Фото: img.freepik.com

Первые советники по воспитанию появились в школах в марте 2021 года. После успешного пилота в 45 регионах с нового учебного года работа будет вестись во всех школах страны. Об этом, как стать советником, чем ему предстоит заниматься и сколько времени и сил на это уйдет, расскажем вместе с Полиной Логиновой — учителем изобразительного искусства и советником по воспитанию в МБОУ «Гимназия № 5» (г. Сергиев Посад).

Чем занимается советник по воспитанию

Для тех, кто только узнал о советнике по воспитанию, разобраться в отличии его обязанностей от работы заместителя директора по воспитательной работе или педагога-организатора бывает сложно.

  • Завуч — административная должность.

    Ведет документацию и отчетность. Утверждает и разрабатывает программы, планы, графики и расписания.
  • Педагог-организатор — исполнитель.

    Он управляет деятельностью кружков и секций, несёт ответственность за организации школьных мероприятий. Однако педагог-организатор трудится по предложенному сценарию.
  • Советник по воспитанию — должность организационная и консультационная.

    Разрабатывает мероприятия по актуальным государственным направлениям, руководит воспитательной работой, помогает учителям методически, внедряет инновационные подходы к работе с учениками.

Полина Логинова:

В федеральной образовательной повестке отслеживаю конкурсы и проекты для участия детей. Самостоятельно или совместно с советом старшеклассников разрабатываю мероприятия ко дням единых действий — памятным датам, отмечаемым во всех школах страны. Готовые сценарии существуют, но в рамках общей концепции каждая школа может разработать свой вариант.

Я узнаю у школьников, какие идеи хотят воплотить, стараюсь поддержать их и донести до руководства. Принимаю ребят в Центре детских инициатив, где в неформальной обстановке обсуждаем задумки. Потом дети презентуют проект совету старшеклассников, а после доработок я согласовываю идею у администрации.

Ребята хотели вести страницу гимназии в соцсетях. Чтобы осуществить задумку, написали заявку и выиграли грант на закупку оборудования, завели страницу школьных мемов, участвовали в медиа-конкурсах РДДМ и РДШ. Сейчас согласовывают предложение, чтобы официальный паблик гимназии вел редактор гимназического медиа-центра.

Полина Логинова в «Доме молодежи»

Советник помогает педагогам проводить «Разговоры о важном», обеспечивая своевременную доставку материалов, организовывая обсуждения и помогая сделать занятие метапредметным. В качестве примера можно привести подбор детских конкурсов по тематике урока и школьной программы с уведомлением классного руководителя или предоставление учителям предметникам сценария рекомендованного занятия.

Советник взаимодействует с родителями: узнаёт их пожелания, уточняет их при необходимости и сообщает директору, чтобы семьи участвовали в жизни школы.

Какая у него нагрузка

Школам выделяют 0,5 или 0,25 ставки советников (если школа малокомплектная). Кроме того, каждого сотрудника устраивают в Росдетцентр экспертом отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания на зеркальную ставку. Эта работа дистанционная.

У Полины много дел: 19 часов уроков, кружок два часа, классное руководство и обязанности советника. Полина ещё председатель первичного отделения РДДМ гимназии, поэтому рабочий день иногда начинается в семь утра, а заканчивается в девять вечера.

Полина Логинова:

Иногда мне кажется, будто работаю без остановки. Мне это нравится. Конечно, случаются моменты, когда всё надоедает и силы уходят. Но потом прихожу в школу, на перемене подходит ученик и предлагает, например, реформировать школьный парламент. Рассказывает идею, рисует схемы на листике, и я понимаю: сейчас происходит важная для него работа, и это даёт новые силы и интерес.

Полина вместе с коллегами в детском лагере «Орленок».

Советник напрямую взаимодействует с детьми, поэтому бумаг у него меньше, чем у педагога. Все же отчётную работу вести нужно. Например, Полина постоянно изготавливает:

  • отчет о количестве проблемных учеников;
  • Отчет об организациях для детей, действующих в гимназии, и числе учеников, принимающих в них участие.
  • отчет об участии детей в конкурсах;
  • Отчёт по вовлеченности учащихся в федеральные и региональные акции.
  • отчет о проведении Разговоров о важном;
  • Документ о прошедшем мероприятии с возложением цветов и поднятием знамени.

Полина Логинова:

Мы составляем отчеты преимущественно после важных событий, конкурсов, мероприятий школы. Также по нежданным просьбам, например, о количестве учеников, зарегистрировавшихся в РДДМ. Но основная наша отчетность ведется в социальных сетях. В гимназии есть отдельная страница советника, где я после каждого события публикую пост об этом.

Кто помогает советнику по воспитанию

В школе В гимназии № 5 помощь советнику по воспитанию оказывают сами ученики – старшеклассники-члены совета. медиацентр.

Первый функционирует давно и обычно помогает организовывать и проводить мероприятия гимназии, оказывая поддержку младшим школьникам. Совет старшеклассников – это лидеры школы, которые своим примером вдохновляют и поддерживают других учеников, помогают идеям обрести форму проектов, защищаемых перед директором. С появлением советника он стал центром Центра детских инициатив.

По инициативе советника в гимназии появился медиацентр. В нем дети записывают подкасты, фотографируют мероприятия, снимают ролики и интервью. Созданный контент публикуется в социальных сетях гимназии и служит отчетностью для советника по воспитанию.

Рабочая встреча медиацентра гимназии

За пределами школы Советника помогает сообщество коллег и муниципальный координатор.

Полина Логинова:

В чате с более чем тремя тысячами коллег из разных уголков страны в начале было проще организовать работу. Например, коллеги предлагали концепции мероприятий к дням единых действий. Иногда сценарий официально поступал за день до мероприятия, а у меня уже был раньше.

В общении продолжают поддерживать друг друга, но из-за большого количества сообщений в общем чате возникают трудности с обработкой информации.

В России для советников проводят онлайн-тренинги, форумы и слеты. Полине удалось посетить Дальневосточный слет Навигаторов детства во Всероссийском Детском Центре «Океан».

В Сергиевом Посаде советники проводят еженедельное совещание, где каждая школа рассказывает о результатах своей работы за прошедшую неделю.

На встрече советников по воспитанию Сергиево-Посадского городского округа присутствовала Полина с коллегами.

Из управления образования муниципальный координатор передает федеральные задачи, рассказывает о программах, оказывает помощь в определении приоритетов и решении организационных задач.

Как устроиться советником по воспитанию в школу

Для того чтобы стать консультантом по воспитанию, необходимо принять участие в конкурсе « ». Навигатор детства».

Полина Логинова:

В конкурсе сначала участники слушают лекции, затем проходят тестирование. Финальное задание — показать жюри портфолио-презентацию о достижениях. Опыт работы вожатым или педагогом организатором является преимуществом. Чем больше у участника опыта работы с детьми, тем лучше.

Финалисты конкурса составляют кадровый резерв. Будущие советники проходят очное и дистанционное обучение. В течение года посещают лекции и мастер-классы ведущих специалистов в воспитании, образовании, психологии, узнают новые методики и формы работы с детьми.

Полина Логинова:

К числу советников относятся самые отзывчивые и деятельные педагоги. Если у вас есть энергия, желание содействовать благополучию мира, способность прислушиваться к детям, то эта работа подходит вам!


Материалы по теме:

  • Эра беспринципного воспитания
  • Возможно ли в школе обучение без воспитания