Фото: img.freepik.com

Изображения: Pixabay / Рисунок: Юлия Замжицкая

Уведомить семью ученика о нарушении правил, срывах уроков или трудном поведении ребенка — нелегкая задача для учителя.
Почти всегда педагоги сталкиваются с негативной реакцией родителей — отрицанием проблемы, отказ от ответственности за поведение ребенка или игнорирование приглашения на разговор. В чем причина такого поведения и как добиться от родителей сотрудничества в решении проблемы?

Почему родители конфликтуют с учителями

Часто родители детей с непослушанием слышат осуждения и критику: о плохом поведении ребёнка, об ошибках в воспитании, даются ненужные рекомендации.

Придя в школу, родитель оказывается в стрессовом состоянии: ждёт необходимости отстаиваться, боится выговоров, беспокоится о том, что помощи не получат и останутся лицом к лицу с проблемой, не сумев решить её и помочь ребёнку.

Стресс мешает человеку принимать взвешенные решения и думать стратегически. У мозга в такой ситуации возникают три основные реакции.

  1. Бег — это агрессивная реакция: человек, увидев опасность, отвечает нападением. Пример: родитель оправдывает поведение ребенка упреками учителю или угрожает: «пойду к директору», «напишу на вас жалобу».
  2. Бегство — это реакция ухода от опасности. Человек стремится спрятаться и спастись. Родители, например, могут не реагировать на сообщения и звонки, игнорируя сигналы учителя о проблеме.
  3. Замирание — это реакция ожидания: человек застывает, чтобы преодолеть опасность. Например, родитель молча кивает на встрече, соглашаясь со всем, но дома поступает по-своему. В такой ситуации родитель имитирует понимание и согласие, но его главная задача — пережить напряжённую встречу.

Чтобы уменьшить напряжение и продемонстрировать родителям, что вы сражаетесь не с ними или их ребенком, а с конкретным вопросом, поддержите семью и помогите ей ощутить вашу общую позицию.

Как построить атмосферу доверия при общении с родителями.

Формулировать задачу, доступную для понимания и достижения родителями.

Поведомьте родителя о причине запроса на встречу. Объясните цель беседы – она должна быть ясной и поддаваться измерению.

Ване нужно приучиться выполнять домашние задания и быть более трудолюбивым.

Эта цель недоступна для понимания родителя — она кажется невыполнимой, ведь невозможно гарантировать человеку постоянную трудоспособность. Родитель заранее беспокоится о нерешении этой задачи.

Важно, чтобы ученики научились письменно выражать свои мысли. Возможно, Ване сложно это делать или результат его работы не устраивает. С помощью опорных фраз или плана сочинения он сможет потренировать этот навык. Нужно обсудить, как ему помочь дома и на уроках.

В этом примере учитель помог родителю понять, что ситуация разрешима и объяснил важность её решения. Учитель сразу обозначил план работы над проблемой — это показывает, что разговор нужен для того, чтобы договориться о совместных действиях, а не пристыдить родителя.


Скажите родителям, если вы ещё не определились с подходом к проблеме ребенка, и предложите обсудить вместе подходящее решение на встрече.


Поделится собственными наблюдениями о поведении ребёнка в домашних условиях и даст советы по решению проблем за пределами школы.

Опираться только на факты

В общении с ребенком лучше акцентировать внимание на действиях, чем на качествах.

Ваня перестал уделять внимание учебе, проявляя ленность и равнодушие. На уроках Ваня трудится, но домашних заданий не выполняет.

Из данной информации невозможно составить беспристрастное мнение о случившемся.
Учитель высказывает свое суждение о ребенке и его свойствах, отвлекая внимание от сути проблемы.

Ваня уже третий урок подряд не представляет сочинение, выданное в прошлом месяце. Ссылается на забытую дома тетрадь. В классе же проявляет активность и принимает участие в дискуссиях.

Вести диалог на равных

Многие родители не обладают специальными знаниями о поведении детей. Старайтесь общаться с ними спокойно и вежливо, избегая выговоров и осуждений за незнание или непонимание.

Ограничить встречу по времени

Родительу станет спокойнее, если до встречи будет известно её продолжительность. Это позволит спланировать время и избежать беспокойства о опоздании.

Как подготовиться и провести встречу

Собеседование должно проходить в отведённое время. У вас с родителем ограниченное количество времени — ни вам, ни ему не захочется общаться всю ночь.


Составьте план беседы с родителями. Укажите в нём, какие факты о ребенке вы хотите озвучить, и почему считаете необходимым обсудить эти моменты. Также запишите все свои вопросы к родителю, чтобы во время встречи ничего не забыть.


Используйте этот план во время разговора с родителем, отмечая важные моменты. Это позволит сэкономить время и зафиксировать все соглашения.

Несколько правил сделают встречу приятной для вас и родителя.

  1. Начнинать с хорошего.

    Этот этап беседы крайне значим. Родители учащихся с делинквентным поведением вряд ли слышат о нём положительные отклики. Постоянные сведения о плохом поведении ребёнка зачастую перекрывают обсуждения его достижений.


    В любой ситуации присутствуют положительные моменты, даже когда кажется, что ученик не прогрессирует. Необязательно это должны быть крупные успехи; важно обращать внимание на малые изменения. Например, ребенок допустил ошибки в выполнении домашнего задания и нарушил урок, но за месяц ни разу не опаздывал на занятия или проявлял инициативу у доски. Это прекрасно, и родителям следует об этом знать, однако часто такая информация остаётся незамеченной, когда у ребёнка есть трудности.


    Родители высоко ценят похвалу и то, что вы обращаете внимание на положительные качества ребенка, даже при наличии трудностей. Это может быть значительной поддержкой для дальнейшей работы и помочь родителям пересмотреть свои ожидания от встречи.

  2. Отказаться от оценок и обобщений.

    Если педагог называет ребёнка лентяем или всем противником, это ужасная новость для родителей, которая кажется нерешаемой: ребёнок такой, смиритесь.


    В перечне действий ребенка указывайте факты, избегая оценочных суждений. Для демонстрации регулярности используйте количественные показатели: «за последние три недели не выполнял домашнее задание», «выходит из класса четыре-пять раз».

  3. Отказаться от сравнений.

    Не сравнивайте ребёнка с другими учениками, родственниками. Чтобы продемонстрировать разницу, сравнивайте поведение ребёнка с его прошлым поведением: «в прошлой четверти таких проблем не было», «раньше ему удавалось дольше не отвлекаться».
  4. Говорить прямо.

    Будьте честны с родителями, расскажите им всё так, как было. Опишите свои действия, результат и дальнейшие планы.


    Невысказанное может вызвать беспокойство либо ощущение, что родителям не нужно о нём переживать.

  5. Выделите время для вопросов.

    Для беседы хватит пятидесяти до десяти минут. Дайте родителям возможность спокойно задать вам вопросы, или же поделиться своим мнением о встрече.
  6. Подвести итоги.

    В завершение беседы перечислите пункты соглашения с родителями и необходимые действия.

    • расскажите о своих дальнейших действиях
    • проговорите, что нужно предпринять родителю

    Укажите текст, который нужно перефразировать.


    Обсудите необходимость дальнейшей встречи, например, предложите связаться через две недели и оценить изменения ситуации.


Материалы по теме:

  • О чём говорить с учителем по поводу педагогической этики? Что препятствует взаимопониманию между педагогами, учениками и родителями?
  • Как педагогу общаться с родителями, которые представляют трудности?