
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
По данным Stuttering Foundation Более 80 миллионов человек во всём мире испытывают заикание. В их числе и дети. Родители некоторых из них могут игнорировать проблему, веря, что всё пройдет само собой. Некоторые даже наказуют за симптомы, которые ребёнок не в силах контролировать.
Чтобы помочь и поддержать ребёнка, требуется специалист. Разберёмся, как работать с речевыми запинками и развеем мифы с дефектологом Сергеем Барановым.
Что такое заикание с медицинской точки зрения? Каковы его проявления?
Заикание — распространённое разговорное слово. Врачи применяют термин «логоневроз» для обозначения нарушения плавности речи, вызванного спастическими сокращениями мышц артикуляционного аппарата. В данной статье будет использоваться привычное название.
Невротическое заикание нарушает естественность и ритм речи, проявляясь в зависимости от обстановки и эмоционального фона ребёнка.
Заикание связывают с непроизвольным повторением звуков, но это лишь один из видов речевых запинок. Иногда заикающиеся растягивают отдельные элементы речи.
Психологические факторы проявляются через напряжение мышц диафрагмы, связочного аппарата или гортани. Речевые запинки не связаны с нарушениями интеллектуального развития и не объясняются болезнями нервной системы, поражениями органов чувств, анатомическими аномалиями или другими отклонениями речи или голоса.
Разные медицинские рекомендации указывают до двадцати факторов, влияющих на возникновение заикания.
- нервная система переутомлена или истощена;
- была родовая или внутриутробная травма;
- речевые навыки формировались с особенностями.
Родители иногда полагают себя знающими об заикании, однако многие их убеждения основаны на стереотипах. Некоторые верят, что у людей с заиканием умственные способности ниже, но это не соответствует действительности. Другие считают, что болезнь возникает из-за страха, но это также неправда. Третьи утверждают, что заикание — это психосоматика.
Что провоцирует заикание: причины
Специалисты выделяют различные факторы, которые могут вызывать заикание у детей.
- ФизиологическиеСвязаны с травмой или врожденными особенностями психики и речи.
- ПсихологическиеВозникают вследствие реакции ребёнка на негативный опыт. Могут проявляться в виде тревожной социальной атмосферы и пагубных речевых пристрастий, зачастую оставшихся без внимания в юности.
Логопеды, дефектологи и неврологи разделяют причины заикания на внутренние и внешние.
Заикание классифицируют по причине появления. Часто различают четыре типа в зависимости от этиологии.
- Логоневроз – это заикание, вызванное травмирующим событием или стрессом. Чаще всего встречается у детей дошкольного возраста, но может возникнуть в любом возрасте. В этом случае ребенок избегает речи, особенно на сложных словах. У него проявляются напряжение лица и шеи, специфическая мимика и движения.
- Заикание неврозоподобного типа или логоневроз органического происхождения возникает из-за врожденных особенностей мозга ребенка. Причинами могут быть генетические факторы, травмы во время беременности или недостаток кислорода плоду. Проявляется с началом речи. Дети не стесняются своей речи, говорят активно, но монотонно, быстрее других и с искажением звуков. Часто этот логоневроз сочетается с другими трудностями: дисграфией, дислексией и дискалькулией. Симптомы остаются стабильными независимо от обстановки.
- Логоневроз при психопатии или психопатическом развитии личности обусловлен изменениями в мозге ребенка. Если логопед предполагает такую причину, он направляет ребенка на обследование к неврологу и детскому психиатру.
- Логоневроз, вызванный расстройством психики, может проявляться как симптом других болезней, таких как шизофрения или эпилепсия.
Чтобы провести успешную диагностику, нужно своевременно обратиться к специалисту и выбрать врача, обладающего опытом в лечении заикания.
План работы: выявление причин заикания и методы его преодоления
Логоневроз легко распознать по повторяющимся звукам или слогам, затруднению начала речи и напряжению мышц лица и шеи. Заикание на ранних стадиях обнаружить сложнее. Запинки у ребенка, только начинающего говорить, родители могут пропустить, а логопед и дефектолог — это первый признак заикания.
Ранняя диагностика позволяет легче корректировать дефекты. Сергея Баранова, дефектолога, инструкция из пяти шагов о лечении заикания поможет разработать план действий.
Родители должны воздержаться от самостоятельной попытки исправления заикания.
Заикание у детей часто беспокоит родителей, которые обращаются к специалистам за советом. Первые признаки заикания иногда трудно отличить от неправильных речевых привычек. Даже когда ясно, что ребенок заикается, дефекты могут казаться незначительными.
Сначала рассмотрим симптомы, а затем — тех, кто и как их исправляет.
Лечение каждого из этих проблем требует индивидуального подхода и квалификации специалиста. Без специальных знаний человек не в состоянии выбрать упражнения для устранения конкретного проявления и может даже не заметить некоторые из них.
Обратитесь к логопеду для диагностики как можно скорее.
Чем раньше специалист начнёт работу с ребёнком, тем больше вероятность преодолеть заикание. Раннее вмешательство также часто приносит более благоприятные результаты коррекции нарушения.
Логопед занимается диагностикой и лечением заикания у детей. Логопед оценивает выраженность симптомов и особенности заикания, подбирает упражнения, отслеживает прогресс и работает с родителями ребенка. Диагностику заикания проводят также при участии невропатолога, психолога, педиатра, окулиста, психиатра.
Обычно это происходит в три этапа:
- Во время сбора анамнеза родители отвечают на вопросы о развитии ребенка, его речи и возможных причинах заикания.
- В ходе обследования речи у ребенка определяют локализации, типы и частоту речевых судорог, возникающих при нарушении речи и движения.
- Изучают психологию ребёнка: реакцию на дефект и поведение в различных ситуациях, включая специально созданные.
При проведении диагностики может быть привлечен невролог для подтверждения диагноза логоневроза у пациента. Речевые нарушения, напоминающие заикание, могут быть следствием поражений головного мозга и неврологических заболеваний. В сомнительных ситуациях необходима консультация других специалистов.
Невролог может назначать лекарства для лечения выявленных патологий, которые иногда являются причиной заикания.
Также врач консультирует логопедов о пациенте и возможном влиянии состояния на речь.
Если заикание повлияло на самооценку, уровень тревожности или социализацию ребенка, помогут психотерапия и психологические упражнения для детей и подростков. Психотерапевт также расскажет, как бороться с логофобией — боязнью или нежеланием говорить из-за заикания.
3. Выполнять рекомендации специалистов
Заикание у детей лечат различными методами и техниками, которые подбирает индивидуально с логопедом.
Лечение требует постоянных занятий и терпения. Продолжительность курса варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет и зависит от степени тяжести нарушения.
Основные подходы в работе логопедов таковы:
- Эта методика предполагает постепенное увеличение объема речевых навыков. Начинается с тренировки мягких, медленных звуков и слогов, затем переходит к целому словарному запасу и фразам, при этом постепенно увеличивая темп произношения.
- Обучение ребенка произношению осуществляется путем медленного и плавного изречения слов на выдохе. В дальнейшем темп речи увеличивается, однако гладкость и ритм сохраняются.
- Упражнения для дыхания и контроль за ним помогают совершенствовать согласование дыхания и речи.
- Разработка методики распределения мышечных усилий предполагает постепенное освоение плавного звукообразования и тренировку каждого органа речевого аппарата по отдельности, после чего происходит их соединение. Такой подход способствует устранению спазмов и зажимов.
- Логопед указывает ребенку на слишком сильное и короткое произношение гласных звуков и обучает его мягкой голосоподачи.
- Логопедический массаж устраняет спазмы, улучшает кровообращение и проводимость импульсов по нервам к мышцам лица, челюстей, языка и нёба.
- Психотерапия для преодоления логофобии использует игровые ситуации, аутогенную тренировку и арт-терапию.
- Логопеды учат родителей приемам работы над развитием речи ребенка дома.
Работа с заиканием комплексная: каждое упражнение тренирует определенную часть речевого аппарата, работая над конкретным симптомом. Дыхательные практики, к примеру, улучшают координацию диафрагмы и делают речь более плавной. Не выполняя упражнения или не прикладывая усилий дома, можно снизить эффективность лечения в целом.
Обеспечить комфортную психологическую атмосферу в доме.
Некоторые родители считают, что ребенок способен управлять заиканием и ругают его за неправильное произношение, применяя наказание. Так поступать не следует. Во-первых, при функциональном заикании стресс от подобного обращения может стать причиной. Во-вторых, наказания будут затруднять лечение, соответственно, процесс пойдет медленнее.
Побороть заикание – сложный процесс, требующий от ребенка выносливости и помощи взрослого. Спокойствие, дисциплина и поддержка со стороны родителей увеличивают вероятность преодоления заикания с наименьшими негативными последствиями.
5. Обратиться к психологу
Отсутствие поддержки и благоприятной обстановки дома и в учебном заведении может вызвать психологические проблемы. Ребенок с выраженным логоневрозом, не получающий своевременного лечения, особенно уязвим. Заикание не вредит физическому здоровью, но делает ребенка чувствительным в общении. Непонимание взрослых и буллинг могут усугубить ситуацию.
Вот некоторые возможные осложнения:
- Люди с выраженным заиканием часто стремятся обходить ситуации, где требуется общение, что в свою очередь сужает возможности жизни.
- Социализация осложнена для людей с заиканием. Учеба и карьера, особенно в сферах, требующих публичных выступлений, могут быть затруднительными.
- Одиночество может приводить к снижению самооценки, тревожности и депрессиям из-за ограниченности общения.
- При тяжелом заикании могут наблюдаться мышечные спазмы, напряжение и головные боли.
Для достижения прогресса нужна сплоченность и самодисциплина, ожидать быстрого результата не стоит.
Итоговый блиц: мифы и опровержения
Для упрощения преодоления длительной дистанции мы провели Сергею Баранову блиц-опрос, где его попросили развеять распространенные мифы.