Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Чувствительность к звукам, страх контактов, неуверенность в движениях — всё это может указывать на нарушение сенсорной интеграции. Например, ребёнок отказывается одеваться из-за болезненных ощущений при прикосновении ткани или панически реагирует на звук пылесоса. Родители и воспитатели могут не догадываться о существовании такой проблемы, но она оказывает серьёзное влияние на развитие и поведение ребёнка.

Эксперт АкадемситиОксана Минеева рассказала о сенсорной интеграции и представила упражнения для детей с сенсорными нарушениями.

Что такое сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция — это обработка информацией от органов чувств нервной системой для реакции на окружение и выполнения действий, таких как речь. Это происходит с момента внутриутробного развития и интенсивно развивается в раннем детстве.

Нервная система постоянно получает большое количество сигналов от различных анализаторных систем, таких как зрительная или слуховая. Мозг в норме обрабатывает и объединяет все эти сигналы, что позволяет адекватно воспринимать мир и взаимодействовать с ним. При расстройстве сенсорной обработки этот процесс нарушается.

Сенсорная интеграция – основа для сенсомоторного и психомоторного развития ребенка.
Без неё ребёнок не сможет полноценно развиваться.

Оксана Минеева

Сенсорные нарушения проявляются по-разному у каждого ребёнка. Некоторые дети могут быть гиперчувствительны к некоторым стимулам, воспринимая обычные сигналы как слишком сильные: например, тихая музыка может казаться им очень громкой. Другие же могут быть гипочувствительны, ощущая сигналы как слишком слабые: например, ребёнок не чувствует боль при сильном ударе.

Специалист создаёт условия на занятиях, чтобы ребёнок с сенсорной недостаточностью научился воспринимать раздражители максимально близко к норме. Главная задача педагога — уменьшить резкие реакции на стимулы, чтобы человеку стало легче общаться с окружающим миром.

Оксана Минеева

Нарушения сенсорной обработки у ребенкаМогут охватывать одну или несколько систем анализа.

10 упражнений при нарушении сенсорной интеграции: советы специалистам

Сенсорная интеграция помогает детям понимать окружающую среду и учит их навыкам саморегуляции, полезным в обычной жизни.

Сенсорно-интеграционная коррекция стимулирует работу тактильного, проприоцептивного, вестибулярного, зрительного, слухового и других анализаторов. Упражнения помогают ребенку лучше понимать свое тело и справляться с сенсорными перегрузками.

Многие учебные заведения оборудованы сенсорными комнатами, способствующими развитию всех анализаторов. В таких помещениях установлено специализированное оборудование, включающее, к примеру:

  • сухие бассейны с шариками;
  • мягкие кресла-мешки, гамаки;
  • световые и звуковые приборы;
  • Лампы с ароматами и книги, шкатулки с запахами.
  • тактильные панели, бизиборды;
  • мягкие игровые модули.

Эффективные занятия по коррекции сенсорных нарушений возможно провести даже без специализированного оборудования.

  1. «На носочках» — развивает чувство ритма.

Инвентарь: бубен или барабан.

В игре стучите по инструменту разной силы. Дети передвигаются соответственно: при тихом звуке ходят на носочках, при более громком — широким шагом, при очень громком — бегут. Чем чаще меняется ритм, тем интереснее игра.

  1. «Полоса препятствий» тренирует координацию и двигательные навыки.

В наличии: стулья, столики, подушки и мягкие модули.

Создайте игровой маршрут из предметов, которые нужно обходить, перешагивать и перелезать. Поддерживайте ребенка при необходимости. Учитывайте безопасность. Полосу можно пройти в обратном направлении, изменить ее элементы или способ прохождения: ползком, на коленях, вприпрыжку.

  1. «Парашют» — учит работать в команде.

Оборудование: большая многоугольная скатерть.

Скажите детям взять парашют обеими руками. Попросите разойтись, чтобы парашют растянулся. Объясните, что нужно поднимать и опускать руки, удерживая его. В центр можно положить мячи или воздушные шары для того, чтобы их сбросить.

  1. «Чудесный мешочек» развивает ощущения и внимание к деталям.

В комплекте: непрозрачный мешочек с предметами различных форм и материалов: игрушками, геометрическими фигурками и телами, пластиковыми буквами и цифрами.

Играйте с ребенком: дайте задание отыскать предмет в мешочке по тактильным ощущениям. Усложните задачу: найдите пары предметов, отличающихся одним признаком, например, большую и маленькую пуговицу или широкую и узкую линейку.
Другой вариант: разложите на столе геометрические фигуры, как те, что в мешочке. Затем покажите любую фигуру и попросите ребенка достать такую же из мешочка.

  1. «Найди ящичек» — улучшает тактильную чувствительность.

Инструменты работы: коробки от спичек, украшенные различными материалами – бархатом, шелком, бумагой, велюром, шерстью и линолеумом.

В ходе игры ребенок выполняет задание по подбору ящичков к подходящим коробкам.

  1. Это упражнение развивает умение слушать и распознавать звуки.

Список предметов: предметы с разными звуками или записи этих звуков. Например, звук переливающейся воды из стакана в стакан, шуршание бумагой — тонкой и плотной, звук разрезания бумаги ножницами, упавшего на стол ключа, свисток, звонок будильника, мурлыканье кошки, скрип двери, шум машин, храп, звук дождя.

  1. «Коробочки с запахами» — развивает обоняние.

В игре используются два комплекта по восемь баночек из-под Kinder Surprise с прорезями на крышках. Каждая баночка содержит ароматные вещества: кофе, гвоздику, корицу, ваниль, цедру, чеснок.

В ходе игры ребенок выполняет задачу: находит контейнеры, имеющие один и тот же запах. Для большей сложности можно попросить делать это с закрытыми глазами.

  1. «Качание» — тренирует вестибулярный аппарат.

Для занятий подойдут: вешалка для верхней одежды, качалка, гамак или подвесной кресло-мешок.

Предложи ребёнку покачаться из стороны в сторону, то назад-вперед. Поддерживай его, если будет трудно.

  1. «Ухо и нос» — улучшает концентрацию и координацию.

Ведущий предлагает детям захватить кончик носа левой рукой и мочку левого уха – правой. По его команде участники меняют положение рук: теперь левая рука касается носа, а правая – ушной мочки. Сначала паузы между хлопками длинные, затем ведущий увеличивает темп игры, сокращая промежутки.

  1. Игра «Хоп-хлоп» тренирует внимательность и чувство ритма.

Инвентарь: ладони или палочки.

В игре нужно назвать ритм, состоящий из хлопков, и попросить ребёнка его воспроизвести.

Домашние упражнения при нарушениях сенсорной интеграции.

В домашних условиях родители могут проводить эффективные занятия по сенсорной интеграции, используя обычные предметы. Дефектологи и логопеды советуют родителям заниматься с детьми дома и этим запускать сенсорную стимуляцию без специальной подготовки.

Родителям рекомендуется добавлять в ежедневные дела элементы сенсорной интеграции, например, попросить ребёнка помочь замесить тесто или разделить белье по цвету. Занятия должны быть в виде игры, чтобы поддержать интерес.

Игра с крупами – простое упражнение для развития сенсорных систем ребенка. Ребенок может пересыпать их, прикасаться к ним и определять на ощупь, а также строить из них узоры и картинки.

Причины сенсорных проблем у детей

У детей сенсорный дефицит имеет разные причины, которые можно разделить на две большие группы: биологические и социальные.

Биологические факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологии беременности;
  • недоношенность;
  • сложные роды.

В основе биологических причин чаще всего лежат повреждения или недоразвитие мозговых структур, отвечающих за обработку сенсорной информации, произошедшие во время беременности или родов.

Социальные факторы:

  1. Ребенок лишился эмоционального тепла и близости матери, которая проявляла к нему равнодушие.
  2. В некоторых семьях эмоции подавляют.
  3. Социальное ограничение — это лишение ребенка общения с другими детьми и взрослыми.
  4. Чрезмерная опека проявляется в том, что детей ограждают от разнообразных сенсорных воздействий, например, не разрешают играть с песком, водой или ограничивают прикосновениями.
  5. Продолжительное расставание с мамой, например, во время продолжительного лечения ребёнка в больнице.
  6. Ребенок, живущий с человеком, имеющим психические расстройства, может усваивать необычные модели поведения и реакций на внешние раздражители.

Часто дети с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с проблемами сенсорной интеграции. Лечение этих нарушений – часть комплексного подхода к работе с ребенком.

Рекомендации при проведении занятий

При взаимодействии с детьми, имеющими нарушения сенсорной интеграции, нужно руководствоваться конкретными рекомендациями для достижения эффективности и безопасности занятий.

  1. Двигайтесь постепенно и поступательно.Не спешите и не стремьтесь к быстрому результату. Начните с легких упражнений и поэтапно увеличивайте сложность заданий. Важно не перенапрягать ребенка и внимательно наблюдать за его ответом.
  2. Проводите предварительную диагностику.Прежде чем начать заниматься, важно выяснить, какие сенсорные системы нуждаются в коррекции. Родителям стоит обратиться к специалисту, который определит индивидуальные особенности ребёнка и разработает подходящий план занятий.
  3. Будьте осторожны и внимательны.Каждый ребенок индивидуален. То, что нравится одному, может расстроить другого. Дети с повышенной чувствительностью к тактильным ощущениям скорее всего негативно отреагируют на неожиданные прикосновения, поэтому предупреждайте их о предстоящем задании.
  4. Создайте доверительные отношения.Эмоциональный контакт с ребёнком очень важен. Подстраивайтесь под его настроение, работайте в комфортном для него темпе, не заставляйте заниматься, если это не хочется ему. Создайте условия, где ребёнок будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
  5. Будьте терпеливы и последовательны.Коррекция нарушений сенсорной интеграции занимает продолжительное время. Важнее всего постоянная работа над собой, чем быстрое получение результата.

При взаимодействии с детьми, имеющими нарушения сенсорной интеграции, главное правило — не причинить вреда. Внимательно наблюдайте за реакциями ребёнка и будьте готовы изменить свою тактику.


Материалы по теме:

  • ТОП-5 книг для начинающего дефектолога
  • 5 логопедических трудностей учеников начальной школы, важных для учителя.
  • Дисграфия и дислексия: о чём нужно знать родителям, чтобы помочь ребёнку учиться.
  • Заикание у детей: помощь специалистов