Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Алина Семенова, молодая учительница физики, работающая в российском областном центре два с половиной года, поделилась своей историей с Педсоветом.

Учёба с «сюрпризом»

В школе я решила для себя профессию. Физика нравилась мне, была одной из немногих, кто увлечённо решал задачи, делал домашнее задание и легко воспроизводил формулы. Было сложно подготовиться к ЕГЭ из-за частой смены учителей физики, но я поступила в вуз.

Учение приносило удовольствие, трудности меня не беспокоили, дисциплина увлекала. Первое, что сразу бросилось в глаза, — это отношение преподавателей вуза к работе в школе с детьми. В основном они негативно относились к такому труду. Один методист даже говорил: «Все дети — сволочи, и к ним нужно подходить с этой установкой! Их надо не любить, а учить и спрашивать по всей строгости за все!»

Прием такой не устраивал меня. Предполагала, что любовь к детям позволит сочетать строгость с передачей знаний. В моём представлении строгие и злые учителя — это уставшие люди, потерявшие энтузиазм из-за многолетней работы. Не верила, что подобные установки могут прививаться будущим педагогам в стенах университета.

Первый год в школе

Учительские будни оказались совсем неожиданными. В школьные годы мне казалось, что учителя живут спокойной жизнью и уходят домой в четырнадцать часов. А на самом деле никто не знает, сколько пачек тетрадей учитель берет домой и сколько ему нужно разработать конспектов на следующий день для подготовки к уроку.

Представляла, что буду заниматься исследованиями и активно работать с детьми, но нагрузка — 32 часа (шесть-семь уроков в день) с седьмого по одиннадцатый класс плюс бумажная работа для дополнительных занятий, не оставляет времени. Надеюсь, удастся нормально к урокам готовиться. Особенно в начале это нужно делать тщательно, чтобы ничего не пропустить!

Я могу закончить проверку тетрадей в 22:00, как и сейчас. Праздники, выходные, плохое самочувствие никого не волнуют. Тебя ставят перед необходимостью учить 250 детей, и тебе нужно каким-то образом запомнить их способности и возможности, подойти к каждому индивидуально. Это необходимо для продуктивности, а не работы «для галочки». Я хочу это.

В 11 часов вечера ученик или его родитель может написать: «Извините, а почему у меня/моего сына выходит тройка в четверти?». Это происходит за неделю до окончания четверти. Хочется кричать, но я делаю глубокий вдох и объясняю почему.


Дополнительные материалы:

  • Трудоголизм среди педагогов: анализ причин, проявления и советы специалиста по здоровью
  • Противостояние педагогов и родителей: причины разногласий и пути разрешения

Проблемы молодого педагога

Моя главная ошибка — трудоустройство в школу, которую я окончила. Статус учителя не устанавливает границы и субординацию с другими учителями. Я для них по-прежнему Алина, а не Алина Сергеевна.
Мои учителя, ставшие коллегами, постоянно расспрашивали о моих одноклассниках, о том, кто родил, женился, переехал. Мне бы хотелось советов от коллеги, а не расспросов: «Алин, а что ж там Машка — родила второго или нет?».

Заходишь в учительскую по делу — повесить ключ или взять журнал. А там чай пьют. И глаза сразу круглые делают: видимо, хотят сказать: «Семенова, ты что без стука? Почему не на уроке?!» Забавно и грустно одновременно.

Как могут люди считать тебя специалистом, если наблюдали весь твой путь от пятого класса? Увидели как выполняешь домашние задания, пишешь диктанты и контрольные, бегаешь на перемене, ссоришься с мальчишками, опаздываешь, участвуешь в школьных постановках и даже иногда прогуливаешь. Шесть лет люди привыкли видеть тебя Алинкой из 5Б, 8Б, 11Б. А теперь ты вдруг приходишь и говоришь: «Здравствуйте, коллеги, я — Алина Сергеевна, учитель физики».


Дополнительные материалы:

  • Начало педагогической карьеры: как молодому учителю завоевать доверие коллег.
  • «Токсичные коллеги на работе: как их выявить и поддерживать благополучные отношения

Планы на будущее

Закончив работу в одной школе, перешла в другую. Наша система такова, что независимо от места работы условия практически везде идентичны. За полтора года работы в государственном бюджетном образовании я действительно выгорела.

В студенческие годы я совмещала учёбу с работой репетитором. Это приносило хороший доход и оставалось приятным занятием. У меня была маленькая дитё, но всё получалось. Сейчас такое представляется невероятным.

Желаю вновь повторить этот опыт: окончить учебный год и перейти в частное образование. Так смогу предоставлять качественные знания детям, непрерывно развиваться как специалист и человек, увлеченный наукой, и не забывать о семье.


Материалы по теме:

  • Прежний преподаватель, ведя блог, высказывается: в учебном заведении «младшим» заняться нечем. »
  • Учителя, дышите полной грудью!
  • Резюме педагога: советы по составлению анкеты для частной школы.