
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
В последние годы экологическое мышление становится важным направлением в детском воспитании. Но изучать природу только по книгам невозможно — нужна практика. Поэтому многие детские сады создают для воспитанников живые уголки.
Как правильно организовать живой уголок в детском учреждении? Какие животные в нём разрешены? Какие занятия проводятся в зооуголке? Об этом рассказывает… Мария Скрипник, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского (юношеского) технического творчества» города Салавата Республики Башкортостан.
Зачем нужен живой уголок
По результатам исследованияНаблюдение за животными активизирует работу префронтальной коры головного мозга. Эта часть мозга связана с установлением социальных связей и принятием решений. Такое общение полезно для ребенка не только этим.
- Практика изучения природы помогает детям сформировать реалистичное представление о животных и растениях, расширяет их кругозор и развивает логическое мышление, а также умение находить связи между различными предметами.
- Американский журналист Ричард Лоу утверждает, что дети, с раннего детства изучавшие природу во всех её формах, в зрелости проявляют больше ответственности и бережного отношения к окружающей среде. У ребенка, ухаживающего за домашними питомцами, снижается уровень агрессии и конфликтности, развивается эмпатия.
- Согласно исследованиямОбщение с животными уменьшает уровень стресса у человека и располагает к положительным эмоциям.
Мария Скрипник считает, что зооуголки способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей и учат их быть более самостоятельными.
Необходимо обучать детей любви, правильной заботе и ответственности за своего любимца. Для этого и важны живые уголки. Занятия с детьми, участие в акциях позволяют не только изучить экологические вопросы, но и прививать малышам любовь к животным, учить их заботиться о жившем существе, нести ответственность. Дети часто желают завести милую зверушку, но ничего о нём не знают: как содержать, чем кормить. Потом зверёнок им быстро надоедает и оказывается на улице или у других людей. Для животного это большой стресс. У нас есть питомцы, которым надоели и их выбросили на улицу, неправильно содержали.
Живой уголок в детском центре «Центр деятельности и творчества детей и подростков» города Салавата.
Как обустроить
Для организации живого уголка в детском саду требуется соглашение с городской ветеринарной станцией. Специалисты выполняют прививки, обработку и анализы животных. Ученики проходят инструктаж по безопасности: учатся взаимодействовать с животными и ухаживать за ними. Желательно, чтобы сотрудник с ветеринарным образованием работал в живом уголке, — говорит Мария Скрипник.
Для каждого питомца следует оформить ветеринарный паспорт с указанием сделанных прививок и дополнительной информацией о состоянии здоровья.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских садов необходимо размещать животных, птиц и рыб не в группе, а в отдельной комнате.
Рекомендуется помещение просторным, светлым, где можно будет не только содержать животных и растения, но и проводить занятия с детьми.
Требование к зооуголку — постоянная температура, которую можно регулировать с помощью центрального отопления и дополнительных приборов. Хорошо проветриваемая комната исключит застой запахов. Помогут в этом оконный вентилятор или вытяжка. Уровень влажности должен быть 40-60 процентов.
Живой уголок — это не только животные и растения, но и наглядные материалы, которые познакомят детей с природой: семена растений, образцы горных пород, гербарий с местными растениями, книги и альбомы о растениях и животных.
Какие животные под запретом для содержания в домашнем мини-зоопарке?
В живом уголке не следует содержать ежей, сурков, енотов, сонь, сусликов. Чаще всего их отлавливают в дикой природе, поэтому не приручены и могут укусить. Некоторые виды грызунов переносят опасные заболевания: бешенство, чуму, бруцеллез, тиф, дизентерию. Возбудители болезней выделяются с экскрементами и могут заражать других обитателей зооуголка и людей.
В детских садах запрещено хранить ядовитые растения и рептилий. Паслён может привлечь детей красными ягодами, которые опасны для здоровья. Сок монстеры и филодендрона вызывает химические ожоги кожи.
Домашние птицы и рептилии, даже выведенные специально для содержания в домах, могут болеть сальмонеллезом. Для предотвращения заболеваний необходимы ежемесячный осмотр ветеринаром, своевременная обработка от паразитов и вакцинация.
Зоопарк в отделении дополнительного образования «Центр детского творчества» города Салавата.
При наличии аллергии в группе необходимо проконсультироваться с врачом-аллергологом. Необходимо выяснить, на каких животных есть реакции, и по возможности минимизировать контакт с данным видом. Перед посещением живого уголка рекомендуется принять антигистаминные препараты. Иногда со временем аллергия проходит, организм привыкает. Часто реакция возникает не на самих животных, а на корм, подстилку, выделения, пыль.
Уроки в уголке природы
Мария Скрипник ведет занятия по программам «Занимательная зоология» и «В мире животных». Она рассказывает детям о животных, их разнообразии и месте в природе. Ребята учатся заботиться о домашних питомцах: кормить, наблюдать за ними. Помимо занятий, Мария отвечает за зооуголок, где она как заведующая и ветеринар следит за здоровьем животных, лечит и ухаживает за ними, а также проводит экскурсии для посетителей.
Мы с детьми принимаем участие в мероприятиях, праздниках, акциях, проводим открытые занятия: «День птиц», «День защиты домашних животных», «День кошек», «День леса», «Первоцветы», акции «Кормушка», всероссийский урок «Заповедные острова России», посещаем зоомагазин, ветеринарную клинику. В группе ВКонтакте «Зооуголок» публикуем статьи о животном мире, фото и видео животных, занятий и мероприятий нашей организации.
Развитие когнитивных способностей у детей в три-четыре года и пяти-шести лет различается. Младшим достаточно наблюдать за рыбами и животными: чем ярче окрас — тем легче привлечь внимание ребенка. С старшими можно выращивать растения из черенков и семян, изучать поведение грызунов и птиц.
Каких животных выбрать
В нашем живом уголке обитают в основном неприхотливые домашние животные: сирийские и джунгарские хомяки, крысы, мышки-песчанки, иглистые мыши акомисы, кролики, морские свинки, волнистые попугаи, рыбки. Есть также такие, которым нужны особые условия для жизни: среднеазиатские и красноухие черепашки, шиншиллы, дегу, улитки ахатины.
Кого же можно поселить в зооуголке?
Рыбки
Выбирая рыб для аквариума, стоит обратить внимание на разные породы, чтобы дети могли сравнивать их и находить различия. Гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики и золотые рыбки считаются самыми неприхотливыми породами. Лучше всего ставить аквариум в прохладное, темное место подальше от окна.
Некоторые виды рыб несовместимы в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими видами (просто съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио и рыбы-попугаи.
Важным является учет чистоты, жесткости и кислотности воды. Гуппи не переносят загрязнений в аквариуме и плохо сосуществуют с золотыми рыбками. Прежде чем приобрести этих рыбок, стоит обратиться к консультанту в зоомагазине и изучить специальную литературу.
Рептилии
Замечательный экспонат — хамелеон. Во время наблюдения за ним дети познакомятся с явлением мимикрии. В зооуголке найдут себе место сухопутные и водные черепахи.
Для черепах необходим просторный аквариум или клетка, ультрафиолетовый светильник для тепла и специальный рацион.
Водолюбивым животным нужен аквариум с камнями. Некоторые из них должны возвышаться над водой, чтобы черепахи могли выбираться на берег и погреться под лампой.
Грызуны
В зооуголке детского сада можно содержать кроликов, морских свинок, мышей, крыс и хомяков. Мария Скрипник отмечает, что у каждого вида есть свои нюансы в уходе.
За кроликами, крысами и морскими свинками необходимо часто чистить клетку и много кормить. Иглистые мышки же не нуждаются в частой смене подстилки, пьют мало, неприхотливы в еде, но любят жить в компании сородичей. Хомячки, наоборот, предпочитают одиночество. Им не нужна большая клетка, они мало едят, и за ними легко ухаживать. Некоторые животные (хомяки, шиншиллы, крысы, улитки ахатины) более активны ночью, днем спят — наблюдать за ними интереснее к вечеру.
Грызунов, живущих в клетках, нужно размещать с небольшим расстоянием между собой, чтобы избежать травм. Животных в аквариумах такого риска нет.
Живой уголок в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детской (юной) творческой деятельности» города Салавата.
Птицы
В зооуголке обитают волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы и зеленушки. Эти птицы неприхотливы в уходе, радуют яркой окраской и нравятся детям. Некоторые виды размножаются в неволе, давая возможность наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть попугаи с сильным половым диморфизмом — внешнее отличие самцов от самок, что также может стать темой занятия.
Растения
Растения можно группировать по климатическим зонам. Так, тропический климат можно представить фикусом и хамедореей. Пустыню — алоэ и другими суккулентами, субтропики — азалией и геранью.
В зооуголке малыши участвуют в играх, труде, наблюдениях и обсуждениях. Такое взаимодействие способствует комплексному развитию. Живой уголок расширит представления дошкольников о природе, воспит любовь к окружающему миру. Знакомство с живой природой окажет благотворное влияние на нравственное, духовное и эстетическое развитие ребенка.