
Изображения: Depositphotos, иллюстрации — Юлия Замжицкая.
В разделе «Вопрос — ответ» обсуждаются вопросы, интересующие читателей.
Вопрос: В нашей школе учатся дети обеспеченных семей. Последнее время участились случаи воровства: из карманов одежды в раздевалке пропадают деньги. Ситуация возмутительная, даже директор образован. Что делать в подобных случаях родителям и классному руководителю? Не стоит поднимать шум из-за мелочи. А если ребенок по приколу украдет iPhone, куда обращаться и кто несет ответственность? — задается вопросом Наталья, мама ученицы одной московской школы.
Почему дети воруют?
Отвечает психолог Галина Швец:
По мнению детского психолога Галины Швец, причины воровства различны и не зависят от материального благосостояния семьи, но связаны с возрастом ребенка.
В детском саду малыши пока не понимают понятия «свой» и «чужой», из-за чего берут у других ребят игрушки без разрешения. Когда ребёнку четыре или пять лет, родитель должен поговорить с ним об этом и сказать, что так делать нельзя.
Причины краж у детей школьного возраста:
- Незрелая нервная система.
Младшеклассники могут иметь незавершенное формирование отделов мозга, отвечающих за самоконтроль и волю. В связи с этим, увидев понравившуюся чужую вещь, возможно, возьмут её.
- Отсутствие внимания и любви родителей.
Когда взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания, тот старается привлечь их в любых проявлениях. Наказание за плохое поведение не испортит радость от родительского интереса.
- Низкая самооценка.
Ребенок использует кражу для формирования своего самоощущения, особенно если признание компании друзей, в которую ему хочется попасть, связано с таким поступком.
- Отсутствие четких правил в семье.
Если в семье брать чужие личные вещи без спроса, то ребенок может не понимать, что это неправильно, даже в отношении незнакомых людей. Родителям необходимо устанавливать границы дозволенного и обучать ребенка просить разрешения перед тем, как взять чью-то вещь.
- Отсутствие жизненного опыта и знания.
Может возникнуть любопытство у ребёнка, что случится, если украдет чьё-либо имущество.
- Клептомания.
При этом расстройстве психики возникает постоянное стремление совершать кражи.
Как реагировать учителю?
Преподавателю следует принять меры, если видит, что ребенок крадёт имущество у одноклассника.
Учительница начальных классов из Челябинска Татьяна Долгополова уверена, что педагогу следует работать предвосхищая проблемы и обсуждать их с учениками. В случае возникновения неприятной ситуации Татьяну советуют действовать решительно, но без волнения.
Прежде всего учитель не должен реагировать неадекватно: поднимать шум, обвинять ребенка, указывать ему пальцем. Лучше провести личную беседу после уроков, выяснить причины и объяснить, что так делать нельзя. При повторении ситуации нужно сообщить родителям о произошедшем и обсудить проблему.
Может быть так, что воровство в классе становится массовым и воспринимается как «шутка»: взять из портфеля ручку и не вернуть. Тогда нужно провести классный час и объяснить детям, что такие действия — мелкая кража. В противном случае ситуация ухудшится, и дети начнут брать уже не чужую ручку, а телефон, считая это нормой.
Как реагировать родителям?
Если обнаружите, что ребёнок что-то украл, не поддавайтесь эмоциональному порыву.
1. Разберитесь с причиной кражи.
С ребёнком необходимо обсудить причину его поступка. Расскажите ему, что человек, потерявший предмет, вероятно, очень огорчился. Посоветуйте ребёнку помечтать о том, как бы он сам себя чувствовал в такой ситуации.
2. Не навешивайте ярлыки.
Не стоит называть ребёнка мошенником или вором. Эти слова могут глубоко задеть его чувства, а возможно, он начнет верить в эти определения и действовать в соответствии с ними.
3. Говорите о поступке ребёнка, но не о характере ребёнка.
В разговоре нужно говорить так: «Твой поступок может навредить другому», — вместо фраз «Ты поступил плохо» или «Ты виноват».
Важно сказать ребёнку, что его действие было неправильным, но это не делает его хуже.
4. Работайте над выходом вместе с ребёнком.
Важно показать ребёнку, что он отвечает за свои поступки. Родители не должны сами решать проблему, а нужно узнать у школьника, как ему кажется правильнее поступить в этой ситуации: вернуть вещь, попросить прощения и т. д.
5. Не бросайте ребенка в беде.
Если возникла трудная ситуация и нужно вернуть вещцу приятелю или извиниться, стоит предложить помощь: сопровождать его, оказывать поддержку.
7. Что может случиться, если украдут чью-то вещь?
Важно объяснить ребёнку о Уголовном кодексе и последствиях воровства — тюремным сроком.
8. Если проблема возникает снова и снова, обратитесь к эксперту.
Если разговор не приводит к разрешению проблемы, требуется консультация психолога.
«Главное — донести ребёнку, что он хороший человек», — говорит Галина Швец.
Что говорит закон?
Отвечает юрист Иван Платонов:
При серьёзной краже или неоднократных случаях воровства родители пострадавшего ребёнка могут связаться с руководством учебного заведения для решения проблемы.
Ученик, окончивший начальную школу, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, однако это не имеет юридического значения для его дальнейшей жизни. Родители обязаны возместить убытки, нанесенные ребенком, и будут подвергнуты административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей (штраф — 500 рублей).
Ребенок до четырнадцати лет за кражу может быть наказан лишь общественным порицанием. После четырнадцати лет к нему применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 158 УК РФ.
Если ученик младше шестнадцати лет украл предмет стоимостью меньше трёх тысяч рублей, то помимо выговора от школы его ожидает ещё ничего.
Учащийся в возрасте 16 лет несёт административную ответственность за причинение ущерба до 3000 рублей и обязан возместить убытки. При превышении суммы ущерба 3000 рублей наступает уголовная ответственность.
Педагогический совет ждет ваших вопросов! Пишите о том, что вас интересует. vopros@papomam.ru.
Материалы по теме:
- В школьной обстановке как правило ущемляются какие права ребенка? Юрист делится мнением.
- Родители избивают ребенка. Как может помочь учитель?
- В классе: пускать ребёнка в туалет или нет во время урока?