
Изображения: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
Успешное обучение зависит от мотивации и позитивной атмосферы на уроках. Что же делать, если ребёнок не только не проявляет желания к учебе, но и демонстрирует агрессивное поведение? Об этом поделилась учительница английского языка с просветителем и публицистом. Светлане МоторинойГлавная героиня предпочла не разглашать свою личность.
В пятом классе появилась девочка, которая с яростью ненавидела английский. Она постоянно что-то чиркала в тетради до дыр, не желала отвечать, не выполняла домашние задания, всячески мешала и саботировала уроки. Сначала я подумала, что это адаптация. У меня был такой опыт: переход в среднюю школу действительно трудный, а у нас еще и математическая школа, нагрузка в пятом классе резко возрастает, не все выдерживают. Я даю время таким ученикам и первую четверть их не дергаю.
К октябрю стало понятно, что это не просто адаптация. Ситуация осложнилась: у девочки появился нервный тик, в тетрадях появились надписи «ненавижу». Раньше мы не виделись с ней, значит эта ненависть была направлена лично на меня.
Что позволило мне избежать обиды и не принимать всё близко к сердцу:
- Похожий опыт
В начале работы со мной сотрудничал подросток, который часто вызывал негативные эмоции. Только после его ухода из школы стало известно о наличии у него психического расстройства.
Это опыт научил меня не принимать резких решений без всестороннего изучения ситуации.
- Психологическое образование
Получив это в статусе учителя, я поняла, что большая часть реакций учащихся — не по отношению ко мне как личность.
- Я допустила ошибки в организации процесса – ответственность за это лежит на мне как педагоге, но не на мне как личности.
- В жизни ребенка случились события, мешающие ему учиться.
Не стоит наказывать детей в обеих ситуациях.
Я решила детально исследовать ситуацию. Первым делом позвонила маме.
Я представилась и выразила беспокойство по поводу текущей ситуации на уроках. Предложила сотрудничество: «Давайте я расскажу вам своё видение. Важно, чтобы вы поделились своими мыслями о причинах происходящего. Возможно, есть что-то важное, о чём мне следует знать, чтобы вместе добиться позитивного результата». Далее я привела факты.
Мама рассказала, что у девочки возник спор с учителем английского из начальной школы: она ее поругала на глазах у всех. Я попросил разрешения остаться после урока и поговорить с ребенком — мама согласилась.
С самого начала своей работы я осознала, что начинать разговор с родителями с обвинений бесполезно. У меня есть дети, младшая из которых — сложная девочка. Если скажут, что мой ребёнок сложный (или другие подобные оценки), это мне не поможет. Нужно понять, как вместе двигаться к результату. С другими родителями тоже: если они видят, что педагог на стороне ребенка, в 90% случаев готовы сотрудничать, не уходят в защиту или нападение.
После беседы с мамой ученицы, я поговорила с ее классным руководителем Она обнаружила, что у девочки трудности возникают и с другими предметами, но не настолько серьёзные, чтобы привести к неврозу, как на её уроках.
В конце занятий я пообщалась с девочкой, которая снова принесла пустой черновик со словом «ненавижу!!!».
Сперва девушка была сгорбившейся, прячась под волосами. Я положила перед нею листок бумаги и спросила: Расскажи, пожалуйста, кому ты пишешь? Мы с тобой знакомы полтора месяца, я никогда не кричала на тебя, не ставила плохих оценок и не пыталась унизить. Понимаю, что, вероятно, это не ко мне.
Ребенок всплакнул. Сначала тихо, шепнув себе под нос. Потом через рыдания сказал, что очень устал, потому что ничего не понимает по английскому, что у него всегда плохо получалось с этим предметом и что так будет всегда. Старался сказать мне что-то вроде: «Все вы учителя такие». На это я никак не отреагировала, спросила, почему он так считает, и добавила: Обрати внимание, сейчас в нашем классе мы ничего нового не изучаем, ведь в пятом классе всегда учатся дети, у которых раньше не было английского языка. Я могу повторить материал ещё раз. У меня есть консультации, мне хотелось бы, чтобы тебе стало легче на моих уроках. Затем распахнулась дверь, и из неё раздался рассказ о конфликте в начальной школе.
С тех пор более старательной ученицы у меня не было. Не возникло ничего сверх профессионального, она не проявляла каких-либо чрезмерных эмоций. Наш контакт был строгим и рабочим: выполняли свои обязанности. После девятого класса она перешла в другую школу, даже писала на своей странице в соцсетях о том, как скучает по одному учителю из предыдущей школы. Угадайте по какому…
Материалы по теме:
- Преследование учителей: факторы насилия учащихся
- Противостояние учителей и родителей: пути к согласию
- Как педагогу преодолеть раздражение к коллегам, ученикам и родителям?