
Фотографии: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая.
Фестиваль создала Надежда Куликова. «Игры 4D: Ребята, активность, дружба, дворовая игра». Составили набор подвижных игр для всех членов семьи.
1. Загони льдинку
Фотография: Юлия Неумолотова, иллюстрации: Юлия Замжицкая.
Возраст: 5+
Количество игроков: от трех участников.
Инвентарь: цветная вода, льдинка.
Правила: На снегу красками рисуется солнышко — круг диаметром два-три метра с лучами длиной полтора метра. У каждого луча стоит игрок с «льдинкой». По указанию ведущего игроки прыгают на одной ноге, пытаясь загнать «льдинку» в круг и обратно. Прыгать строго вдоль лучика вперед к кругу нужно на правой ноге, а обратно — на левой.
Без снега для игры подойдут камень или шайба вместо льдинки, а вместо цветной воды — длинный шнур или скакалки.
Что развивает: Чувство меры, точность, навигация в окружающем мире, ловкость.
2. Волшебный посох
Фотография: Татьяна Мряц. Иллюстрации: Юлия Замжцикая.
Возраст: 5+
Количество игроков: от 3 участников.
Инвентарь: палка длиной 80-100 см.
Правила: Ребята собираются около шеста, поставленного вертикально в грунт. Каждому выдаётся шанс ухватиться за него правой рукой и пойти вокруг. В это время участники повторяют текст:
Мы шли, шли, шли!
Мы посох нашли!
Посох тот волшебным был,
Наши руки прилепил!
Тили-мили-тромми…
Все прилипли, кроме….
Ведущий произносит имя участника. Затронутый игрок делает шаг назад, остальные продолжают движение. Главная цель игроков — быстро реагировать и не уронить посох.
Для увеличения сложности игры попросите участников двигаться вокруг посоха на носках, задней частью тела к центру круга или в полуприседе.
Что развивает: Требуется внимательность, координация действий, терпение и способность работать в коллективе.
3. Снежная королева
Фотограф Анастасия Давыдова. Иллюстрации — Юлия Замжцикая.
Возраст: 5+
Количество игроков: от 4 участников.
Инвентарь: Зачарованная трость, мантия для Снежной Королевы.
Правила: Считалка устанавливает двух ведущих: Снежную Королеву и Герду. Остальные игроки вместе с Гердой играют на площадке, а Снежная королева находится в стороне.
Ты — Королева льда и снега,
Твоё платье цвета неба.
Холод, стужа, вьюги —
Это твои слуги.
Но в душе ты нежная.
Королева Снежная
В финале стихотворения дети разбегаются по площадке. Снежная королева пытается их настичь и «заморозить». Человека, которого коснулась Снежная королева, превращают в «льдинку», и он остается неподвижным. Герда может спасти «льдинку», прикоснувшись к нему рукой. Игра завершается, когда заморожены все участники.
Что развивает: Внимание, выдержка, скорость реакции и ловкость, память, умение выразительно читать, способность к командной игре.
4. Цапки
Фотография: Татьяна Трефилова, иллюстрации: Юлия Замжцикая.
Возраст: 4+
Количество игроков: от 3 участников.
Инвентарь: не требуется.
Правила: Ведущий «цапка» поднимается и протягивает руку вперёд, ладонью вниз. Участники кладут под ладонь ведущего свои пальцы.
На горе стояли зайцы
И кричали: «Прячьте пальцы!»
Цап!
Играя в «цапку», нужно успеть убрать палец перед тем, как её зацепит. Схваченные игроки отходят в сторону. Выбывшие прыгают на двух или одной ноге, пока не появится новый выбывший и не придумает новое движение. Игра заканчивается, когда «царка» всех поймает.
Что развивает: Внимательность, быстрота реакции, память, способность к выразительному чтению, координация движений.
5. Снеговик Егорка
Фотография: Ляйля Грачева / Рисунки: Юлия Замжцикая
Возраст: 5+
Количество игроков: от 3 участников.
Инвентарь: шапочка или шарф снеговика.
Правила: Вокруг снежного человека дети танцуют, читая стихи и двигаясь в такт.
Лихо сдвинув набекрень
Старое ведерко.
Прислонился на плетень
Снеговик Егорка.
У него пылает нос
Весело и ярко.
На дворе большой мороз,
А Егорке жарко.
Раз, два, три,
Нас, Егорка, догони!
В финале поэтического произведения участники разбегаются по сторонам, а снеговик пытается их догнать под музыку.
Что развивает: Внимательность, ловкость, память, навык выразительного чтения, координация движений.
6. У медведя во бору
Картинка: Галина Турчанинова / Рисунки: Юлия Замжцикая
Возраст: 1,5+.
Количество игроков: от 3 участников.
Инвентарь: не требуется.
Правила: Ребята подходят к спящему медведю, который стоит у края площадки.
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь-то спит
И на нас не глядит»
Затем игроки всё сильнее подходят к медведю и произносят:
«Мы медведя приласкали,
Мы его пощекотали.
Зарычал медведь — беда!
Разбегайся кто куда!
По тексту стихотворения на последней строке медведя гладят и щекочут, затем игроки разбегаются.
Медведя задача – поймать разбежавшихся игроков.
Что развивает: Творческий подход, внимательность, запоминание и сосредоточенность, гибкость, быстрота.
7. Шустрые пингвины
Изображение: Татьяна Мартыненко / Рисунки: Юлия Замжцикая.
Возраст: 5+
Количество игроков: от 5 участников.
Инвентарь: Жидкость разных оттенков голубого, укрытия для птиц-пингвинов, награды в зависимости от числа спортсменов.
Правила: На площадке, заснеженной водой из синих ледяных плит, играют два водящих-пингвина. Остальные пингвинята по всей площадке свободно располагаются. Скриком «Раз, два, три, мы ловить пошли» начинается игра. Пингвины ловят пингвинят, отводя их на свою ледяную площадку и вручая медали-рыбки. Цель пингвинов — поймать как можно больше малышей.
Что развивает: Внимательность, артистичность, память и концентрация, ловкость, быстрота.
8. Стала курица считать
Фотография: Юлия Филатова / Рисунки: Юлия Замжцикая
Возраст: 5+
Количество игроков: от 3 участников.
Инвентарь: бельевые прищепки.
Правила: Считалкой выбирают «курочку», и к одежде её крепят бельевыми прищепками. Игроки разбегаются, а «курочка» рассказывает историю.
Курица начала подсчитывать птенцов.
Желтых пять и черных пять,
А всего десяток.
С восклицанием «а всего десяток» курочка начинает бегать и кудахтать. Игроки стремятся снять с неё прищепки, не давая ей коснуться себя. Кто коснется курочки, тот и становится курочкой.
Что развивает: Внимательность, артистичность, память и сосредоточенность, ловкость, быстрота.
9. Поймай комара
Фотография: Екатерина Гребина, иллюстрации: Юлия Замжцикая.
Возраст: 3+.
Количество игроков: от 2 участников.
Инвентарь: прут с картонным комаром.
Правила: Ведущий держит прут длиной метр-полтора с картонным комаром на шнуре длиной полметра. Воспитатель машет прутом над головами играющих, имитируя полет комара. Играющие должны поймать его двумя руками, не двигаясь с места и прыгая на двух ногах.
Что развивает: внимание, концентрацию, ловкость, скорость.
10. Заячьи хвостики
Фотография: Светлана Гаврилова / Иллюстрации: Юлия Замжцикая
Возраст: 3+
Количество игроков: от 2 участников.
Инвентарь: маска лисы
Правила: Считалка определяет водящего — лису. Лиса занимает центр круга и притворяется спящей, все остальные игроки – зайчики – исполняют вокруг нее хоровод и произносят слова:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Норка лисоньки в земле,
Спит хитрющая в тепле.
По завершении игры участники прекращают танцевать и шепотом произносят:
Лиса, глазки открывай,
С нами весело играй!
Зайчики дважды просят лису проснуться, каждый раз голосом всё громче. Когда лиса просыпается, зайчики протягивают перед собой ладони-«хвостики». Лисе нужно ударить зайчика по ладошкам, а зайчик должен успеть спрятать их за спину. Тот, кого лиса задевает, выбывает из игры.
Что развивает: Талиянт, сосредоточенность, гибкость, стремительность, прилежание, публичное чтение.
Как выбрать игру
Выбирая игру, обратите внимание на погоду. В холодную погоду игры должны помочь детям согреться – больше прыжков и бега только повезёт.
Если игра предполагает передачу предмета, сделайте его крупнее. В варежках и теплых перчатках затруднительно передавать маленькие предметы — вместо гладкого мелкого мяча воспользуйтесь большой плюшевой игрушкой.
При недостатке снега для игры можно использовать бумажные снежки или свернуть маленький шарик в белый лоскут ткани.
Поддерживайте детей, если они желают менять правила игры, похвалите за новые идеи, умение быстро ориентироваться, память и воображение.
Выбирая игру, прежде всего обращайте внимание на то, чтобы получать удовольствие и возможность пообщаться с детьми.