Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

  1. «Арифметика для 1-го класса», А. Пчелко, Г. Поляк (1955)

Это знаменитый учебник выдающегося советского педагога-новатора, создателя методики обучения арифметике в начальных классах Александра Спиридоновича Пчелко.

В учебнике изложена информация просто и понятно, дополненная красивыми иллюстрациями. Знакомство с арифметикой начинается с наглядных пособий: палочек, точек, монеток. Цифры изучаются по порядку, каждая в отдельности. Много практических задач представлены ясно и кратко.

В старом издании учебника используются уже неактуальные сведения о размерах и измерениях, однако это не затрудняет восприятие информации.

Где найти: ссылка.

  1. «Арифметика для начальной школы», Н. Попова (1933)

Этот учебник – одно из самых хорошо структурированных изданий по арифметике, выпущенных в советской школе.

Текст изложен ясно и упорядоченно, учитывая, что дети ещё недостаточно владеют навыками письма и чтения, осваивая их по ходу обучения. Родители замечают, что первая часть «Арифметики» Поповой соответствует актуальной программе первого класса, за исключением отдельных разделов, таких как измерения длины.

Это пособие поможет повторить и закрепить материал, изучаемый в школе сегодня.

Где найти: ссылка

  1. «Арифметика для 5 и 6 классов», А. Киселев (1955)

В пятом классе советской школы после учебника Поповой изучали «Арифметику» Андрея Петровича Киселева, совместно с задачником Березанской (Е. С. Березанская. Сборник задач и упражнений по арифметике для 5-6 классов, 1953).

Родители, занимаясь дополнительно с ребёнком, решают задачи из сборника Березанской, следуя пояснениям из «Арифметики» Киселева.

Где найти: ссылка

  1. «Элементарная геометрия», А. Киселев (1892)

Первый раз эта книга вышла более ста лет назад, последний раз — в 2013 году. Сейчас она является общественным достоянием. В двухтысячных ее даже… переводился Материал подходит и для учащихся из США и Канады.

Где найти: ссылка

  1. «Русский язык для начальных классов» Н. Костина (1953).

Никифор Алексеевич Костин, преподаватель русского языка и литературы, методист, подготовил несколько учебников для начальной школы, долгое время считавшихся эталонными. Учебники выдержали более 10 переизданий. Материал в них изложен емко и понятно. Костин предлагает меньше упражнений, чем последующие авторы, так как акцент идёт на понимании темы. Интересные задания на составление рассказов по картинкам тренируют связную речь с первого класса.

Учебник предназначен для детей, знакомых с буквами. Для освоения навыка чтения можно использовать «Букварь» того же автора.

Где найти: ссылка

  1. «Природоведение для 2-3 классов», 3. Клепинина, Л. Мельчаков (1979)

Изучение природоведения в школах Советского Союза начиналось с второго класса. Учебники Клепининой, изданные в семидесятых годах XX века, обладали рядом достоинств. систематичность и последовательность изложения.

Каждый раздел построен по единому плану: сезонные изменения в природе, в жизни растений, животных и людей. Такая последовательность помогает детям лучше постичь причинно-следственные связи. В современных учебниках «Окружающего мира», похоже, этого не хватает родителям и ученикам.

Учебник содержит красивую и понятную иллюстрации. Родитель сможет использовать его как дополнительный материал или для чтения ребенку, разъясняя связь времён года с изменениями в природе.

Где найти: ссылка

7.«Ботаника для 5-6 классов», В. Корчагина (1977)

Учебник по ботанике Корчагиной просуществовал уже долгое время. 30 переизданийКнига подробно описывает устройство растений, их составляющие части. Информация подается доступно, тексты не слишком длинные, а рисунки хорошо дополняют содержание.

Этот учебник родители советуют для подготовки к экзаменам ЕГЭ по ботанике. Преподаватели биологии всё ещё… называют Для учеников пятого класса самым подходящим было пособие по биологии от автора, а в шестых-седьмых — работа с учебником «Биология», тоже написанным Корчагиной.

Где найти: ссылка

  1. Физика для всех в трёх томах, Г. Ландсберга (1948).

Выдающийся советский физик, профессор МГУ Григорий Самуилович Ландсберг — редактор этой совместной работы. читающегося Данный учебник по физике входит в число лучших для школьников. Его неоднократно переиздавали, обновленные издания выпускаются и после 2000 года. Его полезно изучать для повторения школьных знаний по физике, а также для саморазвития. Учебник успешно выполняет задачу разъяснения просто о сложном.

Для подготовки к экзамену ЕГЭ этот учебник может оказаться не очень подходящим, так как в нём больше внимания уделено изучению физических явлений, чем решению задач.

Где найти: ссылка

Мнение репетитора

Ольга АлександроваМатематический репетитор из Москвы ведет работу с 1994 года, имеет десятилетний стаж работы в школе и применяет советские учебники во время занятий.

Учебники старого образца, особенно пятидесятых годов, рациональнее построены: каждая тема логично вытекает из предыдущей. Язык советских учебников понятен ребёнку: всё написано просто и доступно, без сложной терминологии. В новых книгах простые понятия часто излагаются слишком сухо и сложно, из-за чего ученик может не понять сути материала.

Современные учебники перегружены лишними картинками, привлекающими внимание ребенка от текста. В старых книгах изображений меньше, и художники стремились к реалистичности: кошка – это кошка, а не карикатура.

Учебники советской эпохи предоставляют основательные и глубокие знания, тогда как современные — порой создают путаницу в голове. Все же, главное – это учитель: его умение обучать важнее самого учебника. Но ведь портной имеет право работать с хорошей тканью, так и любой учитель может эффективно использовать качественный учебник.