Психолог Андрей Сионин рассказалОбсудили три типа психологического насилия в трудовой сфере и предоставили советы педагогам по защите от притеснения со стороны товарищей и администрации.

Ухаживаем за терминологией, касающейся буллинга и трудового невооружённого конфликта.

1. БуллингЭто преследование человека другим или группой людей. Явление наблюдается во всех возрастных и социальных слоях, но термин чаще применяется к детскому и подростковому обществу.

Буллинг — это разрушительный конфликт, в котором физически или психологически сильнее притесняет того, кто слабее.

  • зависть;
  • месть;
  • борьба за власть;
  • самоутверждение;
  • стремление быть в центре внимания;
  • желание вызвать восхищение у окружения.

ВажноУчастник буллинга сам нуждается в помощи. Вероятно, его воспитывали авторитарные и гиперопекающие родители, и он поступает с другими так же, как когда-то поступали с ним. Поведение взрослого агрессора сложно скорректировать — психика уже сформировалась, он уверен в осознанности своих действий и что через них достигает какой-то цели.

2. Термин «моббингВпервые термин использовал зоолог Конрад Лоренц в 1958 году при описании агрессивного поведения животных по отношению друг к другу. Наблюдая за обезьянами, он заметил, что те бросают бананы и палки в хищников, пытаясь таким образом подавить более сильную особь и заставить её уйти с их территории.

Во время моббинга группа сотрудников отвергает коллегу, считая его лишним. конкурента— белую ворону, новичка или «старичка». Причина — конкуренция, а метод — психологический террор.

Моббинг делится на три вида:

  • горизонтальный — коллеги травят коллегу;

Новичок с новыми идеями вступает в сложившийся коллектив, погруженный в негативные эмоции. Руководство обращает внимание на него и ставит примером. Это нарушает привычный уклад «старичков», которые стремятся вернуть все к прежнему состоянию, начав проявлять агрессию по отношению к новому сотруднику, создавая ему невыносимые условия и пытаясь опорочить его в глазах руководства.

  • вертикальный — руководитель давит на подчиненного;
  • сэндвич-моббингВ преследовании участвуют товарищи по работе и руководство.

Некоторые руководители вознаграждают извещателей о проступках. Впрочем, такого человека впоследствии находят и часто он же попадает под преследование.

Мотивы моббинга:

  • отсутствие обратной связи от руководства;
  • стресс и тревога, неясность будущего.

3. БоссингРуководство оказывает психологическое давление, чтобы уволить лишнего сотрудника.

Обвинения не всегда очевидны, могут основываться на правилах. Например, кто-то сообщает начальнику о просроченных сроках или раннем уходе на обед. Или к преподавателю приходят во время урока, затем высказывают ему претензии и ставят под сомнение его квалификацию.

Иногда боссинг видят там, где его нет. Например, если директор не поздоровался или сказал что-то грубо — подчиненный может беспокоиться о своей ошибке, забывая о возможных личных проблемах руководителя или просто плохом настроении. Или руководитель попросил переделать работу — это воспринимают как унижение, хотя скорее всего это конструктивная критика, направленная на исправление ошибки.

Как поступить педагогу, ставшим объектом преследования?

  • Внимательно изучите ситуацию, прежде чем делать выводы, и определите, есть ли здесь травля или конструктивная критика.
  • Избегайте домыслов, в работе важнее всего диалог. Если считаете, что руководство настроено против вас, обратитесь к источнику информации.

Вместо обвинений руководителя, применяйте Я-сообщения. Например: «Хочу разобраться в ситуации, так как чувствую предвзятое отношение ко мне. Если у вас есть вопросы к моим деловым качествам, хотелось бы услышать ваши выводы как от своего руководителя».

  • Не позволяйте унижать себя.
  • Будьте любезны, но не льстите ради того, чтобы угодить кому-то.
  • Будьте искренними, но не делитесь подробностями о своих трудностях и слабостях, чтобы избежать критики.
  • Не принимайте оскорбления близко к сердцу. Возможно, это отражает проблемы группы или отдельных людей, а не вас. Основывайте свою уверенность в себе на своих успехах, а не на мнениях других.
  • Запишите жалобы руководства на бумаге и ведите подробные записи, чтобы избежать неприятностей.
  • Берегите своё здоровье и душевное равновесие.

Если испытываете дискомфорт, имеете право принять решение: оставаться в нынешнем положении или изменить окружение, найдя место для самореализации и избежав постоянных разногласий.


Материалы по теме:

  • Учитель сражался за свои права, став непризнанным в своих стенах.
  • Рекомендации психолога по укреплению дружеских отношений в учительском коллективе.
  • Совместная работа учителей: разрешение конфликтов для благоприятной атмосферы.