
Ребенок, устраивающий истерики на улице, непослушный воспитателям и выводящий из себя родителей, носят ярлык «трудного» и родители с надеждой ждут, когда же это пройдет. Но не всегда причина кроется лишь в его характере?
😣 Кто такие — «трудные» дети?
Речь идет о детях, которые не всегда справляются или не желают удовлетворять нашим ожиданиям. Часто выражают недовольство непослушанием и стремятся проявить себя.
Ребенков этого типа часто называют «неудобными»: с ними сложно найти общий язык, и гласно показывают своё недовольство, когда происходит не то, чего ждут.
Почему так ведут себя? Им нужно ваше внимание. Хочется доказать свою значимость, проверить границы допустимого или протестовать против пустых для них правил. Иногда плохой поведеньем пытаются справляться с неуверенностью или страхом.
🐣 Почему дети становятся «трудными»
Все действия имеют под собой основания.
- Особенности в воспитании
- Авторитарный стиль воспитанияБез объяснений навязанные запреты и ограничения провоцируют протесты.
- ВседозволенностьОтсутствие определенных границ и правил лишает опоры как взрослых, воспитывающих детей, так и самих детей.
- Отсутствие структурыНепоследовательность, выражающаяся фразой «Сегодня нельзя, а завтра можно», путает и заставляет искать пределы допустимого.
- Пример родителейРодители, способные сознательно и мирно разрешать разногласия, прививают этот навык детям.
- Взаимоотношения с родителями
Дети иногда не понимают, что нуждаются в большем внимании. Вместо слов выражают это поведением: капризами, грубостью, уединением. - Кризисы возраста
В три года малыш исследует границы дозволенного и утверждает свою самостоятельность. С шести до семи лет ребёнок постигает умение быть членом сообщества, а подростки находят своё место в мире, иногда выражая это через бунт. - Физиология
Гиперактивность, особенности развития, стресс и хроническая усталость могут оказывать влияние на поведение ребёнка. Иногда за «плохим» поведением скрывается банальная нехватка сна, перегрузка или повышенная тревожность, с которой ребёнок не знает, как справиться.
🤯 Как реагировать на «трудное» поведение
Важно родителям помнить: ребенок не становимся упрямым и капризным мгновенно, с ним возможно найти взаимопонимание.
- Устанавливайте правилаГраницы между дозволенным и запрещённым должны быть ясны и неподвластны изменениям.
- Слушайте ребёнкаДети часто с трудом передают собственные эмоции. Научите их этому: «Злится?» — «Давай поговорим».
- Станьте примеромМир, вежливость и выполнение обещаний — всё это дети запоминают с примера родителей.
- Не забывайте о поощренияхПоощряйте ребёнка за правильные действия и высказывайте ему похвалу.
Если ребенок поступает неправильно, вместо наказания нужно помочь ему осознать результаты своих действий. Важно не просто запрещать, а воспитывать чувство ответственности.
В каких случаях это особенно важно?
- Если ребенок сознательно нарушает правила, несмотря на предупреждения о последствиях, в раннем детстве (до 6-7 лет) необходимо подчеркнуть значимость уважения границ.
- В момент проявления агрессии по отношению к другим людям.
- Когда он сознательно ломает вещи.
Наказывать не следует, если малыш поступил ненароком, действовал без понимания последствий или поступки – следствие возраста или природных особенностей развития.
Вместо угла и крика используйте:
- Кратковременная изоляция ребёнка.
- Временные ограничения в использовании гаджетов.
- Взаимодействие по поводу совершенного поступка: беседы с целью воспитания в спокойной манере, выявление путей решения ситуации.
Важно, чтобы наказание было справедливым и имело разъяснение.
💙 Главное — это любовь
Каждый малыш, даже самый капризный, желает чувствовать любовь родителей. Специалисты в области психологии утверждают, что дисциплина эффективнее, когда взрослые принимают ребенка таким, какой он есть.
Не забывайте обнимать деток, говорить с ними, обращать внимание на их достижения. Именно вы являетесь для них опорой в этом мире!
Источники:
- Семь шагов к исправлению поведения трудностей детей по Людмиле Петрановской.
- Детский негативизм: проявление признаков и причин. Научная работа аспиранта кафедры дошкольной педагогики и психологии Клейниковой Т.П.