Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

В чём причина того, что родители отдают в закрытые школы своих способных и воспитанных детей? Каковы типы интернатов и чем они отличаются друг от друга? Почему важно не слепо верить стереотипам? В статье рассказываем о том, как устроены на самом деле закрытые школы, и делимся реальными впечатлениями учеников лицеев-интернатов.

Интернаты бывают разные

Школа-интернат — это учебное заведение, где ребята живут постоянно. В нём детей обучают, воспитывают, прививают навыки самостоятельности и развивают их творческий потенциал. Таких школ существует три разновидности.

  1. Специализированные школы-интернаты для учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Детям предоставляют возможность осваивать специальную программу и проходить регулярные медицинские осмотры.
  2. Спецшколы для трудных подростков с девиантным поведением.

    Хранят строгим порядком. Детям, отклонившимся от правого пути, предоставляют возможность исправиться и получить образование.
  3. Лицеи-интернаты.

    Школы принимают детей с высоким уровнем способностей к обучению. В них царит атмосфера знаний: применяются инновационные программы обучения, работают высококвалифицированные специалисты. Для талантливых учеников из маленьких городов и деревень лицей-интернат — возможность получить качественное образование. Можно жить на территории школы всю неделю и не тратить деньги на поездки домой.

Особенности функционирования и быта лицеев, предназначенных для одаренных детей, радикально отличаются от двух предыдущих видов учебных заведений. Единственным совпадением является общежитие.

Жизнь в общежитии для учеников лицея — это плюс, а не минус. Дети экономят время на поездках в школу и обратно. С утра можно отдохнуть подольше, а освободившееся время заняться факультативами по информатике, спортом или проектной деятельностью.

Стереотипы о жизни в интернате

Образ жизни детей в лицеях-интернатах часто формируется по кинофильмам о подростках с трудностями. Такое восприятие вредит не только самим интернатам, но и детям. Родители, чье мнение сформировано стереотипами, не желают отдавать своих чад в подобные учебные заведения. Из-за этого талантливые ребята из удаленных населенных пунктов лишаются шанса получить достойное образование.

В кадре из фильма «Джейн Эйр» (2011 год) девочке как наказание не дали ужина и заставили стоять всю ночь на стуле в затемненной комнате.

Изучим расхожие мнения о жизни в интернатных лицеях и посмотрим на них с новой точки зрения.


Обратите внимание: речь идёт о стереотипах, применимых исключительно к интернатам для высокоспособных детей.


Только учеба и никаких развлечений

Лицеи-интернаты для одаренных детей иногда увеличивают учебную нагрузку для сохранения высокого места в рейтинге школ. Однако каждый педагог знает, что для продуктивной работы необходим отдых и восстановление сил. Поэтому воспитатели, учителя и педагог-организатор составляют развлекательную программу на каждый день: КВН, спортивные мероприятия, кружки по интересам, посещения кинотеатров и музеев. Развлечений в интернатах достаточно.

В лицее организуют разные мероприятия, чтобы отдохнуть от учебы и повеселиться. Здесь всегда интересно. Если грустно, соседки поднимут настроение, можно устроить дискотеку, — говорит Дарина К., воспитанница лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).

Мало и невкусно кормят

Это неверно. За питанием в школе следят с такой же внимательностью, как и за досугом учеников. Еда должна быть полезна и отвечать потребностям растущего организма, поэтому меню разрабатывает медсестра.

Еда в столовой – возможно, болезненная тема для многих школ, но не для нашей. Все блюда готовят с душой и по-домашнему наши любимые повара, с которыми, кстати, приятно просто пообщаться.

Жесткий режим дня

В интернате для домашних заданий выделяется отдельное время. В течение двух или трёх часов ученики выполняют работу в классе и могут обращаться за помощью к товарищам по уроку при необходимости.

В интернатах есть определенный режим, которому необходимо следовать. Он адекватный и не такой строгий, как может показаться сначала. Единственное отличие — уроки могут длиться до четырех-пяти часов вечера.

Не к кому обратиться за помощью

Дети никогда не останутся без внимания. Сотрудники школ-интернатов проводят с ними большую часть дня, изучают привычки, характер и сильные стороны. Всегда замечают, когда ребенку не хватает внимания, и стараются помочь: поддержать, дать совет или просто поговорить по душам.

Несмотря на то, что ты живешь далеко от родителей, лицей становится твоим вторым домом, где можно найти родственную душу: одноклассницу, учителя, куратора или воспитателя — всегда найдется человек, помогающий в трудных моментах.

Родители продолжают оказывать поддержку. После каждого урока дети связываются с близкими и делятся впечатлениями от дня, рассказывая о пройденных занятиях, друзьях и достижениях.

Тотальный контроль

Педагоги уважают личное пространство учеников и не вмешиваются в его жизнь, кроме случаев, когда ученик сам изъявляет желание обсудить что-то. Не осматривают телефоны, не читают сообщения. Не принуждают посещать кружки или выступать на сцене, если это не желательно ребенку.

Сотрудники лицеев соблюдают личные границы детей, следят за внешним видом, чистотой комнат и посещаемостью уроков. Также контролируют время подъема и отхода ко сну. Воспитатели и учителя — хорошие друзья, с которыми всегда можно побеседовать или попросить совета.

Все ученики знают расположение кабинетов заместителей директора, самого директора, учителей и всех других сотрудников школы. В любой момент может обратиться к любому из них. Можно просто подойти и спросить, как проходит день, поинтересоваться делами или рассказать о своём. Это очень просто, и за это я люблю свою школу! — признается Амир А. из казанского IT- лицея.

День в интернате для одаренных детей

Жизнь в лицее-интернате им. Мустафы Онджеля демонстрирует принцип гендерного обучения: мальчики и девочки проживают в разных общежитиях и занимаются в отдельных корпусах. Однако между школами сохраняется взаимодействие — проводятся общие мероприятия, куда приглашаются оба подразделения.

Учёба

С восьми утра до четырнадцати-пятнадцати часов проходят уроки. Чтобы дети не отвлекались и не сидели в интернете во время занятий, телефоны у них собирают. Школа имеет еще одну особенность: вместо привычных звонков о начале уроков оповещают любимые музыкальные композиции учеников. Музыка не раздражает детей своим звуком и поднимает настроение. Песни на звонке часто меняют по просьбе детей.

Лицеистки на уроке математики

Отдых

После уроков учащиеся занимаются по интересам, готовятся к мероприятиям, проводят концерты или общаются с кураторами. Куратор — помощник классного руководителя. Куратор способствует адаптации учащихся к жизни в интернате. В свободное от учебы время куратор устраивает для детей чаепития, где обсуждают учебные вопросы и решают проблемы.

Домашние задания

В 17 часов дети принимают ужин и отправляются на «этюды» — так называют часы, когда ребята в классе выполняют домашние задания под руководством воспитателя. Во время этюдов телефоны собирают, чтобы избежать списывания с решебников и отвлечений на мессенджеры или соцсети. Даже если все уроки выполнены, покинуть этюд нельзя. Дети используют это время рационально: читают дополнительную литературу или готовятся к олимпиадам.

Ученицы готовятся к школьному этапу олимпиады по русскому языку.

Помощь с уроками

Школьный учитель-предметник работает дежурным каждый вечер. Помимо вопросов по учебе и дополнительных заданий, дети могут попросить его ещё раз объяснить тему. Учителя всегда готовы помочь. Часть воспитателей также являются предметниками и доступны для помощи в любой момент.

Перед сном

После занятия у ребят остаётся полтора часа свободного времени. Перед сном ученики группами идут к воспитателю на практику, пьют чай и ведут беседы на морально-нравственные темы. В десять часов дети ложатся спать. Телефоны собирают снова. В ночное время по интернату ходят воспитатели и следят за порядком.

Комната интерната женского лицея

Обучение в этом заведении насыщено и открывает широкие возможности. Подростки постоянно окружены вниманием квалифицированных специалистов, готовых оказать поддержку и поделиться советами.