
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Как наладить контакт с родителями учеников и в чём это важно? Как правильно прекратить сотрудничество с теми клиентами, с которыми ничего не получается? Такие вопросы часто беспокоят начинающих частных преподавателей, а опытные тоже сталкиваются с ними.
Популярные проблемы
Взаимодействие между родителями и репетиторами чаще всего подчиняется схемам работы сферы услуг: кто-то оплачивает, а другой выполняет услугу. Однако педагогика — это сложная область, где не всё так просто.
1. Цена за урок.
Казалось бы, цена услуг сразу ясна, и родитель должен сразу понимать, сможет ли оплачивать обучение ребенка. На самом деле репетиторы жалуются, что часто мамы и (особенно!) папы начинают торговаться и просить снизить цены, ссылаясь на своё материальное положение.
2. «Запущенный случай».
Ребенок обращается к репетитору тогда, когда учеба в школе идет плохо.
Не всегда это происходит сразу. Самыми частыми «клиентами» частных учителей являются ученики с плохими оценками. Родители, которые начинают беспокоиться поздно, на первых уроках ожидают больших успехов.
3. Ожидания и реальность.
Следующий пункт вытекает из предыдущего. Завышенные ожидания родителей могут вызвать проблемы в общении с репетитором. «Мы на вас так надеялись! А у него все еще тройки!» – сетует мама, тогда как репетитор радуется: ребенок правильно решает два примера из шести, а раньше ни одного не мог. Да, для школы это всё ещё двойка, а для репетитора – успех!
4. Необязательность и безответственность.
Родители порой отменяют уроки незадолго до начала, не платят за них своевременно, неожиданно уезжают отдыхать, а ребёнок опоздает на занятие.
5. Неуважение и грубость.
Хотя репетитор работает за оплату от родителей, важно помнить, что это не работник низкой квалификации, к которому допустимо обращаться грубо.
Как избежать конфликтов
Для решения вопросов наилучшим образом важно действовать корректно, чтобы никто не испытывал негативных эмоций и желание побыстрее завершить взаимодействие. Как поступить репетитору, чтобы предотвратить возникновение конфликта с самого начала?
Четко обозначить границы.
По мнению Елизаветы Гончаровой, автора блога, это самое первейшее действие. Señora ProfesoraПреподавательница английского языка работает с подростами в возрасте от 10 до 17 лет с 2014 года.
Мама ученицы звонила после каждого занятия и отнимала 40-60 минут личного времени обсуждением проблем дочери. Речь шла не только об английском языке. Елизавета поняла, что допустила ошибку, когда впервые согласилась на такой разговор. Она рада обратной связи родителей, но «допросы с пристрастием» после каждого урока — это слишком много.
Выстроить доверительные отношения.
Процесс обучения значительно упрощается, утверждают репетиторы. Елизавета Гончарова подчеркивает, что родители обращаются к конкретному репетитору неслучайно, имея на это свои основания. С самого начала важно не пропустить этот момент и строить доверительные отношения, ориентируясь на результаты работы с ребенком. Нужно делиться информацией об успехах с родителями, держать их в курсе.
Напоминать о важности родительского контроля.
Репетитор должен информировать родителей о проблемах или успехах учеников.
Это служит хорошим фундаментом для эффективного сотрудничества. Репетитор постоянно поддерживает связь с родителями: раз в два месяца проводят анализ достижений, прогресса, определяют задачи на будущее и обсуждают проблемы. онлайн-школыЦентр иностранных языков «Language land» от Руслана Проскурняка. Опыт работы — шесть лет, работает с детьми в возрасте от 6 до 18 лет.
Если родители не желают разобраться, Елизавета Гончарова советует воспользоваться «вредоносными» рекомендациями.
Если родители хотят тратиться много и длительно, то не следует обращать внимание на моё мнение.
Не все родитеь хотят разбираться в работе репетитора.
Если родитель заинтересован, то сам будет контролировать всё и следить за ситуацией. В противном случае займёт позицию: «Я плачу деньги и ещё сам должен дома что-то с ребёнком делать? Зачем тогда я плачу?» — рассказывает автор популярного блога. «Записки репетитора»Участница соревнований, известная как Апокалипсия Армагеддоновна, обладает опытом работы свыше двадцати пяти лет.
Искусство расставаться
В работе каждого репетитора случаются ситуации, когда установить конструктивные отношения с родителями учеников оказывается сложной задачей. О причинах подобных трудностей и путях их преодоления пишет Елизавета Гончарова.
Иногда родители стремятся к быстрым результатам и, если их нет, уходят недовольны. Бывает, вы просто не подходите по характеру ребенку: ему нужен строгий наставник или наоборот мягкий. Если связь не сложилась — ничего страшного. Главное — сообщать о проблемах сразу, а не ждать беды. При возникновении трудностей нужно обсуждать их откровенно и спокойно относиться к тому, что угодить всем невозможно.
Блогер «Записки репетитора» делится советом, что делать, если попался невнимательный ученик, с которым ничего сделать нельзя.
С родителями нужно беседовать вежливо, но решительно. Не акцентировать внимание на неуспеваемости ученика. Лучше говорить о том, что деньги тратятся бесполезно. Предложить перейти к другому репетитору, поскольку возможно, мы с учеником просто не подходим друг другу. То есть не указывать на плохой уровень ученика, а намекнуть на то, что сложились обстоятельства так, как сложились. Порой действительно стоит поменять репетитора. Ведь и я не идеален.
Взаимовыгодные отношения с родителями строятся на честности, ведь опытные репетиторы не берут плату за сомнительные занятия.
При отсутствии желаемых результатов работы необходимо незамедлительно прекратить сотрудничество. В подобной ситуации нужно прямо высказать: «Вы тратите деньги попусту. Нужен ли вам этот?» Или: «Вы занимаете место других детей, которые хотят заниматься, но я вынуждена им отказать из-за отсутствия свободного времени». Будьте честны с другими и с собой, — призывает коллег Елизавета Гончарова.