
30 ноября прошел Всемирный день читателя. Писатель, педагог, переводчик, член Союза российских писателей, кандидат физико-математических наук Елена Киричек делится своим опытом о том, как воспитателям детских садов и школьным учителям привить любовь к книгам.
В детском саду
На этом этапе важно пробудить интерес к чтению и воспитать хороший вкус к литературе.
Методы работы
Словесные. Дети этого возраста — слушатели, а не читатели.
Важно читать вслух, обсуждать прочитанное, заучивать наизусть и учиться пересказывать своими словами.
Практические. Игры, спектакли и сцены по книгам помогают детям полностью погрузиться в сказку или небольшое произведение.
Наглядные. После знакомства с книгой хорошо вместе с детьми рассмотреть иллюстрации, раскрасить, слепить или нарисовать героев, организовать выставку. Издательство «Бумба» выпустило в конце 2023 года серию комплектов, включающих по две тонкие книги: русские народные сказки для детей и раскраски с тематическими черно-белыми иллюстрациями. Такой формат — текст и черно-белые иллюстрации для раскрашивания — подходит детям любого возраста.
Полезной практикой являются «тематические недели» или «тематические дни», когда дети на какое-то время полностью погружаются в атмосферу книги, истории или путешествия. Такие проекты радуют детей и пробуждают интерес к новому.
Родителям стоит присоединиться к чтению. Чтение книг — как домашнее задание.
- необязательно много, но регулярно
- желательно в одно и то же время.
Какие книги выбрать
- Сказки. Для малышей подойдут краткие рассказы Геннадия Цыферова и сказки «Сказки для добрых сердец» Натальи Абрамцевой. Дети постарше оценят иллюстрированные народные сказки из серий «100 русских сказок» и «Родные сказки» издательства «Бумба».
- Рассказы о животных. В настоящее время доступно большое количество качественной литературы, среди классики выделяются произведения Пришвина, Бианки и Сладкова.
- Стихи для малышей. Прочтение стихов вслух особенно полезно для детей, только осваивающих речь, и для тех, кто испытывает трудности с ее развитием. Стихи Маршака, Барто, Чуковского, Михалкова способны удивить своей способностью развивать речь.
В начальной школе
В начальной школе ребёнок переходит от слушания к чтению. Чтение — сложный процесс, для развития интереса к нему важно поддерживать его. Тогда и техника чтения улучшится.
Методы работы
На начальных этапах обучения чтению ребёнку целесообразно давать… читать понемногу, но часто: В среднем занятие длится 5–7 минут. Лучше предложить ребёнку почитать что-то в игровой форме, а не давать приказы. Например, обсудить тему и сказать: «Давай найдем об этом информацию в книге!». Такой подход эффективнее, чем требовать от ребёнка беспрерывного чтения в течение получаса.
Обсуждение прочитанногоОтветы на вопросы, пересказы помогают ребёнку улучшить чтение, научить его анализировать и формулировать мысли. Ведя беседу, важно, чтобы ребёнок ощущал свою значимость в разговоре. Признавайте его суждения, точку зрения.
Прекрасно работают «тематические дниЕсли малыш увлечен какой-либо темой, стоит предложить ему книги на эту тему. Чтобы юные читатели всегда ждали чего-то нового и интересного, нужно устраивать «тематический день» как минимум раз в месяц.
Короткие театрализованные постановки Театр — занятие, привлекающее всех на 10–15 минут. Это интересно и очень полезно.
Каждая постановка побуждает ребенка к поиску дополнительной информации, и педагогу нужно подсказать, что именно читать дальше.
Какие книги выбрать
- Сказки о детях от авторов Носова, Драгунского, Гайдара, Пантелеева и Катаяева.
- Приключенческая литература.
- Познавательные книги об окружающем мире.
- Детские энциклопедии по разным темам: люди из разных стран, роботы, замки, феи и животные.
В средней школе
В этом возрасте может наступить перелом: даже ребенок, интересующийся чтением, может отдавать предпочтение играм и видеоиграм книгам. Поэтому важно сделать чтение ещё более привлекательным. Универсальных рекомендаций по привлечению детей к книге нет, поэтому здесь нужно комбинировать, пробовать и выбирать то, что окажется эффективным в каждом конкретном случае.
Методы работы
По-прежнему отлично работает театрУчастие в спектаклях, даже неформальных, побуждает почитать пьесу или произведение полностью, в оригинале. Другой вариант — посетить профессиональный театр с уроком. Художественное чтение литературных произведений артистами заинтересует ребенка и расширит представление о различных способах чтения книги.
Литературный клуб Внеурочные занятия способствуют сохранению интереса к чтению за пределами школьных уроков.
Встреча с писателем, иллюстратором. Это всегда увлекательно, и кто-то из учащихся, быть может, создаст собственную первую книгу.
Обмен книгами. В классе раз в квартал можно проводить обмен книгами, чтобы личные советы от знакомых побуждали к чтению чего-то нового.
Какие книги выбрать
- Захватывающие рассказы о путешествиях с интересными персонажами.
- Познавательные книги об окружающем мире.
- Мировую литературную классику.
Материалы по теме:
- Как выбрать книги, чтобы разжечь у подростка интерес к чтению?
- Виммельбух приносит пользу детям и выгоду родителям.
- Как интересно рассказывать сказки детям, чтобы помочь им разговаривать лучше.