Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Сберечь главный новогодний секрет становится непросто для современных родителей – дети могут узнать правду из интернета, если взрослые не следят за этим.
Чтобы сохранить праздничное настроение, воспитателю нужно принять меры. С Татьяной Вотинцевой, экзистенциально-аналитическим, системным семейным психологом и преподавателем, разберемся, как педагогу поступить в этой ситуации. АкадемСити.
В чём причина детской верой в чудеса — размышления психологии.
Для детей малого возраста чудеса реальны, и во многом правдива вера в Деда Мороза. Такой взгляд на мир характерен для данного возраста.
Психолог и философ Жан Пиаже изучал развитие интеллекта и назвал период с двух до семи лет дооперационным.
Это значит, что у детей недостаточно когнитивных способностей для освоения некоторых видов опыта. Например, дети не понимают, что количество вещества или объектов остаётся неизменным при изменении формы или расположения.
Если ребёнок видит одинаковое количество воды в емкостях разной формы — высокой и узкой или низкой и широкой — скажет, что в первой воды больше. Это утверждение сохранится даже при наглядном доказательстве равенства жидкости. Или другой пример: если предметы сначала поставить в ряд, а потом расставить с промежутками, малыш не поймёт изменения расстояния и подумает, что предметов стало больше.
Мальчик посмотрит на первый рисунок и скажет, что в двух рядах поровну кружочков. Если в одном ряду распределить кружочки так же, как на втором рисунке, то ему покажется, что их больше.
Ознакомимся более детально с другими особенностями мышления детей от двух до семи лет.
Использует предметы как символы. Например, палка служит заменой мечу, а коробка — машине.
Одушевляет предметы и явления. С игрушками он разговаривает, представляя их ответами. Деревья кажутся ему грустными из-за отсутствия листьев, а во время дождя небо плачет по его мнению.
Не видит противоречий в своих выводах. Таким образом, возможно утверждение, что лодка плывет из-за легкости, а корабль – благодаря массивности, которая свидетельствует о его крепости и способности самоподдержки.
Невозможно принять нейтральную точку зрения и представить ситуацию с другой стороны. Если спросить ребёнка о количестве братьев, то ответ будет — два. Но если уточнить, сколько братьев есть у его брата, ребёнок может ответить «один» и забыть себя в числе братьев.
Дошкольники пока не владеют логическим мышлением, зато обладают развитым воображением и фантазией. Они сочиняют сюжеты, примеряют на себя роли «врачей», «водителей», «продавцов», меняют правила игры и импровизируют. Непонятные явления дети объясняют при помощи магических историй: например, радуга возникает потому что её рисует волшебник.
Рождение ребенка — это много нового и непонятного, с которым нужно разобраться. В раннем возрасте малыш не способен к логическому рассуждению и анализу. Чтобы познать мир, ему приходится пользоваться магическим мышлением.
Верить чему-либо важно для человека. Это не обязательно должен быть Дед Мороз. Если о нём не рассказывать ребёнку, то он создаст собственные чудеса и будет в них верить, поскольку у него нет разницы между воображением и реальностью. Придя рациональное мышление, трансформируется вера, например, в себя и свои возможности.
Праздники заряжают позитивной энергией и оставляют счастливые воспоминания. Маленькие дети, фантазируя о жизни Деда Мороза, помощниках и доставке подарков под ёлку, развивают креативное мышление. В будущем этот навык поможет решать сложные задачи, находить нестандартные решения и быть оптимистами. Так или иначе, детям нужны яркие эмоции, чудо и волшебство.
Татьяна Вотинцева
Как поступить педагогу, когда один воспитанник сообщает другим о том, что Дед Мороз — вымысел?
Воспитатель должен избегать игнорирования ситуации. Прежде всего необходимо выяснить, как ребёнок получил информацию. От этого будет зависеть то, что его мотивирует и как он ощущает себя эмоционально.
- Сам разузнал правду. Может быть желанием поделиться как секретом, проинформировать. Также ребенок, если самостоятельно догадался, может испытать гордость, желание похвастаться и получить восхищение за разгаданную тайну, в отличие от других.
- Узнал правду насильно. В этом случае малыш может захотеть услышать мнение других людей. Ему также важно высказаться о своих чувствах, особенно если он чувствует себя обманутым и потерянным из-за того, что утратил веру в чудо.
Как поддержать детей в эмоциональном благополучии во время праздников?
- Признайте чувства детей. Создайте обстановку, где каждый сможет свободно выражать свои чувства. Converse с ребёнком, затронувшим эту тему, и скажите ему, что задавать вопросы – естественно. Узнайте у него, как он себя чувствует, а затем дайте возможность другим высказаться.
- Сохраняйте нейтралитет. Не стоит настаивать на том, существует ли Дед Мороз. Дайте каждому ребёнку возможность самостоятельно решить этот вопрос для себя. Главное — объясните малышам, что все люди разные и каждый мыслит по-своему. У всех есть право на собственное мнение, даже если оно отличается, его нужно уважать.
- Сфокусируйте внимание на подготовке к празднику. После того как дети выразили свои чувства и согласились с тем, что у каждого может быть своё мнение, Деда Мороза целесообразно представлять не как дарителя подарков, а как символ Нового года.
Отсутствует единый стандарт, когда ребёнок узнает о правде по поводу Деда Мороза. Возраст зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Некоторые верят до подросткового возраста, и это нормально. Задача взрослого — наблюдать и вовремя отреагировать на ситуацию. Если сверстники насмехаются над ребёнком, нужно провести беседу, дать поддержку и понимание. Можно объяснить, что вера в чудеса и волшебство – ценное качество, которое не обязательно показывать всем.
Разоблачение Деда Мороза в детском саду может негативно отразиться на настроении детей, поэтому воспитатель должен умело разрешить эту ситуацию.
Посвятите внимание не вещным презентам, а праздничному настроению. Попросите детей рассказать о том, каким представляют себе Деда Мороза и Новый год.
Можно устроить игру «Герой Нового года и Рождества». Дети перечисляют персонажей зимних сказок и мультфильмов: Деда Мороза, Снежную королеву, Гринча, Эльзу. Затем малыши рассказывают о качествах этих героев — как положительных, так и отрицательных, и что помогает им совершать добрые поступки для близких и для праздника в целом.
Татьяна Вотинцева
Создаем праздничную атмосферу в детском саду: 5 идей на Новый год.
Для сохранения праздничной атмосферы в декабре в детском саду полезно организовать тематические мероприятия.
«Колокольчики». Для каждой команды подготовьте по 10 бумажных стаканчиков, а для всех участников — по одному колокольчику. На дно каждого стакана внутри напишите числа от 1 до 10 маркерами или положите внутрь кружочки из цветной бумаги с цифрами.
Уложите стаканы на пол рядом. Разделите ребят на две или три команды и вручите каждой команде по колокольчику. Каждый игрок бросает свой колокольчик в стакан. Попыток всего одна. После того как все бросили колокольчики, подсчитайте баллы.
«Предновогоднее бинго».На бинго-картах размером 5 на 5 ячеек запишите зимние развлечения, такие как слепить снеговика, кататься с горки, ходить на каток. Раздайте каждому ребёнку карту.
Играя, вы произносите занятие наугад. Дети закрашивают соответствующую клетку фломастером или цветным карандашом, если успели этим заниматься в декабре. Первый, заполнивший ряд по горизонтали, вертикали или диагонали, кричит «Бинго!».
Можно заполнить биньго-карты данными мероприятиями.
Скачать бинго-карту можно по ссылке.
Редакция Педсовета услышала три идеи. Алена КондрашоваЛауреат конкурса «Воспитатель года России 2020», автор сборника «Напольные игры и задания для детей» и воспитательница дошкольного учреждения № 204 в Красноярске.
«В поисках снеговиков». В общих помещениях детского сада, таких как актовый зал, спортивный зал, коридор, ведущий к группам, развесьте бумажных снеговиков. Задача детей — за неделю отыскать всех снеговиков, подсчитать их количество и сообщить воспитателю результат. За правильный ответ ребёнок получает небольшой приз, например, канцелярский товар: красивую ручку, линейку или карандаш.
«Кто быстрее». Разделите по пять новогодних предметов на участника. Предметы: шишка, елочный шарик, маленькая игрушка символа года. Задача каждого ребенка — собрать полный набор. По команде воспитателя дети ищут предметы. Самые быстрые получают грамоты.
«Новогодняя викторина». Сформулируйте вопросы о Новом году.
- Что просят дети у Деда Мороза?
- В чем носит подарки Дед Мороз?
- Где проживает Дед Мороз?
- Сколько раз звенит колокольчик в новогоднюю ночь?
- Какой аромат фрукта обычно связывают с праздником Нового года?
Рядом с вопросами добавьте окошки для ответов. В викторине дети отвечают вместе с родителями при приходе в сад или отправлении домой. После этого воспитатель проверяет ответы и награждает приз.