
Фото depositphotos
Педагоги часто сталкиваются с учениками, испытывающими трудности в обучении. Причинами могут быть дислексия, СДВГ или отсутствие мотивации. На круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и фондом «Шалаш», нейропсихолог Ксения Вотякова поделилась рекомендациями для педагогов.
Как понять, что ребёнку трудно учиться
Ученик испытывает трудности обучения не только из-за низких оценок. Иногда обучение становится настолько дезадаптивной практикой, что создаёт функциональное, физиологическое и психическое напряжение. Это может проявляться не только в плохой успеваемости, но и в сильной усталости, негативном эмоциональном отклике на учебу или частых болезнях.
Важно обращать внимание не только на оценки, но и на эмоциональное состояние, поведение, интерес к учебе, уровень мотивированности.
Обучение может сопровождаться различными сложностями: синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство чтения, низкая успеваемость. Независимо от конкретных трудностей, педагог использует три главных этапа работы.
Этапы преодоления затруднений в обучении.
Первый шаг Не стоит обвинять и критиковать ребёнка, не пытайтесь возложить ответственность на семью, родителей. По убеждениям гуманистической психологии, каждый ребёнок стремится быть хорошим, но самостоятельно изменить себя не способен. Нужен заинтересованный взрослый — учитель или родитель.
Второй шаг — определить причины трудности обучения, обратившись к специалистам или родителям ученика, либо составив гипотезы о них. Гипотезы могут касаться недостаточной сформированности высших психических функций, которые лежат в основе нарушения чтения, а также дефицита внимания.
Третий шаг Для применения следует выбирать методики, соответствующие причинам. В этой сфере необходимы эксперименты, иногда путь проб и ошибок поможет найти эффективный вариант.
Рассмотрим три главных типа проблем, возникающих при обучении.
1. Дислексия и дисграфия
Различные российские исследования показывают, что нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. Международная ассоциация дислексии утверждает, что 80 процентов трудностей обучения связаны с дислексией и дисграфией, так как современное обучение всё ещё в основном основано на чтении.
Дислексия — умение читать частично, но при этом сохраняется общий потенциал для обучения. Дисграфия У человека при частичном нарушении процесса письма возникают повторяющиеся ошибки. Дислексия и дисграфия не всегда встречаются вместе, но часто сопровождают друг друга.
Дислексия и дисграфия обусловлены особенностями функционирования определенных зон головного мозга. Нейропсихологи при работе с трудностями обучения стремятся определить причину нарушения и связи его с работой тех или иных отделов мозга для разработки индивидуальной коррекционной программы. Педагоги, возможно, не разбираются в тонкостях работы мозга, но понимают, что при серьезном нарушении чтения требуется помощь специалиста.
С 3-4 класса при нарушениях чтения у ребёнка неуспешность накапливается как снежный ком, оценки снижаются. К 5 классу без работы с ним возникают стойкие проблемы со успеваемостью и мотивацией. Вернуть ученику веру в интерес к учёбе в средней школе труднее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому работу с дислексией и дисграфией нужно начинать как можно раньше.
Работа ученика с нарушениями письма
Мы можем заметить, что у ребёнка Дислексия проявляется к концу первого учебного года. По завершении начальной ступени обучения грамоте ребёнок читает медленно, допускает много ошибок, читает по буквам, может неправильно писать или произносить буквы и слоги.
Чтение с низкой скоростью создает трудности: мне приходится затрачивать много сил, и я не всегда полностью постигаю смысл. Это можно заметить двумя путями — снижением скорости чтения и тем, что ребёнок даёт неправильные ответы на вопросы по тексту или вообще не отвечает.
Как помочь ребёнку с дислексией или дисграфией?
Начать с признания проблемы, отказаться от обвинений и снизить к нему требования. Сообщить родителям и вместе с ними поискать специалиста для проведения диагностики.
Изменить способ подачи информации. Тексты должны быть краткими и увлекательными, написанными крупным шрифтом с иллюстрациями, раскрывающими смысл или дополняющими текст. В настоящее время доступно много качественного аудио- и видеоконтента, который можно использовать для дополнения работы с текстом.
Убедиться, что у ребёнка всё хорошо с техникой чтения – восприятием звуков, слогов на слух, и выполнять упражнения, которые через улучшение зрительного восприятия, слухового анализа, внимания помогают развить технику речи.
При отсутствии проблем с техникой речи, необходимо уделять внимание содержательной стороне. Важно развивать устную речь — просить ребёнка пересказывать, сочинять рассказы по набору картинок, описывать свои увлечения. Активная работа над связной речью оказывает мощное развитие и стимулирует письменную речь.
Расстройство внимания и гиперактивности.
На практике СДВГ Ребенок часто отвлекается, не обращает внимания на слова, отвечает не подумав, много двигается и утомляется к середине урока. Такая ситуация может быть вызвана… слабостью регуляторных функцийОтветственность за поведение несут префронтальные участки лобных долей головного мозга. Формирование головного мозга продолжается в начальной школе. Если динамика поведения ребёнка в 3-4 классе только отрицательная, педагог может применять свои методики обучения, но обязательно должен порекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам и логопедам.
Дети с СДВГ быстро утомляются. Усталость провоцирует более активное поведение. Взрослые ошибочно принимают этот всплеск энергии за готовность к продуктивной работе. Дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками: не всегда адекватно оценивают ситуацию и импульсивно реагируют, что приводит к конфликтам.
Что делать, если у ребёнка СДВГ
Главная задача педагога — помочь ребенку сосредоточить своё внимание и организовать деятельность. Тот ребёнок дольше переключается на задание, чем сверстники, и не может быстро концентрироваться, поэтому в начале работы привлеките его внимание: обратитесь по имени и чётко скажите, что нужно делать.
Чтобы ребенок не отвлекался во время урока, попросите его убрать со стола всё ненужное.
Дети такого типа не способны длительно трудиться — требуется распределение нагрузки с частыми паузами. В начальной школе эффективность их работы сохраняется 15-20 минут, затем необходима смена вида деятельности или движение. Ввиду медленного погружения в задание и быстрого утомления, самые трудных и продолжительные задачи в контрольных работах следует помещать посередине.
Давайте дадим этим детям исчерпывающую обратную связь. Непрерывный поток мыслей необходимо упорядочить.
Разделите задание на части. Добавьте инструкцию или алгоритм для выполнения каждой задачи поэтапно — в виде схем, планов действий, расписаний, чек-листов.
Важно соблюдать эти правила как в школе, так и дома. Создайте, например, чек-лист о том, как собрать рюкзак, решить текстовую задачу или выучить стихотворение.
3. Неуспешность и отсутствие желания учиться
Дети, испытывающие трудности в учёбе, отстающие по программе и теряющие интерес к обучению, могут иметь недостаточно развиты такие высшие психические функции как внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений и мышление. В подобных ситуациях важно выяснить причины отклонений, обратившись к специалисту для определения путей помощи ученику. При работе с такими детьми в начальной школе специалистами, к пятому классу нарушения обычно компенсируются.
Распространенной трудностью может быть медлительностьЭто конститутивная особенность мозга, редко изменяющаяся со временем. Дети с такой природой нуждаются в возможности работать своим темпом и завершать задания без спешки, поэтому ограничение времени для таких детей – стресс. Домашнее задание им лучше давать меньшего объема. Утрата мотивации к учёбе в начальной школе может затруднить её восстановление в средней.
Как вести себя учителю с учениками, не желающими обучаться?
Преподавателю следует учитывать, что внешний стимул обычно дает меньший результат, чем внутренний. Детям важно не терять из виду внутреннюю мотивацию.
Внутренняя мотивация строится на трёх главных потребностях: автономии и самостоятельном определении целей, когда учащийся сам выбирает, чем заниматься и как это делать; чувстве компетентности, достижения успеха, и потребности в общении с другими.
Педагогу следует помнить: при работе с учеником, стремящимся к обучению, необходимо организовывать ситуации его успехов. Предлагайте задания посильные по сложности и объёму, предоставляйте дополнительное время на выполнение.
В дополнение к этому, преподаватель может предоставить учащемуся Самостоятельное определение образовательных задач. Максимум возможностей для реализации желаемого результата. Можно предложить ребёнку различные формы выполнения задания, основываясь на его предпочтениях. Такой подход удовлетворяет потребность в самостоятельности и постановке целей, восстанавливая внутреннюю мотивацию.
Больше информации об выступлении спикеров на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе» можно найти в… конспекте.
Для поддержки учителей в работе с детьми с непростым поведением сервис «Я Учитель» Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» предлагает бесплатный онлайн-курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Курс длится 16 часов, доступен в записи и позволяет получить удостоверение о повышении квалификации по его окончании. Регистрация на него открыта. по ссылке.