный инструмент воздействия — убеждение, которое вызывает эмоциональный отклик у малышей.
- Беседы на различные темы
- Дискуссии
- Собрания
- Конференции
- Лекции
Важна коммуникация – взаимодействие педагогов, обучающихся и других участников образовательного процесса. Происходит обсуждение трудностей.
Образно-художественные формы
- Концерты
- Спектакли
- Праздники
- КТД
Основным инструментом воздействует общее, в первую очередь художественное, переживание. Цель — вызвать яркие, глубокие и возвышающие чувства у группы людей.
Трудовые формы внеурочной деятельности
- Работа на пришкольном участке
- Работа по оформлению и уборке кабинета
- Уход за комнатными растениями
- Распределение обязанностей во время перерывов и в обеденном зале.
- Помощь школьному библиотекарю
- Трудовые десанты
В современном мире важно, чтобы ребенок понимал ценность своих занятий и то, как полученные навыки могут быть полезны в будущем.
Игровые (досуговые) формы работы
- Совместные праздники
- Подготовка концертов, спектаклей
- Неделя театра, танца, вокала
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
- Соревнования
- Конкурсы
- КВНы
- Туристические походы
- Экскурсионные прогулки в парк
- Экскурсионные поездки
Игры занимают важную роль в организации досуга детей и считаются педагогиками одним из главных инструментов воспитания. Существуют спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные игры и другие.
Психологические формы
- Лекции
- Беседы
- Дискуссии
- Психологические упражнения
- Консультации
- Тренинги
В этих формах применяются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Требуются специальные знания и умения.
Результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы направлена на воспитание.
Ребёнок получает духовные и нравственные ценности, участвуя в разной внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность оказывает воспитательное воздействие, формируя у ребёнка духовные и нравственные качества, которые влияют на его развитие.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Ученик осведомлен о жизни общества.
Ученик усваивает социальные знания (о правилах общежития, устройстве общества, приемлемом и не приемлемом поведении), постигает социальную действительность и будничную жизнь. Это происходит в процессе общения с учителем.
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
В процессе обучения ученик приобретает опыт, а также формирует положительное отношение к важным общественным ценностям: человеку, семье, Родине, природе, миру, знаниям, труду и культуре.
Третий уровень. 4 класс
Ученик проявляет инициативу в общественной деятельности.
Школьники приобретают опыт самостоятельных социальных действий через взаимодействие с участниками социальной среды.
Успешное прохождение всех трёх уровней внеурочной деятельности укажет на эффективность воспитания.
- Внедрение действенных способов организации досуга, укрепления здоровья и трудоустройства детей.
- Повышение психологического и социального комфорта в единой среде воспитания.
- укрепление здоровья воспитанников;
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Сплочение семьи и школы.
Литература:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Москва: Просвещение, 2014.
Автор: Галина Мещерякова