
Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
В телеграм-канале Члены совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ поделились мнением о том, в каких школах работать лучше: муниципальных или частных.
Елена:
Перехожу из общеобразовательной в частную школу. Преимущества: небольшие классы, достойная оплата труда и современное оборудование. Недостаток — капризные и чрезмерно требовательные родители, которые часто предъявляют претензии без причины.
Оксана:
В частной школе не принуждают к чему-либо: нет бесконечных отчетов, вакцинации и цифровизации. Ремонт отличный, кабинеты — роскошные. Ничего покупать не нужно. Родители и дети довольны и спокойны. Но гарантий по зарплате или нагрузке нет. Поэтому остаемся в государственных, несмотря на такие ситуации: приходим утром 10 мая, с нас требуют отчет, мол, «А что так трудно найти 3–4 часа 9 мая и сделать?».
Светлана:
Работала в государственной гимназии, теперь в частной школе. Преимущества для меня: классы до 18 человек, отсутствие бумажной волокиты, широкие возможности для действий, любимая система Эльконина-Давыдова, адекватное руководство, бесплатное кафе для сотрудников. Недостатки: небольшая зарплата, мало общения с коллегами, они не хотят общаться.
Евгения:
Опыт работы имеется в частной школе. Классы вмещают примерно двадцать человек, если больше тридцати, то делят на две группы. В муниципальных классах может быть до тридцати восьми учеников, часть из них не владеет русским языком и часто присутствуют дети с особенностями развития. Но молодым учителям там предлагают подъемные.
Родители из частных и государственных школ предъявляют учителям претензии, причём постоянно вызывают их на ковер и унижают.
Наталья:
Работаю уже во второй частной школе. Каждая из них особенная. В предыдущей платили хорошо, но наличными, в классах обучались «отборные» дети — конкурс пять человек на место. В новой платят меньше, зато всё официально. Много детей здесь из муниципальной школы не могут учиться — с ОВЗ, отсутствием воспитания и так далее.
Даже если учителя государственных школ будут недовольны, будущее принадлежит частным учебным заведениям. Там упор делается на образование и воспитание, а не на получении баллов посредством участия в подозрительных конкурсах.
Александра:
Вспоминаю период пандемии COVID-19 и могу утверждать: государственная школа — это надёжно. Когда началась нестабильность, многие мои знакомые перешли в частные учебные заведения, но когда всё закрылось, их просто оставили без зарплаты во время отпуска за свой счёт.
В моей большой сельской школе тихо и спокойно. В конце года проверяются лишь результаты учеников по контрольным работам. Участие в конкурсах приветствуется, и школа оказывает помощь. Родители разумны. Единственный минус — печатание электронной ведомости.
Анастасия:
Перешла в частную школу в этом году. Из документов только журналы и отчёты по итогам четвертей — это удивило приятно. Работа с девяти до шести непростая, но я нашла душевный покой, потому что занимаюсь любимым делом. Зарплата пока небольшая, но лучше заниматься только детьми и немного документацией здесь, чем только документацией и немного детьми там.
В школе я измучивалась бесконечным потоком бессмысленных отчетов, курсов и вебинаров, никак не связанных с преподаванием. Неужели нельзя освободить учителей от обязанностей документалиста, чтобы они могли быть счастливыми?
Алексей:
В муниципальной школе трудиться непросто, если ты неординарный человек: «Тоже мне выскочка!» или «Вот мы так работаем, и ты так же». Влияет на ситуацию внутришкольное сообщество, но придется бороться за свое положение.
Второе – там непонятно, как формируется зарплата. Неясно, кто и по каким критериям оценивает портфолио, а также почему за одинаковый результат начисляются разные премиальные.
В частной школе приходится уделять больше внимания саморазвитию и стремлению выделяться среди коллег, а также из числа прочих учебных заведений.
В-четвертых, учителя из государственных школ часто говорят, что никто им не помогает. После этого многие перестают просить и ждать помощи. Возможно, это наследие СССР: подчиняться начальнику необходимо не из-за его профессионализма, а потому что он начальник.
В-пятых, те же педагоги жалуются на школьников: много учеников в классах, никто ничего не хочет делать, ребята покидают занятия и так далее. Ребята повсюду ребята. У детей нет проблем, проблемы у взрослых, которые их окружают.