Фото: img.freepik.com


Картинки: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Что в воспитании детей в детских садах Японии может удивить российских мам? Оксана и Инга.

Два типа японских садиков

В Японии действуют два типа детских садовразличаются по условиям проживания и задачам. хойкуэн и етиэн.

Етиэн

Етиэн по своей атмосфере похож на российские подготовительные группы к школе. Дети сосредоточены на обучении и подготовке к учебе в школе.

Дети в возрасте от трёх до шести лет посещают эти сады. Время пребывания там не превышает пяти часов в день — с девяти до четырёх. Из-за этого один из родителей обязан прервать работу для присмотра за ребёнком по остальной части дня.

Этот тип садов может принадлежать как муниципалитету, так и частному лицу. Из частных особенно выделяется тот, что функционирует при крупных университетах. Его ученики почти наверняка поступят в школу и самим впоследствии в университет.

Хойкуэн

В детском саду «Хойкуэн» воспитывают малышей с трех месяцев до шести лет. Главное внимание уделяется развитию и организации досуга.

Дети пребывают в саду с восьми до восемнадцати-девятнадцати часов с понедельника по пятницу и ещё половину субботы. Для получения места в группе родителям необходимо документально подтвердить, что в день каждый из взрослых трудится более четырёх часов. Домохозяйкам доступ закрыт.

Стоимость пребывания ребенка в саду может варьироваться от 60 до 800 долларов в месяц при идентичных условиях: размер оплаты зависит от суммы налогов, уплачиваемых родителями. Чем больше налогов платят родители, тем выше плата за детский сад. Таким образом, косвенно плата зависит от заработка. Но проходит она через муниципалитет, поэтому воспитатели и другие родители не знают, какую сумму вносит каждый. Такая система исключает неравенство и предвзятость по отношению к детям.

Етиэн. История Оксаны

Оксана испытала Эттиана испытала на себе эти методы. Ей пришлось столкнуться с строгими правилами, соблюдение которых было затруднительно даже для японцев.

«Воспитание началось с „обенто— Коробочки с обедами, которые каждая мама должна была приготовить ребенку утром. Содержимое моей коробочки не соответствовало требованиям, — вспоминает. Оксана.

Заведующая сада четко обозначила: в обеде должно быть 24 вида продуктов. Пришлось посетить показательный кулинарный мастер-класс у образцовой мамы. Неуважение к предпочтениям Оксаны и её ребенка по поводу сельди и хиджики (водоросль) с гобо (съедобный корень), никого не волновало.

В Японии принято жить по правилам группы, возражать бесполезно. Для домохозяек «мамский» коллектив — группа, уставу которой нужно беспрекословно подчиняться. Не нравится — уходи с ребенком. Попытки пообщаться здесь не проходят. В результате длительных походов по магазинам я собрала дочке „обенто“ из готовых блюд.

Во время поход в горы четырехлетний малыш Оксаны расплакался. В детском саду такое поведение считалось недопустимым. «Провинившихся» детей с родителями наказывали: отправляли на самую высокую гору в округе, потому что сила — в преодолении.

Администрация детского сада реализовала ещё одну воспитательную идею, связанную с преодолением препятствий.

Чувство, будто во второй раз отправили в детский сад, не оставляло меня даже дома. По воскресеньям к нам приезжала командированная коллегами мама с детьми. Задача визита — отучить меня от дурной привычки долго спать в выходные. Выходов из положения, по японским правилам, только два: подчинение или уход из группы.

Позже Оксана перевела ребёнка в другой детский сад. Одна из мам из этого сада сказала ей, что такой переход может испортить репутацию. Но Оксана не жалела о своём выборе.

«В этих стенах дочь проживает среди сверстников, не подвергаясь строгим правилам воспитания, и я вновь ощущаю себя совершеннолетней», – утверждает женщина.

Хойкуэн. История Инги

Инга отправила девочек в садик в возрасте полутора лет. За пятнадцать лет жизни в Японии Инга привыкла ко многому, но удивление испытали даже её родители, насколько активно участвуют в жизни сада, несмотря на свою загруженность.

Нам предложили варианты помощи саду, например, помогать организаторам спартакиады или проводить традиционный зимний праздник с приготовлением моти. Отметилась высокая степень ответственности родителей: они заранее занимают место и никуда не уходят до конца мероприятия. Самым неожиданным было предложение прийти на посадку растений в шесть утра. Многие пришли.

Минусы: дети старше трех лет не спят днем, и возражения ребенка против недолюбимых блюд на обед встречаются. Плюсов значительно больше.

В хойкуэне не просто смотрят за детьми, а учат распоряжаться временем, взаимодействовать в коллективе, быть самостоятельными. Ребята в компании друзей тренируются обслуживать себя: надевать пижаму, застегивать пуговицы, пользоваться столовыми приборами, обуваться. Инга.

Воспитатели бесконечно изобретательны: с ребятами мастерят поделки из молочных пакетов, выращивают овощи, рассматривают жучков, копают картошку, ездят на экскурсии и на пикник.