Фото: img.freepik.com

Коврик с пластиковыми шипами, называемый аппликатором Кузнецова, оказывает точечное воздействие на кожу. Этот метод физиотерапии стимулирует кровообращение, улучшает нервно-мышечную проводимость и способствует расслаблению мышц.

В логопедии аппликатор применяют как вспомогательное средство. С его помощью развивают общую и мелкую моторику: стимулируют стопы и ладони, активируют сенсорные ощущения, развивают координацию для коррекции речевых нарушений у детей.

Упражнение «Тропинка для ножек» тренирует речевое дыхание.

Аппликатор Кузнецова расстилают на полу, возможно, несколько штук, образуя коврик. Ребенок снимает обувь и ставит ногу на начало коврика голышом.

Логопед дает задания:

  • Медленно прогуливаться по тропинке, делая глубокие вдохи носом и плавные выдохи ртом.
  • Ходить по tiptoe и тянуть звуки «А-а-а», «О-о-о», «У-у-у».
  • На каждом шагу хлопните в ладоши и называйте предметы, которые видите, например, лампу, картину, стол.

Следует обращать внимание, чтобы ребёнок шествовал размеренно, став на всю стопу – так стимулируются участки, отвечающие за развитие речи.

«Ладошки на колючем поле» развивает чувствительность рук.

Логопед ставит перед ребенком аппликатор Кузнецова, потом просит положить ладони на коврики и чуть-чуть прижать их. Затем даёт задания.

  • Постепенно надавливать на ковричок и уменьшать силу давления.
  • поочередно перебирать пальцами по шипам;
  • Выполнять вращательные движения руками, не разводя ладоней от поверхности.
  • сжимать кулачки и распрямлять пальцы.

Можно добавить к упражнению чтение стихов вслух, хлопки в ладоши, подражание звукам и выполнение артикуляционных заданий.

Аппликатор Кузнецова стимулирует развитие речи, воздействуя на детские ладошки.

Игра с мячом способствует развитию дыхания и стимулирует стопы.

Ребенок располагается на стуле или на полу, став голыми ногами на аппликатор. Логопед разворачивает перед ним теннисный мяч и просит выполнять упражнения.

  • Катать мяч стопами по аппликатору вперед-назад.
  • Перекатывать мяч от одной стопы к другой.
  • Удерживать мяч между стопами и слегка приподнимать.

В процессе упражнений ребенок осуществляет дыхательную гимнастику: глубоко вдыхает носом, а при выдохе издает звуки «Ф-ф-ф», «Ш-ш-ш», «С-с-с».

«Колючий мостик» тренирует координацию и равновесие.

Ребенок ставит одну ногу на аппликатор. Логопед предлагает выполнить задания.

  • Поддерживать баланс, стоя на одной ноге.
  • Поднимите колено и произнесите звукосочетания, такие как «Ма-ма-му», «Ра-ра-ру».
  • Переносить вещи между руками, находясь на аппликаторе.

Затем меняются ноги и упражнение повторяется. Для повышения сложности можно попросить ребёнка во время наклонов произносить слова или выполнять дыхательные упражнения.

«Колючий дождик» помогает снять мышечное напряжение.

Логопед предлагает ребенку усесться на коврике или стульчик. После этого логопед использует аппликатор или валик с шипами, нежно надавливая его на шею, плечи и спину.

  • легко похлопывает;
  • медленно надавливает по направлению вниз;
  • делает круговые движения по плечам.

После массажа ребёнку рекомендуется провести артикуляционную гимнастику: двигать языком из стороны в сторону, широко улыбаться и показывать зубы, а также тянуть его по очереди к носу и подбородку.