Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

В апреле российские школы стали принимать заявления от родителей первоклассников. Педагогический совет решил выяснить, по каким причинам родители выбирают определенные образовательные учреждения для своих детей.

10-12 лет назад для большинства Родители считали хорошую учительскую команду главным аргументом при выборе школы. Некоторые готовы были перевозить детей в другую часть города из-за высококвалифицированного педагога начальных классов.

В марте 2022 года, согласно исследованию аналитического центра Университета «Синергия», проведенному для Педсовета, этот показатель утратил первостепенное значение. Участники опроса оценили профессиональные и личные качества первого учителя только на пятом месте по значимости. Что же россияне считают важным при выборе школы?

Рейтинг учебного заведения и возможность занимать свободное время вне уроков.

5 процентов и 4 процента опрошенных соответственно

Родители наиболее спокойно относятся к этому показателю.

Рядом с нашим домом находятся две общеобразовательные школы. Одна из них входит в список 300 лучших школ Москвы. В ней углубленно изучают иностранные языки: английский и даже китайский. За место в этой школе в нашем районе идет настоящая борьба: огромная очередь уже на подступах — к детскому саду, который относится к этому образовательному учреждению. Люди ищут какие-то сомнительные пути, используют связи, чуть ли не взятки — рассказывает. Александра Смирнова— Мама девочки, которая собирается поступать в первый класс: мы не стали участвовать в этой борьбе за престиж, спокойно пошли в сад при другой школе, рядом с домом. Там очередей не было. Уже все документы оформили для перевода в первый класс. Не вижу смысла создавать такие трудности и выбивать место.

Первое место по значимости для ученика занимают личностные и профессиональные характеристики преподавателя.

8 процентов опрошенных

Педагог, мама двоих школьников Наталия Мельникова Из Череповца заявляет, что этот показатель ей был самым важным.

Значение имеет прежде всего учитель. Именно человек формирует у ребенка знания, независимо от используемой программы. Прежде чем набрать класс, мы узнавали о педагоге, спрашивали родителей про предыдущий опыт обучения. Конечно, хорошо, если ребенок имеет новые парты и свой шкафчик для переодевания, но это не главное в учебе. Важен учитель, способный научить, ценящий каждую личность и имеющий опыт работы и энтузиазм внеурочных занятий.

4-е место: отзывы о школе и учителях

13 процентов опрошенных

С этой точки жительница Вологды начала поиски подходящего учебного заведения для дочери, которая в этом году пойдет в первый класс. Валерия Присмотрова:

Мы недавно переехали и ничего не знали о местных школах и учителях. Я изучала отзывы о школе в интернете, на родительских форумах, в социальных сетях. После прочтения большого количества отзывов складывается более или менее полное представление. Мы выбрали несколько школ с большим количеством положительных отзывов, а затем стали рассматривать другие характеристики.

3-е место: содержание образовательной программы

15 процентов опрошенных

Большинство школ предлагают ограниченный набор программ для начальной школы: «Школа России» или «Школа 21-го века». Нам нужна была развивающая система, программа Эльконина-Давыдова. Школа с такой программой не очень удобно расположена, но мы постараемся, рассчитываем на помощь бабушек. Анна Петренко из Москвы.

Второе место занимает состояние материально-технического оснащения школы.

17 процентов опрошенных

Москвичка Евгения Михеева Считается, что школа, её интерьер и оснащение современными технологиями воздействуют на восприятие ребенком образовательной среды.

В районе есть две школы, куда можно попасть по месту жительства. Одна — новая, современная, с красивым актовым залом, спортивным комплексом, светлыми классами. Вторая не такая комфортная, без излишеств, расположена в старом здании. Рейтинг школ примерно одинаковый, отзывы родителей тоже. Дочь выбрала более новую школу, и я поддержала ее решение. Мне кажется, если дети находятся в пространстве, которое им нравится, это положительно сказывается на их самочувствии и желании учиться.

Главным критерием стало удобство проживания: дом должен быть поближе к учебному заведению, а дорога к нему — безопасной.

28 процентов опрошенных

Этот показатель был ключевым для многих родителей.

Ездить учиться далеко нереально: целый день на работе, едва хватает времени утром отвезти ребёнка в школу и вечером забрать с занятий. В итоге остановились на учебном заведении по месту жительства. Программа обучения тоже привлекательна, но меньше первого фактора. Ксения Ломова.

Комментарий эксперта

Образовательный консультант, создатель проекта «Школа Гуру» и бывший руководитель столичной школы №1540. Марина Моисеева Родители ежегодно меняют свои предпочтения и ориентиры при выборе школы. В целом всё будет зависеть от уровня социально-экономического развития региона и запросов семьи. Жители Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов будут иметь больше возможностей.

Чем больше образовательных учреждений в городе и выше образовательный и социально-экономический уровень родителей, тем больше вопросов у них к школе. Некоторые семьи предпочитают простое: главное, чтобы ребенок был здоров и не беспокоил. В таком случае школа для них как «сейф» для временного размещения детей во время работы родителей, желательно поближе к дому.

Некоторые семьи предъявляют особые требования. Хочется дать ребенку наилучшее, а возможности для этого есть. В таком случае важно не только расположение школы, но и её структура, ценности, программы обучения, уровень подготовки педагогов. Для таких семей учебное заведение — центр образования, в жизнь которого участники активно включаются: входят в общественные советы и т. д.

Эксперт считает, что итоги опроса «Синергии» отражают реальное положение дел в обществе и показывают потребности родителей, а также уровень благосостояния жителей страны.

Семьсот семьдесят жителей различных регионов Российской Федерации, имеющие одного или двух детей дошкольного возраста.