Фото: img.freepik.com

Иллюстрация: Юлия Замжицкая (Walt Disney Pictures / Depositphotos).

Многие преподаватели испытывают сложности с голосомУражение, охриплость, иногда даже воспалительные процессы в гортани, когда больно не только глотать, но и разговаривать. Кристина Гортман Рассматривает способы предотвращения «учительского ларингита».

Причина проблем с голосом

К профессиональным заболеваниям Педагогов часто относят к категории профессий, которые подвержены ларингиту — воспалительному заболеванию гортани и голосовых складок. Перенапряжение связок считается основной причиной болезни, однако Кристина Гортман считает, что у педагогов это следствие неверной звукоподачи.

Певец, выступавший три часа на концерте, нормально говорит и поет на следующий день. Как профессионал он готов к таким нагрузкам. Даже если учитель разговаривает два-три часа без перерыва, при правильном использовании голоса связки будут в порядке, — говорит Кристина Гортман.

Работа голоса осуществляется таким образом:

  1. Вдох.

Легкие расширяются и оказывают давление на большую мышцу диафрагму. Диафрагма давит на органы брюшной полости — мышцы пресса выдвигаются наружу, живот как будто раздувается. Такое дыхание, единственно верное, называется «дыханием животом», или диафрагмальным.

  1. Выдох.

Диафрагма восстанавливает свое положение, органы брюшной полости и мышцы пресса возвращаются на свои позиции, а легкие сжимаются, выдыхая равномерный густой поток воздуха.

На выдохе воздух проходит по резонаторам, возбуждая вибрацию голосовых складок. В ротовой полости воздух встречается с языком, губами и зубами, которые принимают участие в формировании звуков речи.

Голосовой аппарат чрезмерно напряжен при слабости выдоха.

Привыкший дышать поверхностно человек не добирается вдохом до самого низа легких. В результате диафрагма остаётся без нагрузки, а всё бремя ложится на мышцы гортани. Голосовая мышца, в частности, вынуждена выполнять двойную работу из-за недостатка хорошего потока воздуха.

Как снять лишнюю нагрузку

Для правильного дыхания нужно:

  1. Увеличивать объем легких.

Здесь пригодятся специальные упражнения или дыхательная гимнастика, например, гимнастика Александры Стрельниковойинструмент, применяемый артистами и музыкантами.

  1. Развивать дыхательные мышцы.

Этим помогут упражнения с задержкой дыхания. Например, такие.

  1. Дышать «животом».

Для развития мускулатуры и легких недостаточно лишь накачанных мышц. Человеку нужно избавиться от привычки делать маленький вдох. Некоторое время потребуется контролировать дыхание: следить, чтобы при вдохе живот увеличивался в объеме, бока расходились в стороны, а плечи оставались неподвижными. Изменить фигуру это никак не повлияет; скорее наоборот.

  1. Следить за вибрацией.

В процессе речи правильное дыхание вызывает вибрацию в теле: в грудной клетке, спине, затылке, лбу, губах и зубах. Такую ощутимую вибрацию можно испытать на двух звуках.

  • При глубоком вдохе во время долгого звука «А» вибрируют грудная клетка и спина.
  • Длительное протяжное «М» звучит — лоб, затылок, губы, зубы.

Можно присоединять к ним слова созвучные этим звукам, а потом — просто произносить их, ощущая вибрацию внутри себя.

  1. Тренировать долгий выдох.

Мы обычно разговариваем на выдохе, длительность которого превышает длительность вдоха многократно. Если выдох прерывается, значит, возникают проблемы с речевым дыханием, которое также может чрезмерно напрягать голосовые связки.

Чтобы тренировать долгий выдох можно зажечь свечу и дуть на пламя под углом 45 градусов так, чтобы огонь не гас. Если пламя изменит свое положение или погаснет, значит выдох неровный и нужно продолжать тренировку.

Хорошо работает упражнение «бульбулькиУпражнение, применяемое докторами при восстановлении пациентов после пневмонии и других болезней легких.

Все эти упражнения, отмечает Кристина ГортманПомогут устранить «говорение горлом» и активировать грудной регистр — самый мощный и единственно правильный для речи.

Отсутствие избыточных нагрузок на голос избавит от частых ларингитов, которые, как видно, происходят не из-за профессии учителя, а по причине неправильного дыхания и техники вокальной подачи.


Материалы по теме:

  • Как поднять качество дыхания, чтобы сохранить голос до шестого урока?
  • Суметь ли преподавателю сделать речь учеников ясной и точной?
  • Паразитические слова в учительской речи и способы борьбы с ними.