
Фотографии: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая.
Цифровизация школ — неотвратимая реальность. Электронные журналы и дневники, компьютеры в классах, проекторы вместо доски стали частью учебного процесса. Но насколько эффективны все эти новшества? Какие технологии действительно необходимы школе, а что обусловлено модой? Что выбрать в первую очередь? Разбираемся с Антоном Федоровым, заместителем директора по ИТ в «Новой школе» (Екатеринбург).
При подборе техники необходимо чётко определять приоритеты. Излишне стремиться к модной передовой технике, пока не удовлетворены основные потребности учреждения. В противном случае цифровизация обернется проблемой.
Схема Маслоу в виде пирамиды поможет правильно расставить приоритеты при выборе технического оснащения для школы.
- Приоритет первого уровня Учителя обеспечен рабочим местом с качественным компьютером, интернетом, колонками и веб-камерой.
Без решения этого вопроса в школе не следует заниматься последующими уровнями. Экономически выгодно приобретать классические компьютеры с отделенным блоком системных устройств. В них ремонт и замена комплектующих просты, а в ноутбуках подобная процедура обходится намного дороже.
- Приоритет второго уровня — проекционное оборудование.
В каждом помещении важно обеспечить возможность демонстрации учебных материалов на большом экране. Для небольших кабинетов оптимальным и экономичным решением станет ЖК-телевизор. В случае просторного помещения рекомендуется использовать яркий проектор со экраном подходящего размера.
- Приоритет третьего уровня Планшеты для рисования, камеры для сканирования документов, пульты управления презентациями, небольшие печатающие устройства.
Без этих устройств вполне можно обойтись, но, если умеете ими пользоваться, обучение станет более результативным. МФУ или принтеры в каждом классе не обязательны. С экономической точки зрения выгоднее установить несколько мощных устройств в общедоступных местах — например, в учительской. В таком случае педагогам будет выгоден постоянный доступ к исправным и готовым к работе аппаратам, на которые можно отправлять материалы прямо из кабинета.
- Приоритет четвертого уровня — интерактивные доски, интерактивные панели.
В большинстве школ наблюдаю одинаковую картину: в более чем 70 процентах случаев интерактивная доска применяется только для проекции. Едва несколько учителей осознанно и систематически используют возможности этих устройств. По моим наблюдениям, таких не больше пяти процентов. Вывод прост: покупать интерактивные доски или панели нужно под конкретного педагога, который желает и способен максимально использовать их потенциал.
- Приоритет пятого уровня — VR-устройства.
На московской выставке комплексов виртуальной реальности для уроков физики разработчики не смогли донести преимущества лабораторных работ в таком формате. Эти задачи выполнишь куда проще и наглядно обычным способом. В итоге остались недовольны.
Оборудование нужно рассматривать только после решения хотя бы трёх первостепенных задач. В противном случае это станет лишь затратной забавой, а не прогрессивным развитием.
Вопрос о необходимых технологиях в школах России сложен из-за разницы между учебными заведениями по оснащению и уровню подготовки учителей. Сегодняшние карантины сделали нормой проведение уроков как очно, так и онлайн в различных комбинациях. Каждой школе нужно самостоятельно решить направление развития, исходя из ситуации, возможностей, желания и способностей каждого учителя.
Материалы по теме:
- «Цифровая школа — это не урок, где всё время работаешь за компьютером. »