Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Признаки выгорания у педагога-воспитателя: на что обратить внимание
  • Отпуск – это не нарушение трудовой дисциплины: как правильно выбрать время для отпуска и найти общий язык с начальством
  • Перезагрузка за 14 дней: как восстановиться качественно
  • Как избежать выгорания: стратегия профилактики
  • Чек-лист «Самодиагностика выгорания»

У 55% российских педагогов высокое выгорание. Это состояние, которое появляется, когда человек долго не восстанавливается от стресса: шума, избытка коммуникации, постоянной ответственности за безопасность и эмоциональных перегрузок. Иначе говоря, специалист отдает ресурсы, но не компенсирует их качественным отдыхом.

Как распознать профессиональное выгорание и какие действия помогут вам справиться с ним — об этом вы узнаете в нашей статье.

Тревожные звоночки: как распознать выгорание

Педагоги нередко невольно скрывают признаки выгорания, фокусируясь на поддержании дисциплины. Сотрудник продолжает выполнять свои обязанности, но это требует от него значительных усилий. Давайте рассмотрим, какие симптомы указывают на выгорание.

Включает режим «автопилота» в работе. Воспитатель справляется с поставленными задачами, однако не контролирует процесс их выполнения. К примеру, он не запоминает, какие игры были предложены детям, кому потребовалась помощь при переодевании, с кем обсуждались правила поведения на улице. Таким образом, он находится в помещении физически, но отстранен морально. Когда мозг испытывает перегрузку, он начинает экономить ресурсы, что приводит к увеличению числа незначительных ошибок.

Реагирует резко на нейтральные стимулы. Недостаток отдыха и продолжительное воздействие стресса уменьшают чувствительность к внешним раздражителям. В таком состоянии даже незначительные дополнительные факторы могут вызывать чрезмерную реакцию. Ситуации, которые кажутся обычными, такие как громкий смех или вопросы родителя о ребенке, воспринимаются воспитателем как агрессивные действия.

Теряет выдержку. Недостаток энергии заставляет мозг отдавать предпочтение элементарным и оперативным решениям, которые нередко оказываются неточными. В такой ситуации человек может начать перебивать собеседника, высказываться категорично, и его гнев вспыхивает мгновенно. Вместо того чтобы предложить повторно объяснить правило, педагог, не осознавая этого, может повысить голос и произнести: «Я сказала: положи и сядь!»

Чаще болеет. Мышечные спазмы в области шеи и плеч, головные боли в конце дня, проблемы со сном и частые простудные заболевания могут указывать на выгорание. Если педагогу приходится посещать аптеку каждые 4–6 недель для приобретения назальных капель, антибиотиков и жаропонижающих препаратов, это свидетельствует о том, что организм не справляется с чрезмерной нагрузкой.

Признаки профессионального выгорания часто проявляются и за пределами рабочей среды. Человек может избегать общения с родными и друзьями, ограничиваясь необходимым взаимодействием, всё чаще предпочитая уединение или отдых вместо занятий любимыми делами и времени, проведённого с семьей. Это связано с тем, что нервная система пытается компенсировать недостаток восстановления.

Отпуск – это не нарушение трудовой дисциплины: как правильно выбрать время для отпуска и найти общий язык с начальством

Истощение физических и эмоциональных сил негативно сказывается как на самом работнике, так и на его работе. Отсутствие перерывов может привести к нарастанию ошибок и их серьезности, а также к конфликтным ситуациям в общении с коллегами.

Чтобы разрешить возникшую проблему и избежать её дальнейшего развития, необходимо взять отпуск. Далее представлена информация о том, как к этому подготовиться и обсудить это с начальством.

Шаг 1. Предложите решение, а не создавайте проблему. Для этого необходимо четкое планирование. Заранее установите точные даты, например, «с 15 по 28 октября — период в 14 дней».

Необходимо также предусмотреть альтернативные сценарии отказа: например, «диапазон 8–21 октября» или «разделить мероприятие: 7 дней в октябре и 7 дней в декабре». Важно продемонстрировать готовность к обсуждению и поиску компромиссного решения, которое будет приемлемо для всех сторон.

Читайте также:
5 игр с крупой для дошкольников

Подробнее

Соберите папку со всеми материалами, использованными на занятиях, на время вашего отсутствия. Это позволит снизить объем работы для ваших коллег, которые будут вас заменять. Какие элементы стоит включить:

  • конспекты 5–7 универсальных занятий и 10 простых игр, которые не требуют дополнительных материалов;
  • список детей с особенностями: у кого есть аллергии, какие лекарства кому и когда выдавать, какие есть триггеры поведения — кто с кем дружит, а кого лучше рассаживать;
  • контакты родителей.

На третьем этапе необходимо определить дату встречи с руководителем. Идеально, если это будет спокойное утро вторника или среды, без спешки. Заранее согласуйте дату встречи, например, за неделю. Этого времени будет достаточно, чтобы подготовить папку со всеми необходимыми документами для замещающих сотрудников и сразу представить ее руководителю.

Благодаря такому решению удается поддерживать стабильность рабочих процессов и уменьшить вероятность получения рабочих запросов во время вашего отпуска.

Перезагрузка за 14 дней: как восстановиться качественно

Необходимо организовать отпуск таким образом, чтобы он был продуктивным, а не просто пролетел незаметно, как обычный период отдыха. Предлагаем рассмотреть стратегию восстановления.

День 1–3. Часто люди ошибочно планируют путешествия и насыщенный досуг сразу после интенсивной работы. Однако, организму, который подвергался значительным нагрузкам, необходим покой. В первые дни после нагрузки важно постепенно перестраиваться: отключить оповещения, спать необходимое количество времени и восстанавливаться без лишних усилий, например, читая книги, просматривая фильмы или совершая неспешные прогулки.

День 4–7. После периода отдыха можно возобновить физическую активность, выбирая занятия, которые приносят положительные эмоции, например, йогу, пешие походы или плавание.

День 8–10. На второй неделе важно уделить внимание психологической поддержке. Для этого можно, например, посетить очную или дистанционную лекцию, сходить в музей, послушать подкаст или почитать книгу.

День 11–14. В последние дни отпуска не стоит беспокоиться о скорой работе. Вместо этого полезно сделать легкие планы. Например, можно создать перечень приятных занятий, которые удобно вписать в свободное время: выпить чашку кофе в тишине, выполнить упражнения на дыхание или коротко записать свои ощущения в дневнике, чтобы понимать, что происходит.

Не стоит стремиться реализовать все запланированное за две недели, гораздо важнее предоставить себе возможность отдохнуть, восстановить физическое и эмоциональное состояние. Если включить простые ритуалы ухода за собой в распорядок дня перед возвращением к работе, это поможет вернуться с обновленной энергией.

Как избежать выгорания: стратегия профилактики

Выгорание развивается постепенно, а не возникает мгновенно. Хроническая усталость, как правило, накапливается в течение длительного времени. Чтобы избежать повторных эпизодов, необходимо внедрить профилактические меры.

Делайте паузы. Даже в рабочее время можно уделить 2–3 минуты на медитацию, выпивку стакана воды или легкую разминку. Эти небольшие, но регулярные действия помогают избежать переутомления.

Заботьтесь о теле. Основа крепкого здоровья – это достаточный сон и регулярные физические упражнения. Недостаток сна и хроническая усталость оказывают разрушительное воздействие на организм, превосходя по своим последствиям даже профессиональные трудности и личные проблемы.

Регулярно разгружайтесь психологически. Не стоит подавлять свои эмоции, важнее их разбирать. В этом могут помочь ведение дневника, консультации с психологом и откровенные беседы с коллегами.

Планируйте отпуск. Планирование отпускных дат и их использование без необходимости доводить до завершения текущие задачи – это ответственность перед собой. Также необходимо защищать личное время, например, устанавливая границы для коллег и родственников, чтобы они не ожидали ответа на звонки и сообщения после окончания рабочего дня.

Педагог, уделяющий себе столько же внимания, сколько и воспитанникам, предотвращает профессиональное выгорание и приобретает устойчивость к стрессовым ситуациям и трудностям.

Чек-лист «Самодиагностика выгорания»

Для своевременного выявления признаков, вызывающих беспокойство, рекомендуется периодически проводить самооценку.

  • В течение последних двух недель вы несколько раз покидали рабочее место в состоянии сильного переутомления.
  • Сон стал неглубоким, либо вы спите продолжительное время – 10–12 часов – однако не ощущаете прилива сил.
  • В последнее время наблюдается увеличение частоты болей, спазмов и простудных заболеваний, отклоняющихся от вашего обычного состояния.
  • Заметили, что раздражительность по отношению к детям или родителям участилась.
  • Повышенный аппетит: вы пропускаете приемы пищи или, наоборот, заедаете стресс в вечернее время.
  • Вы отменяете приятные планы, потому что на них нет сил.
  • Постоянно, с началом рабочего дня, появляется желание дождаться вечера».
  • Удовлетворение от достижений детей уменьшилось: вы склонны обращать внимание на трудности, а не на их развитие.
  • Избегаете общения с коллегами и родителями.
  • Звуки, характерные для обычной обстановки, такие как шум, крики и беготня, стали вызывать больше раздражения, чем прежде.
  • Отсутствует мотивация к изучению нового: вебинары и лекции вызывают усталость, а не желание узнать что-то новое.
  • Вечером обычно остается достаточно энергии только для просмотра сериалов или бесконечного листания социальных сетей.

Расшифровка:

Ответов «Да» 0–3. Вы в ресурсе, но отслеживайте свое состояние.

Ответов «Да» 4–6. Первые признаки истощения указывают на необходимость заботы о сохранении ресурсов.

Ответов «Да» 7–9. Для восстановления после сильного истощения рекомендуется запланировать отпуск в течение ближайшего месяца.

Ответов «Да» 10–12. Существует значительный риск профессионального выгорания, поэтому рекомендуется обратиться к психологу и взять перерыв в работе.