Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Психолог Елизавета Филоненко Обращает внимание на то, что многие дети нашего времени не стремятся принимать участие в соревнованиях и играх, опасаются пробовать новое и преодолевать страхи. Давайте разберемся, как родителям помочь ребенку стать активным и стремиться к успехам.

Упорством можно добиться результата.

Если у ребенка формируются завышенные ожидания от своих действий, то ему кажется, что каждое дело должно получаться с первого раза: кататься на коньках – сразу встать и ехать, играть на инструменте – быстро и профессионально.

Ребенок, если видит, что к результату в чем-то нужно прилагать усилия и время, может вообще отказаться от этого занятия.

Многом современным детям свойственны завышенные ожидания от своих действий и их последствий.

  1. Современные игрушки

Большинство из них устроены для минимизации вероятности неудачи: идеально пригнаны, легко собираются, требуют минимальных энергетических и творческих затрат, гарантируют быструю победу и приносят радость.

Популярная игрушка — киндер-сюрприз радует ребенка сначала съеденным шоколадным яйцом. Затем ребенок извлекает миниатюрный конструктор и собирает поделку, что приносит еще большую радость.

Несмотря на отсутствие усилий, получилось причудливое изделие. Эмоции приятные: любопытно, что окажется внутри этого яйца. Ребенок испытал радость и осознал личное достижение.

  1. «Развивающие» игры на смартфонах и планшетах

Многие дети начинают играть на планшетах с трёхлетнего возраста. Цифровые игры часто упрощают достижение результата.

Чтобы раскрасить рисунок аккуратно, не выйдя за границы, нужно постараться. Для раскрашивания на планшете достаточно просто тыкать пальчиком по нужным цветам. Сложность этого процесса минимальна. Также компьютерные игры и игры на планшетах устроены так, что в случае проигрыша или неудачи не приводят ребенка к негативным эмоциям.

После каждого неудачного результата моментально поступает предложение продолжить игру: у ребёнка выделяется дофамин — гормон удовольствия и предвкушения. По итогу к пяти-шести годам у детей формируется нежелание пережить неприятности, так как привыкли к тому, что всё удаётся сразу хорошо.



Что делать

Чтобы ребенок научился справляться с мелкими неудачами и недостатками в своих действиях, стоит предлагать ему более сложные игрушки и игры. Это поможет сформировать реалистичные ожидания от его собственных действий.

Оригами — отличное занятие. Чтобы ребёнок сделал хотя бы неровный бумажный кораблик, ему нужно поммять и испортить много бумаги. Ещё необходимо запомнить последовательность складывания. Ровный кораблик, сделанный с десятого раза, — результат усилий и терпения ребёнка.

Стройте вместе с детьми сложные конструкции из деталей, создавайте поделки, требующие самостоятельной работы и изобретательности.

«И опыт, сын ошибок трудных»

И даже при постоянном внушении родителями о том, что «на ошибках учатся», у ребёнка может появиться страх ошибиться.

Откуда он берется?

  1. Личный пример взрослых.

Чувствительность родителей к собственной имиджу и страх ошибок влияют на ребенка.

Обратите внимание на своё отношение к ошибкам. Если вы избегаете дел, в которых не являетесь мастером, ребенок всё также научится такому поведению.

  1. Негативное отношение к ошибкам ребенка.

Рассказывая о важности преодоления страха перед ошибками, родители порой своими поступками противоречат словам.

Первые попытки маленького ребенка аккуратно съесть пищу, донести ложку в правильном направлении, могут вызывать у родителей нетерпение и негативные комментарии типа «Ну кто так ест!», «Все размазал только», «Дай я сама тебя покормлю».

Младенцы довольно спокойно относятся к своим оплошностям, однако под влиянием неуступчивости взрослых начинают понимать, что промах – это неприятность.

  1. Стремление «подстраховать».

Чтобы не столкнуться с трудностями при оценке поведения малыша, взрослые стараются активно участвовать.

В особенности речь идёт о школьных оценках. «Пусть проверю домашку, а то вдруг допустишь ошибку и Марьянна поставит тройку — это плохо, неприятно! » — говорит мать или отец.

Когда ребёнок выполняет задание карандашом или рвёт лист, исправив его повторно при плохом выполнении, это вновь демонстрирует негативное отношение к ошибкам.



  1. Желание «замазать» негатив от ошибки.

Когда ребенок совершает ошибку, ему обычно грустно, стыдно, может даже упасть духом. Маленькие дети часто плачут из-за своих ошибок — например, не выиграли игру или не добрались до цели.

В этот момент родитель также трагически реагирует на эмоции ребенка, пытаясь как можно быстрее заменить их приятной эмоцией, наградой в виде «Ну, ты не расстраивайся, вот тебе конфетка». Утешительные призы, медальки «за участие» даются не за достижения, а порой даже за неудачу.

Здоровое отношение к ошибкам предполагает спокойное проживание негативных эмоций, неизбежных при любом промахе, без попыток их скрыть.

Что делать

Настолько важно объяснять ребенку, что ошибки и возникающие из-за них негативные эмоции – естественная часть процесса обучения. Нужно подчеркнуть, что допускать их совершенно нормально. Важно также напомнить, что несмотря на ошибки, препятствовать продвижению вперед не следует. Ошибка не должна стать преградой для развития.

Это опасное слово «Молодец!»

Современные родители из-за опасений испортить самооценку ребенка часто хвалят его. Однако такое поведение родителей может привести и к понижению мотивации к деятельности.

Когда это происходит?

  1. Стремление к «достигаторству».

Успехи ребенка побуждают родителей стремиться к новым свершениям.

Важно не перегибать палку и прежде всего передать ребёнку, что любит его независимо от достижений.

Размышления о том, что близкие ценят меня только тогда, когда у меня все хорошо, когда я добиваюсь успеха, а без этого – не нужны, весьма опасны. Это бесконечная погоня за любовью: мне нужно что-то делать, демонстрировать, покупать её.

В конце концов, ребёнок может устать от этой мысли и восстать, прекратив всё делать.

  1. Похвала за каждый «чих».

Другой подход — чрезмерная похвала любого, даже неудачного результата труда ребёнка.

Если квартира заставлена детскими рисунками, сделанными левой ногой, и твердят: «Что ребенок ни сделает, уже все гениально», то теряется связь с реальностью. Не понимают, насколько достижение реально хорошее, а что — пустое.

Из каких источников у него появится стимул для новых успехов? Что побудит его искать более высоких целей?



Что делать

Чтобы похвала была полезной, хвалите за настоящие успехи. Если вам кажется, что ребёнок не очень хорошо справился с задачей, подчеркните то, что всё же удалось выполнить.

Пусть ребенок рисует каждый день, а в конце недели выберет лучший рисунок и развесит его на видном месте. Когда появится более удачная работа, замени «экспонат». Такой подход будет стимулировать ребенка больше, чем постоянные похвалы.