
Психолог Андрей Сионин рассказалОбсудили три типа психологического насилия в трудовой сфере и предоставили советы педагогам по защите от притеснения со стороны товарищей и администрации.
Ухаживаем за терминологией, касающейся буллинга и трудового невооружённого конфликта.
1. БуллингЭто преследование человека другим или группой людей. Явление наблюдается во всех возрастных и социальных слоях, но термин чаще применяется к детскому и подростковому обществу.
Буллинг — это разрушительный конфликт, в котором физически или психологически сильнее притесняет того, кто слабее.
- зависть;
- месть;
- борьба за власть;
- самоутверждение;
- стремление быть в центре внимания;
- желание вызвать восхищение у окружения.
ВажноУчастник буллинга сам нуждается в помощи. Вероятно, его воспитывали авторитарные и гиперопекающие родители, и он поступает с другими так же, как когда-то поступали с ним. Поведение взрослого агрессора сложно скорректировать — психика уже сформировалась, он уверен в осознанности своих действий и что через них достигает какой-то цели.
2. Термин «моббингВпервые термин использовал зоолог Конрад Лоренц в 1958 году при описании агрессивного поведения животных по отношению друг к другу. Наблюдая за обезьянами, он заметил, что те бросают бананы и палки в хищников, пытаясь таким образом подавить более сильную особь и заставить её уйти с их территории.
Во время моббинга группа сотрудников отвергает коллегу, считая его лишним. конкурента— белую ворону, новичка или «старичка». Причина — конкуренция, а метод — психологический террор.
Моббинг делится на три вида:
- горизонтальный — коллеги травят коллегу;
Новичок с новыми идеями вступает в сложившийся коллектив, погруженный в негативные эмоции. Руководство обращает внимание на него и ставит примером. Это нарушает привычный уклад «старичков», которые стремятся вернуть все к прежнему состоянию, начав проявлять агрессию по отношению к новому сотруднику, создавая ему невыносимые условия и пытаясь опорочить его в глазах руководства.
- вертикальный — руководитель давит на подчиненного;
- сэндвич-моббингВ преследовании участвуют товарищи по работе и руководство.
Некоторые руководители вознаграждают извещателей о проступках. Впрочем, такого человека впоследствии находят и часто он же попадает под преследование.
Мотивы моббинга:
- отсутствие обратной связи от руководства;
- стресс и тревога, неясность будущего.
3. БоссингРуководство оказывает психологическое давление, чтобы уволить лишнего сотрудника.
Обвинения не всегда очевидны, могут основываться на правилах. Например, кто-то сообщает начальнику о просроченных сроках или раннем уходе на обед. Или к преподавателю приходят во время урока, затем высказывают ему претензии и ставят под сомнение его квалификацию.
Иногда боссинг видят там, где его нет. Например, если директор не поздоровался или сказал что-то грубо — подчиненный может беспокоиться о своей ошибке, забывая о возможных личных проблемах руководителя или просто плохом настроении. Или руководитель попросил переделать работу — это воспринимают как унижение, хотя скорее всего это конструктивная критика, направленная на исправление ошибки.
Как поступить педагогу, ставшим объектом преследования?
- Внимательно изучите ситуацию, прежде чем делать выводы, и определите, есть ли здесь травля или конструктивная критика.
- Избегайте домыслов, в работе важнее всего диалог. Если считаете, что руководство настроено против вас, обратитесь к источнику информации.
Вместо обвинений руководителя, применяйте Я-сообщения. Например: «Хочу разобраться в ситуации, так как чувствую предвзятое отношение ко мне. Если у вас есть вопросы к моим деловым качествам, хотелось бы услышать ваши выводы как от своего руководителя».
- Не позволяйте унижать себя.
- Будьте любезны, но не льстите ради того, чтобы угодить кому-то.
- Будьте искренними, но не делитесь подробностями о своих трудностях и слабостях, чтобы избежать критики.
- Не принимайте оскорбления близко к сердцу. Возможно, это отражает проблемы группы или отдельных людей, а не вас. Основывайте свою уверенность в себе на своих успехах, а не на мнениях других.
- Запишите жалобы руководства на бумаге и ведите подробные записи, чтобы избежать неприятностей.
- Берегите своё здоровье и душевное равновесие.
Если испытываете дискомфорт, имеете право принять решение: оставаться в нынешнем положении или изменить окружение, найдя место для самореализации и избежав постоянных разногласий.
Материалы по теме:
- Учитель сражался за свои права, став непризнанным в своих стенах.
- Рекомендации психолога по укреплению дружеских отношений в учительском коллективе.
- Совместная работа учителей: разрешение конфликтов для благоприятной атмосферы.