Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Известный психолог Юлия Гиппенрейтер, написавшая бестселлеры «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?», в последнее время редко даёт интервью. В 2022 году 92-летняя учёная… пообщалась С командой издания Harvard Business Review собрали самые интересные высказывания.

О внутренних резервах

Младенцев необходимо готовить к общению с миром лаской и теплом. Иногда случаются ошибки: ребенка слишком рано учат читать, вести себя и наказывают. Даже если ребенок под жестким воспитанием научится чему-то делать, у него не будет запаса стойкости. Ему нужно напитаться теплом, доброжелательностью и пониманием со стороны взрослого. Если мама доброжелательна, то ребенок автоматически подражает ей, зеркалит мамину доброжелательность. Это внутренний ресурс для последующей жизни.



О преодолении трудностей

Если ребёнок 3-5 лет начинает лезть на дерево, разумный родитель должен объяснить ему возможность падения с высоты. Можно сказать: «Вот смотри. У тебя есть три точки опоры и только одна свободная. Давай проверим. Сейчас у тебя три точки. Лезь, молодец! Ты схватил здесь, теперь можешь переступить на ногу.» Необходимо немного обучить ребёнка. Сначала поддержать его эмоционально, а потом помочь преодолеть трудность за счёт навыков и мужества. Ведь мужество — это добродетель, признаваемая древними греками как моральное свойство человека.



О выборе занятия и профессии

Когда ребёнок сопротивляется, нужно приглядеться к нему. «Что ты хочешь? Давай посмотрим, что тебе нравится, что интересно? Я тебя поддержу». Вот первые слова родителей в любом возрасте. Надо говорить: «Я с тобой, я помогаю тебе стать уверенным, я поддерживаю твой интерес, молодец! Ты имеешь право увлечься бабочками или гусеницами, цветочками».



О связи образования и успешности

Об образование детей сходят с ума. Создаются академии от детского сада до университета. Некоторые из них признаны лучшими на международном уровне. Бизнес образовательный растет, появляется множество частных школ и лицеев становятся местами, куда родители стремятся определить ребенка. Там ожидается успех, потому что гарантируется (или нет) поступление в престижный вуз.

Ребенка ставят на траекторию успеха, где требуется продвижение по классам. Если ученик не справляется, приходят репетиторы.

Если движение по официальной траектории «успех-успех-успех», то каков интерес? Что будет формировать мотивы и желание самореализации, если все это ориентировано на внешние успехи, добытые ребенком самостоятельно? Такой социально-деятельностный успех отвлекает ребенка и родителей от внутреннего успеха, от того, каким человек формируется и что для него действительно важно.



О главных качествах личности

Успех сейчас перекрывает важные аспекты жизни. Что это за аспекты? Не могу подробно описать, но назову формирование нравственной личности: такой, которая достойно общается с людьми, умеет говорить «нет», строит гармоничные семейные отношения с супругом или супругой, то есть обладает навыками внимательного слушания и учитывает интересы другого.



О жизненных целях

Сейчас жизнь ещё продолжается, но к этому моменту цель — жить с искрой постоянно. Ценность настоящего момента, того, что у тебя сейчас есть. У каждого во все далёкие моменты многое есть.

Цели – мечты, исполнение которых не всегда возможно, которые могут привести к разочарованиям, но всё же забирают у нас множество сил. В то время как нужно помнить о текущем моменте и наслаждаться им.


Материалы по теме:

  • Что такое мир VUCA и как ему противостоять?
  • Воспитание «по Гиппенрейтер»: границы разумного