Иллюстрация: Юлия Замжицкая

По данным Stuttering FoundationСвыше 80 миллионов человек во всем мире страдают заиканием, в том числе и дети. Родители таких детей могут игнорировать проблему, рассчитывая, что всё пройдет само собой. Некоторые даже карают за проявления, которые ребенок не может контролировать.

Специалисту необходимо помочь и поддержать ребенка. Обсуждаем работу с речевыми запинками и мифы с дефектологом Сергеем Барановым.

Что представляет собой заикание с позиции медицины, какие у него проявления?

«Заикание» — это общеупотребительное название. Специалисты применяют термин «логоневроз». Им называют нарушение ритма речи, вызванное спазмами мышц речевого аппарата. В данной статье будем употреблять знакомое всем словосочетание.

Невротическое заикание нарушает естественность и ритм речи, проявляясь с различной интенсивностью под влиянием окружения и эмоционального фона ребёнка.

Заикание в представлении людей — повторение в речи звуков, слогов слов или самих слов.

Сергей Баранов

Заикание связывают с непроизвольным повторением звуков. Повторения – лишь один вид речевых запинок, которые бывают разнообразными. Иногда, например, заикающийся тянет отдельные звуки речи.

Психологические особенности проявляются через напряжение мышц диафрагмы, связочного аппарата или гортани. Зажимы не связаны с расстройствами интеллектуального развития и не объясняются заболеваниями нервной системы, поражением органов чувств, анатомическими аномалиями или другими нарушениями речи или голоса.

В медицинских рекомендациях называют до двадцати факторов, оказывающих воздействие на возникновение заикания.

  • нервная система переутомлена или истощена;
  • была родовая или внутриутробная травма;
  • речевые навыки формировались с особенностями.

Часто родители полагают, что знают всё о заикании, однако многое из их представлений основано на стереотипах. Некоторые верят, что люди с заиканием менее интеллектуальны, но это не соответствует действительности. Другие считают, что причина заикания — испуг, что также неправда. Третьи утверждают, что заикание является формой психосоматики.

Что провоцирует заикание: причины

Существуют различные факторы, вызывающие заикание у детей, о которых говорят специалисты.

  • ФизиологическиеСвязаны с повреждениями или врожденными особенностями психики и речи.
  • ПсихологическиеПоявляются вследствие реакции ребёнка на негативный опыт. Могут содержать тревожное социальное окружение и порочные речевые модели, не устранённые в детстве.

Логопеды, дефектологи и неврологи разделяют причины заикания на внутренние и внешние.

Заикание классифицируют по причинам появления. Часто выделяют четыре типа по происхождению.

  1. Логоневроз — это заикание, возникшее из-за травмирующего события или стресса. Проявляется оно остро и резко, чаще всего у дошкольников, хотя может наблюдаться и в других возрастных группах. Ребенок избегает речи, затрудняется произносить сложные слова. Его лицо и шея напряжены, он совершает специфические жесты и мимику. Характер симптомов зависит от уровня стресса.
  2. Заикание или логоневроз органического характера возникает из-за врожденных особенностей строения мозга ребенка. Это может быть следствием генетических факторов, травм во время беременности или недостатка кислорода плоду. Явление проявляется с началом речи. Дети не стесняются высказываться, говорят активно, но монотонно, быстрее сверстников и с искаженными звуками. Зачастую такой логоневроз сочетается с другими трудностями: дисграфией, дислексией и дискалькулией. Симптомы остаются неизменны независимо от внешней обстановки.
  3. Логоневроз при психопатии или психопатическом развитии личности обусловлен изменениями в мозговой структуре ребенка. Если логопед предполагает этот тип логоневроза, то направляет ребенка на обследование к неврологу и детскому психиатру.
  4. Логоневроз, вызванный психическим расстройством, может проявляться как симптом некоторых болезней, таких как шизофрения или эпилепсия.

Для успешного выявления причин заикания стоит обращаться к врачу, имеющему соответствующую специализацию.

План действий: диагностика и лечение заикания.

У человека с логоневрозом заметно повторение звуков или слогов, трудности начала речи, напряжение мышц лица и шеи. Заикание на ранних этапах выявить сложнее. Запинки у ребенка, только начинающего говорить, родители могут пропустить, а для дефектолога и логопеда это первый признак заикания.

Ранняя диагностика позволяет легче корректировать дефекты. Дефектолог Сергей Баранов разработал пятишаговую инструкцию по лечению заикания, которая поможет составить план действий.

Родителям рекомендуется обратиться к специалистам для коррекции заикания у детей.

Специалистам часто обращаются родители, если ребёнок заикается. Первые проявления легко принять за неправильные речевые привычки. Да и при очевидном заикании дефекты могут казаться незначительными. Но исправить их оказывается сложнее, чем кажется.

Сперва рассмотрим симптомы, а затем — лиц, занимающихся их коррекцией, и способы их работы. Симптомы заикания можно разделить на физиологические и психологические.

Каждый вид осложнения нуждается в индивидуальном подходе и квалифицированной помощи специалиста. Самостоятельная корректировка может быть неэффективной и даже опасной.

Обратиться к логопеду для диагностики следует как можно скорее.

Чем раньше ребенок начнёт работать с профессионалом, тем выше вероятность преодоления заикания. Ранняя работа над нарушением также часто даёт более благоприятные результаты коррекции.

Логопед занимается диагностикой и лечением заикания. Логопед оценивает выраженность симптомов и особенности заикания у ребенка, подбирает упражнения, отслеживает прогресс и работает с родителями. Диагностику заикания могут проводить и другие специалисты: невропатолог, психолог, педиатр, окулист, психиатр.

Обычно это происходит в три этапа:

  1. В ходе сбора анамнеза родители отвечают на вопросы о развитии ребенка, его речи и предполагаемых причинах заикания.
  2. Специалисты исследуют речь ребёнка, определяя местоположение, формы и частоту речевых судорог, проявляющихся при нарушении речи и движения.
  3. Психологи изучают поведение ребенка и его реакцию на имеющийся дефект в различных условиях, иногда специально созданных.

Врачи могут искусственно создавать стрессовые ситуации, чтобы оценить речь ребенка при заикании, которое проявляется только в таких моментах. Также применяют психологические тесты и наблюдение. Диагностика не ограничивается ситуациями спокойствия и стремится воссоздать условия, которые провоцируют заикание.

Сергей Баранов

В диагностике может участвовать невролог, который помогает установить наличие логоневроза у пациента. Различные нарушения речи, напоминающие заикание, могут быть следствием поражений головного мозга и неврологических заболеваний. Поэтому в сомнительных случаях необходима консультация других специалистов.

Детский церебральный паралич, последствия черепно-мозговых травм, эпилепсия и некоторые другие расстройства иногда включают в себя заикание в качестве одного из признаков.

Сергей Баранов

Невролог иногда назначает медикаментозное лечение для исправления обнаруженных патологий, которые могут вызывать заикание. Кроме того, врач консультирует логопедов по вопросам, связанным со состоянием пациента и потенциальным влиянием на речь.

При влиянии заикания на самооценку, тревожность или социализацию ребенка психологию и упражнения помогут подросткам и детям младшего возраста. Психотерапевт также разъяснит методы борьбы с логофобией — страхом или нежеланием говорить из-за заикания.

3. Выполнять рекомендации специалистов

Заикание у детей лечат различными методами и техниками, которые подбирает индивидуально логопед. Лечение предполагает регулярные занятия и терпение. Продолжительность курса варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет, исходя из степени тяжести нарушения.

Основные подходы, используемые логопедами.

  1. Метод постепенной автоматизации речи предполагает сначала тренировку гласных и согласных звуков, затем слогов, далее слов и фраз с нарастающей скоростью произношения.
  2. Метод постепенного увеличения скорости речи предусматривает обучение ребенка говорить медленнее и спокойнее на выдохе. В дальнейшем скорость речи увеличивается, но гладкость и ритм сохраняются.
  3. Упражнения по дыханию и контроль за своим дыханием способствуют лучшему согласованию дыхания и речи.
  4. Метод распределение мышечных усилий предполагает постепенное обучение плавному звукопроизношению и раздельную тренировку каждого органа речевого аппарата. Затем выполняется их соединение. Такой подход способствует устранению судорожных усилий и зажимов.
  5. Логопед показывает ребёнку, как правильно произносить гласные, предупреждая о слишком сильном и коротком звучании.
  6. Логопедический массаж устраняет спазмы, улучшает кровообращение и передачу нервных импульсов мышцам лица, челюсти, языка и нёба.
  7. Психотерапевты устраняют логофобию с помощью игровых ситуаций. Используют также аутогенную тренировку и арт-терапию.
  8. Логопеды знакомят родителей приемами работы дома над коррекцией. К примеру, предлагают простые игры, которыми взрослый может заниматься с ребенком, например, во время прогулки в детский сад.

Работа с заиканием многогранная. Каждое упражнение укрепляет определенный элемент речевого аппарата, корректирует конкретный проявление. Например, дыхательные упражнения способствуют координации диафрагмы и ровности произношения. Отказ от некоторых упражнений или небрежное их выполнение дома может снизить эффективность терапии в целом.

Создать комфортную психологическую атмосферу в доме.

Некоторые родители полагают, что ребенок может преодолеть заикание самостоятельно, и ругают или наказуют его за неправильное произношение слов. Делать этого не следует. Во-первых, при функциональном заикании стресс, вызванный подобным общением, может стать причиной расстройства. Во-вторых, наказания помешают лечению, и процесс будет идти медленнее.

Преодоление заикания требует больших усилий, поэтому малышу необходим терпение родителей и их помощь. Чем более уравновешенным, организованным и сочувствующим окажется родитель — тем больше вероятность справиться с заиканием с наименьшими трудностями.

5. Обратиться к психологу

Отсутствие поддержки дома и в учебном заведении может привести к психологическим проблемам. Ребенок с выраженным логоневрозом, не получающим своевременного лечения, находится в большей опасности. Заикание не вредит физическому здоровью, но всё равно делает ребенка уязвимым в общении. Непонимание взрослых и буллинг в школе или детском саду могут усилить проблему.

Вот некоторые возможные осложнения:

  • Говорить тяжело: людям с сильным заиканием часто хочется уйти от разговоров, что сужает их мир.
  • Социализация может быть сложной для людей с заиканием: учеба в школе или колледже, а также построение карьеры, особенно в профессиях, требующих публичных выступлений, могут создавать трудности.
  • Одиночество может приводить к снижению самооценки, тревожности и депрессиям из-за ограниченного общения.
  • При тяжёлом заикании могут появляться дополнительные физические проявления – мышечные спазмы, напряжение, головные боли.

Для достижения прогресса необходима сосредоточенность и дисциплина, ожидать быстрого результата не следует.

Итоговый блиц: мифы и опровержения

Для более лёгкого преодоления длительного пути организаторы провели с Сергеем Барановым ускоренное интервью, где ему предстояло опровергнуть распространенные мифы.