
В России заработали центры по выявлению и поддержке талантливых детей. Что преподают в этих центрах? Как попасть в число одаренных? Чем такие проекты привлекают молодых педагогов? Об этом расскажем на примере регионального центра Свердловской области, оператором которого стал Фонд «Золотое сечение».
Занятия на любой вкус
Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» осуществляет свою деятельность с 2017 года. Программы и интенсивы проводятся на трёх площадках: в Загородном образовательном центре «Таватуй», на Опалихинской 18 в Екатеринбурге и в Центре выявления и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус». Последний проект рассчитан на школьников Свердловской области и предусматривает как очные, так и дистанционные занятия, которые были особенно востребованы во время пандемии.
На площадках Фонда «Золотое сечение» юные участники могут выбрать одно из четырех направлений: спорт, науку, искусство и народные промыслы. В отличие от школы, здесь ученик самостоятельно решает, что ему интересно: робототехника, растениеводство, анатомия или что-либо другое. Фонд также дает возможность по-новому взглянуть на обычные школьные предметы, такие как физика или биология — современное оборудование и внимательные педагоги помогают не только хорошо запомнить материал, но и совершить настоящие открытия.
Высокотехнологичное оборудование доступно в полном объёме: целые лаборатории и интерактивные панели. Из-за этого площадки «Золотого сечения» превратились в открытое партнерское пространство — некоторые школы проводят здесь практические занятия по профильным предметам.
В не каждом высшем учебном заведении можно увидеть такую насыщенность техники. Например, для загородного центра «Таватуй» фирма… Softline Установили оборудование в лабораторию нейро- и когнитивных технологий. Среди всего есть электроэнцефалограф профессионального уровня и наборы для обучения в сфере нейротехнологий BiTronics Lab. Школьники применяют их для проведения исследований. С помощью этих наборов ребята изучают процессы в мозге человека, распознают электрические импульсы и строят взаимозависимости. Оборудование позволяет передать выявленный электрический сигнал на внешнее устройство, благодаря чему дети, например, создают проекты по протезированию.
«Цифровые технологии позволят ребятам освоить программы технического и естественно-научного профиля и получить востребованные навыки для работы в инновационных областях. Команда компании Softline рада снова принять участие в проекте, направленном на развитие российского образования», — сказал Виталий Гаврицков, руководитель направления департамента комплексных проектов Softline.
В июне «Золотое Сечение» запускает летний сезон. Помимо обычных занятий ребят ждут лекции известных писателей, дизайнеров и педагогов. Например, на смене журналистов, посвященной когнитивным технологиям, выступит известный психолог Александр Асмолов, а на другом интенсиве лекции проведет заслуженный педагог, дизайнер и писатель Александр Коротич.
В Фонде «Золотое сечение» проводятся летние интенсивы в Загородном образовательном центре «Таватуй», а на городских площадках готовятся к новому учебному году. В августе начнется приемная кампания. В «Таватуе» — обучение, общение, проекты, мастер-классы и лекции от известных писателей, дизайнеров и педагогов. Например, на журналистской смене, посвященной когнитивным технологиям, выступил известный психолог Александр Асмолов, а на другом интенсиве лекции читал заслуженный педагог, дизайнер и писатель Александр Коротич.
В «Золотом Сечении» уважают не только технологии, но и традиции.
Помимо инновационных направлений, здесь есть курсы по лаковой росписи и мастер-классы по лепке. Инна Денюш, директор Фонда, считает: главная задача образования в этой области — сохранить ремесло таким, какое оно есть.
«Одаренным» может стать каждый
Чтобы попасть на занятия в «Золотое Сечение», ребенку нужно выбрать направление и пройти отбор. Есть программы как для детей с начальным уровнем знаний, так и для тех, кто уже что-то умеет. Например, на первом интенсиве в июне была информатика для начинающих, и чтобы туда попасть, дети должны были принять участие хотя бы в школьном этапе Всероссийской Олимпиады. Ребятам дают несколько задач, которые они решают, а потом ответы оценивают эксперты. Дальше детей выстраивают по рейтингу, определяют первых 40, еще 40 ставят в резерв. Таким образом происходит отбор.
Программа разрабатывается с учётом цели её проведения. При подготовке к региональному этапу олимпиады в проект включают только победителей и призёров муниципального уровня, которых преподаватели хорошо знают. Для участия в проектной смене достаточно иметь начальный уровень знаний по физике и математике.
Для участия в направлении народных промыслов нужно проявить интерес и отправить работы из смежных областей.
Многое детей участвуют в программах Фонда неоднократно. Существует Ассоциация Выпускников как сообщество участников проектов. Выпускники приезжают в гости при возможности и рассказывают о Фонде в своих школах, становясь пропагандистами регионального центра. Некоторые из них проходят путь от выпускника до куратора программы, а затем — педагога Фонда.
Практика — лучший мотиватор
Те, кто попал в центр или на смену, ожидает погружение в науку не только в теории, но и прежде всего на практике. «Золотое Сечение» обладает уникальными чудесами инженерной мысли. Примером тому является стол Пирогова — интерактивная панель, которая моделирует внутреннее строение человека. С его помощью можно рассмотреть наше тело в нужном масштабе и ракурсе, а также увидеть процесс проведения УЗИ или МРТ.
Павел Некрашевич, учитель биологии, ботаники и биомедицины, полагает, что подобный стол помогает с ранних этапов обучения подготавливаться к масштабным проектам.
Павел говорит, что такое оборудование очень полезно для работы. Ведь школьники, подобно врачам, могут изучать не только органы, но и слои, а также снимки целых телесных структур.
Стол Пирогова можно синхронизировать с компьютерами учащихся, что делает занятия еще удобнее. Павел отмечает, что ученики с восторгом воспринимают возможность измерить и проанализировать параметры собственного тела. В режиме сравнения стол Пирогова позволяет сопоставлять, например, больные и здоровые органы.
По мнению Павла, «теория без практики мертва, а практика без теории слепа», что верно, так как осознание значимости работы стимулирует учеников и поддерживает интерес к обучению.
На площадке центра «Золотое Сечение» расположена агролаборатория для выращивания растений без почвы. В ней функционируют пять установок микроклонального размножения. По словам Ольги Киселёвой, преподавателя фармацевтического факультета и куратора лекций по курсу декоративных травянистых растений, в каждой установке питательный раствор подается по-разному: при помощи пара или воды, которая может подаваться горизонтально или вертикально.
Новая лаборатория привлекает внимание как школьников, так и специалистов ботанического сада. Проекты учеников «Золотого Сечения» продолжаются после выставления оценок. Сейчас лаборатория планирует выращивать особый сорт клубники для угощения родственников и заполнения магазинных прилавков. Ольга Киселёва говорит, что некоторые образцы для исследований были подарены лаборатории потенциальными партнёрами.
Дорогу молодым!
В штат Фонда «Золотое сечение» преподаватели подбираются по-разному: это могут быть университетские преподаватели или молодые ученые, которым проще общаться с детьми. Все учителя имеют педагогическое образование или прошли переподготовку. Сейчас постоянная команда в основном состоит из молодых педагогов, каждый из которых — высококвалифицированный специалист.
Ольга Киселева говорит, что дети на курсах бывают разные, и важно молодому преподавателю правильно устанавливать границы. Чаще всего на занятия приходят те, кому учиться нравится. Ольга рассказывает, что в отличие от школы, вся организационная работа направлена на результат, который ребенок увидит сам. Доступная практика и понятные перспективы помогают ученику чувствовать себя увереннее как на курсе, так и в жизни. Нет информационного насилия, ведь каждый ученик работает над тем, что интересно ему.
Преподаватели разных дисциплин сотрудничают друг с другом. Например, физики помогают биологам в проектах по микроклимату. Межпредметность позволяет ученикам увидеть отсутствие четкого разделения между науками, а потому после завершения проекта у них много вариантов для продолжения обучения и развития.