
Её вклад в выращивание и воспитание нескольких поколений детей огромный. По её мнению, ребенок любого возраста – это партнер взрослого, готовый к сотрудничеству. Идеи, которыми она руководствовалась полвека назад, современное общество только начинает понимать и применять. Её имя — Эмми Пиклер.
Кто такая Эмми Пинклер
Венгерский педиатр Эмми Пиклер в 1946 году стала руководительницей Дома ребёнка в Будапеште, названного по улице Лоци.
К этому моменту у неё была дочь, воспитанная согласно её убеждениям, и десятилетний опыт работы детским врачом. Как педиатр Пиклер часто посещала семьи, которых патронировала, и давала практические советы. Еще до войны она выпустила первую книгу «Что умеет ваш ребенок», где изложила свои наблюдения и рекомендации. Фотографии и текст свидетельствовали, что и новорожденный младенец способен на гораздо большее, чем предполагают взрослые, а помощь им только мешает. Книга имела большой успех, была издана в других странах, однако критиков нашлось также предостаточно: писали о драме детей, предоставленных самим себе.
Пиклер применяла испытанные в семье методы обращения с детьми в Доме ребенка Лоци. В первую очередь она уволила персонал, для которого дети являлись лишь частью домашних обязанностей, подобно пересчёту одежды или распределению пеленок. На место прежних воспитательниц Пиклер пригласила девушек без профессионального образования, но увлечённых вопросами воспитания детей.
Как раньше родителей, так теперь воспитательниц она учила смотреть на младенцев как на разумных партнеров, готовых к сотрудничеству: обращать внимание на инициативу и сигналы от них, ничего не делать с ними без предупреждения, превращать кормление, купание, смену подгузников из механической рутины в «танец».
Дом ребенка Лоци в Будапеште с течением времени стал исследовательским центром, сохранив свою первоначальную деятельность. В 2011 году дом закрылся, так как приемные семьи устранили проблему сиротства в Венгрии. Исследовательский центр продолжает работу под названием Институт Эмми Пиклер. Аналогичные организации действуют во многих странах мира, занимаясь распространением идей Пиклер: проводя исследования, семинары для родителей и помогая детским садам, работающим по ее методам.
1. Свобода движений
Развитие младенца предначертано природой и происходит естественным путем. Не нужно учить ребенка поворачиваться, садиться, ползать, стоять, ходить, хватать и другим моторным навыкам. Если не вмешиваться, он освоит все самостоятельно, качественнее, чем при внешнем воздействии. Такие дети впоследствии лучше владеют своим телом, реже падают и двигаются грациозно.
Ребятишкам не предлагают ходунки, прыгунки, манежи, гамачки и высокие стулья с ремнями из-за ограничения движений.
2. Адекватное пространство
Для развития моторных навыков младенцу понадобится достаточное пространство. Полезно иметь теплый паркетный пол или большой ковер, игрушки в пределах досягаемости – например, те, которые можно брать в рот. Взрослые должны давать малышу достаточно времени для самостоятельной игры без перерыва.
3. Чувство компетентности
Первые успехи ребенка: дотянуться до игрушки, проползти немного, перевернуться – важны сами по себе. Ребенок, если родители не берут на себя слишком много, проявляет инициативу, учится преодолевать трудности, узнаёт радость от успеха в результате усилий, обретает уверенность в том, что всё может сам, что он компетентен.
Вмешательство взрослых в процесс самообучения ребёнка («помощь») приучает его к позам, которые ребёнок ещё не освоил самостоятельно: сажают, обложив подушками, чтобы не упал, ставят на ножки – и лишают его всего этого.
4. Уважительная забота
С самого начала жизни малышу необходимо словами и действиями показывать его личность, происходящее с ним, предстоящие события, то, что делается с ним и то, что он сам совершает, людей, которые за ним ухаживают, а также окружающую среду.
К малышу нельзя относиться как к кукле – нужно просто помыть, накормить, одеть и выгулять. Чтобы дать ребенку активную роль, которую ему полагается, нужно относиться к нему с уважением, как к разумному человеку.
Представим ситуацию, что взрослый друг заболел, и нужно помочь ему одеться. Вряд ли мы без предупреждения обнимем его и начнем напяливать свитер и носки. Наверное, постараемся подойти к этому вопросу более деликатно, по крайней мере обменяемся парой фраз. Так же и с ребенком: производя какие-либо манипуляции, нужно сначала предупредить о том, что будет происходить, сделать паузу, подождав ответной реакции – например, поднятой ножки при смене подгузника. Реакция может быть и негативной – такие сигналы нужно замечать и принимать во внимание. Если ребенок отворачивается от очередной ложки супа – пора заканчивать кормление. Есть и другие правила: например, ребенка не берут со спины, не действуют его руками.
5. Полное внимание
Родителям, которые одновременно трудятся за компьютером, моют посуду и играют с ребёнком, не следует гордиться своими способностями. Пиклер говорила: «Когда вы находитесь с ребёнком, будьте с ним целиком. А затем разойдитесь каждый по своей дорожке». Для ребёнка полное внимание – это проявление любви и уважения. В случае с младенцами время полного внимания – это прежде всего кормление, купание, смена подгузника, переодевание. Пиклер предлагала превратить эти моменты в неспешный, приятный процесс, где деликатные жесты и фразы матери или воспитательницы способствуют установлению прочного контакта с ребёнком.
6. Полная автономность
Времена полного сосредоточения на ребёнке сменяются периодами спокойного уединения. Для развития чувств малышу не нужны излишние развлечения. Ему хватает того, что даёт окружающий мир: солнечные лучи, тени на стене, кроны деревьев, птицы в небе и движущиеся люди – всё это новое, и ему нужно познать всё новое.
Заинтриговывают судьбы людей, возглавляющих развитие образования и формирования личности?
Подписывайтесь на канал «Лидеры образования»