Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Аффективное развитие и речевые расстройства
  • Виды расстройств речи и их воздействие на формирование эмоций: общая незрелость речи, дизартрия, заикание, алалия.
  • Психологические последствия речевых нарушений
  • Как логопед может способствовать эмоциональному развитию детей?
  • Игры, творческие методы, невербальные способы общения.
  • Упражнения логопедов для развития эмоционального интеллекта у детей.

Дети с речевыми нарушениями могут испытывать трудности в своей эмоциональной жизни.

Эксперт НИИДПО, образовательной компании из группы, объяснила, почему дети с нарушениями речи испытывают трудности с эмоциями, и как логопед может им помочь. АкадемСити, логопед Оксана Минеева.

Речевое развитие — фундамент для эмоционального общения.

Речь служит средством общения и инструментом выражения себя. Ребёнок с правильным развитием речи может поделиться своими чувствами, желаниями и мыслями. Рассмотрим, в чём ещё её польза.

Фиксировать чувства. Слова помогают точно обозначать различные эмоции и нюансы чувств. Развитие речи позволяет ребенку более точно выражать свои переживания, что способствует лучшему удовлетворению потребностей, порождающих эти эмоции.

Выражать желания. Ребенок со стандартным языковым развитием может изложить свои желания. Нет необходимости добиваться своего с помощью неприемлемого поведения: гневаться, кричать, устроить скандал.

Понимать эмоции других. Речь выражает эмоции. С её помощью можно понять чувства собеседника и уловить нюансы его высказываний.

Эмоциональный интеллект человека зависит от развития речи: умение распознавать, выражать, управлять своими эмоциями, а также понимать и применять чужие для достижения личного блага.

Проблемы речи и их воздействие на эмоциональное становление.

Ребёнок с речевыми нарушениями часто сталкивается с трудностями в распознавании и понимании эмоций, как своих, так и чужих. Без возможности ясно выражать свои потребности и чувства словами, ребёнку сложно адекватно донести переживания.

Дети с тяжелым нарушением речи не всегда понимают причины радости или печали окружающих, им сложно понимать социальные ситуации. Это ограничивает их эмоциональный мир, создавая напряжение и неустойчивость.

Ребенок может ощущать бессилие, проявлять агрессию или избегать общения. Тревожность увеличивается, возникают страхи и нелюбовь к себе. Эмоционально-волевая сфера у детей с нарушениями речи усугубляет речевые трудности, формируя замкнутый круг.

В некоторых ситуациях жесты могут помочь выразить эмоции. Однако существует вероятность неправильной трактовки детского эмоционального состояния, поскольку людям придают разное значение одному и тому же жесту.


Маленькие дети, ещё не умеющие говорить, выражают свои желания жестами. Даже родитель иногда не понимает, что ему нужно дитя. Неправильно данная игрушка может вызвать у ребёнка каприз или истерику.


Ребенок с нарушениями речи может передавать свои желания жестами, однако не каждый это поймет. В таких случаях необходимы слова.

Оксана Минеева

Типы речевых расстройств и их воздействие на эмоциональное развитие: общая недостаточность речи, дизартрия, заикание, алалия.

Дети с ТНР могут проявлять эмоции по-разному.

  • повышенная возбудимость и расторможенность;
  • апатия, замкнутость, сниженная активность.

От психологического развития ребёнка с речевыми проблемами это зависит.

Тип речевого нарушения

Эмоциональные трудности

ОНР (общее недоразвитие речи)

В случае нарушения речи (ОРН) страдают все элементы речевой системы, в то время как интеллект ребёнка сохраняется.

Он осознает свою уникальность и наблюдает за реакцией людей на неё.

Такое состояние порождает страх, усиленную тревожность и снижение самооценки. В определенных обстоятельствах оно может проявляться в виде агрессии и стремления защититься физически.

Ребенок мало говорит, не проявляет желания общаться или заниматься другими делами.

Дизартрия

При дизартрии речь недостаточно ясная и понятная. Произнесение слов, слогов, звуков даётся ребёнку с трудом.

Из-за этого возникают проблемы с общением. С ребенком могут общаться плохо или вовсе не обращать на него внимания.

Ребенок может отстраниться или вести себя агрессивно, стремясь привлечь внимание неуместными действиями.

В специальных учебных заведениях для развития речи эта проблема встречается реже.

Заикание

Сложно ребенку говорить как в повседневных разговорах, так и во время учебы. Из-за этого ребенок избегает общения.

Из-за этого ребёнок боится говорить, стремится быть незаметным, не проявлять активности. Необходимость излагать мысли словами создаёт ему стресс и усиливает эмоциональное напряжение.

Алалия

Без возможности говорить нельзя делиться мыслями, желаниями, нуждами и чувствами.

Младенец не умеет выражать свои эмоции и понимать эмоции других.

Это порождает агрессию и страх, и человек может полностью замкнуться в себе.

Нельзя утверждать, что определенное речевое расстройство вызывает конкретную эмоциональную трудность. Ребенок переживает разнообразные эмоции, одних выражает ярче, других слабее. Любое нарушение речи создает эмоциональное напряжение, выход которого зависит от социальной обстановки и самого ребенка.

Оксана Минеева

Психологические последствия речевых нарушений

Проблемы с речью у детей могут приводить к трудностям, сохраняющимся в течение всей жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Низкая самооценка. Пониженный уровень коммуникативных способностей у ребенка вызывает чувство неполноценности и стыда. Ребенок может сравнивать себя с ровесниками, ощущая несоответствие.

Фрустрация. Когда ребёнок желает поделиться своими нуждами, эмоциями и переживаниями, но не может это сделать, чувствует глубокое расстройство и бессилие.

Беспокойство и напряжение из-за взаимодействий с другими людьми. Потребность в общении, просьбе или вопросе может вызывать сильный страх или беспокойство у некоторых людей. Вместо диалога некоторые дети могут начинать плакать или отстраняться.

Социальная изоляция. Из-за проблем общения с ребёнком сверстники могут прекратить с ним общаться.

Депрессия. Постоянные расстройства и отсутствие социальных связей могут вызвать депрессию. Ребенок может утратить любопытство к внешнему миру и ощущать непрерывную грусть и отчаяние.

Проблемы в школе. Трудности с речью затрудняют освоение знаний.

Как логопед влияет на эмоциональное развитие детей?

Логопед занимается развитием речи ребенка, но воздействует и на его эмоционально-волевую сферу как непосредственно, так и косвенно.

Логопед может:

  1. Развивать речевые навыки ребенка. На занятиях специалист совершенствует произношение, увеличивает число слов и строит предложения правильно. Это помогает лучше передавать свои эмоции.
  2. Обучать навыкам невербальной коммуникации. Логопед обучает понимать и применять невербальные способы коммуникации, такие как выражение лица, жесты, позу. Это помогает преодолеть трудности в речи.
  3. Обеспечить комфортную и защищенную обстановку во время занятия. Это уменьшает беспокойство и страхи у детей, поднимает их уверенность в себе.
  4. Внедрять в занятия упражнения, направленные на работу с эмоциями. Примерно такие занятия, как физкультминутки с играми для развития эмоционального интеллекта и упражнения по развитию выразительности лица.
Логопед проводит речевую терапию и может включать в занятия упражнения для развития эмоционально-волевой сферы, например, через работу с мимикой. Это не основная цель занятий, а дополнительное дополнение. Специалистом по работе с эмоциями является психолог. Логопед может посоветовать родителям обратиться к такому специалисту.

Оксана Минеева

Игры и творческие методики, а также невербальные приемы общения.

В логопедические занятия можно включать методы, направленные на развитие эмоционального интеллекта.

  1. Упражнения по распознаванию эмоций: определение чувства по лицу, жестам и позам.
  2. В ролевых играх можно примерять разные эмоции и стратегии поведения.
  3. Музыкальные задачи: выбор мелодии по настроению.
  4. Активно применяйте пантомиму и мимику: выражайте эмоции движениями и жестами, а также учитесь отгадывать их по невербальным сигналам.
  5. Для немых детей можно использовать карточки с картинками эмоций, символов или схем, чтобы помочь им рассказать о своих чувствах.

Такие игры и занятия развивают у детей способность распознавать, понимать и адекватно выражать свои и чужие эмоции.

Упражнения логопеды применяют при работе с детьми для развития эмоционального интеллекта.

Упражнения и игры для развития звукопроизношения в логопедии различаются по уровню сложности: простые, средней трудности и сложные. Выбор игры зависит от возраста и уровня развития ребенка, который определяет специалист.

Название игры

Правила

«Покажи эмоцию»

Логопед говорит слово, обозначающее эмоцию (радость, грусть, удивление, гнев, страх), а ребёнок показывает её выражением лица.

Карточки с изображениями эмоций можно использовать.

Обращайте внимание на мельчайшие детали мимики: движения губ, глаз и бровей.

«Зеркало»

Логопед делает разные мимические движения, а малыш пытается повторить каждое из них.

«Веселый ротик»

Проводите разные упражнения для губ: вытягивайте их трубочкой, растягивайте в широкую улыбку, подуйте.

«Смешные рожицы»

Ребята создают самые забавные мимики, которые удаётся вообразить. Можно провести конкурс.

«Животные»

Дети примеряют образы различных зверей, демонстрируя гнев кошки, печаль собаки и радость медведя.

Это развивает мимику и артикуляцию.

Игры средней сложности

«Угадай эмоцию»

Ребенок выражает эмоцию, остальные пытаются её определить.

Для детей, которые уже умеют говорить, можно добавить задачу – описать чувства человека с той или иной эмоцией.

«История лица»

Ребенок показывает различные чувства, связывая их в небольшую историю.

Вначале испытывал грусть, затем увидев друга, почувствовал радость, заметив собаку, испытал страх, но в итоге успокоился.

«Эмоции в картинках»

Логопед демонстрирует ребятам иллюстрацию с человеком, выражающим чувство.

Попросите ребенка назвать испытываемую эмоцию и рассказать, что её вызвала. Если ребенок молчит, логопед самостоятельно ответит на эти вопросы.

Дети показывают эту эмоцию через выражения лица, позы и жесты.

«Передай эмоцию»

Первый малыш показывает чувство, второй его копирует и привносит свое.

И так далее по кругу.

Сложные игры

«Театр одной мимики»

Дети играют сценку из сказки или стиха, используя только выражения лица и движения.

«Эмоциональная пантомима»

Дети выражают чувства, соответствующие конкретным случаям: например, счастье при получении подарка, печаль из-за конфликта, восхищение от неожиданного события.

«Актерское мастерство»

Логопед рассказывает о персонаже с выразительными чувствами.

Дети изображают персонажа мимикой.

Эти игры проходят как индивидуально, так и в команде, во время физических пауз или как часть тренировки общения. Музыкальное сопровождение возможно. Ребенок выполняет мимические и артикуляционные упражнения перед зеркалом, наблюдая за движениями.