
Содержание:
- Значение ШСУ: задача школьного самоуправления.
- Управление учебным заведением школьниками: типы и задачи.
- Структура классного самоуправления
- Примеры успешного школьного самоуправления
Школа — место, где получают знания и учатся формировать активную гражданскую позицию, развивать лидерские качества. Школьное самоуправление — ключевой инструмент в этом процессе. Ребята учатся работать в команде, отстаивать свою точку зрения. Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №1795 Афанасьев Евгений Сергеевич поделится опытом, расскажет об особенностях этого формата.
Значение школьного самоуправления для образовательного процесса.
Школьное самоуправление – популярная практика в современных школах, которое служит важным инструментом создания эффективной и гармоничной образовательной среды. Эта система управления действует как связь между учениками, педагогами и руководством, способствуя совместному решению важных вопросов.
Школьники получают через ШСУ бесценный опыт, который выходит за рамки управления школьной жизнью. Возможна реализация множества социальных ролей: от организатора мероприятий и лидера до переговорщика и защитника интересов.
Ученическое самоуправление в школе стремится создать обстановку, способствующую развитию личности учеников и улучшению учебной жизни. Ученики могут активно участвовать в руководстве школой и воплощать свои идеи.
Рассмотрим ключевые факторы значимости ШСУ. С его помощью учащиеся могут решать следующие задачи:
- Сформировать лидерские навыки. Участие в школьном самоуправлении развивает лидерские навыки: умение организовывать, мотивировать, распределять обязанности и принимать решения. Ребята учатся нести ответственность за поступки и быть готовыми к последствиям.
- Развивать коммуникативные навыки. Учащиеся активно общаются с товарищами, педагогами и сотрудниками администрации.
- Повышать самооценку. Школьники становятся увереннее, потому что видят важность своего мнения и возможность влиять на окружающий мир.
- Представлять интересы учеников. Школьный совет — это связь между учащимися и администрацией. Благодаря ему ученики могут высказать пожелания и предложения по совершенствованию обучения, организации досуга и созданию благоприятной атмосферы в школе.
- Решать проблемы школьной жизни. В рамках активистской деятельности решаются вопросы жизнедеятельности школы: разрешаются конфликты, налаживается дисциплина, повышается успеваемость учеников.
Школа предоставляет каждому ученику возможность ощутить важность своего места в школьной жизни, что мотивирует к обучению и формирует активных граждан.
Школьное самоуправление: типы и значимость
Понимание того, кто принимает участие в этом процессе, важно. Самоуправление в школе — это многогранное понятие, включающее активное участие учеников, родителей, педагогов и администрации. Каждая группа выполняет свои задачи, стремясь создать комфортную и эффективную образовательную среду.
Форма самоуправления |
Описание |
Ученическое |
Орган, возглавляемый учениками школы, направлен на защиту интересов ученичества и организацию школьной жизни.
|
Родительское |
Представители должны следить за исполнением обязанностей родителями и учащимися, а также защищать их права.
|
Педагогическое |
Это система, где учителя участвуют в управлении учебным заведением.
Эти органы оказывают воздействие на учебный и воспитательный процессы, а также на мероприятия за уроками и вне классной комнаты. Они утверждают годовой план работы школы. |
Общешкольное |
Форма совместного управления школой с участием учеников, педагогов и родителей предусматривает создание специальных органов, таких как совет школы, принимающий важные решения. В ходе заседаний могут обсуждаться конфликтные ситуации между учителями и учениками. |
Эти формы важны для создания эффективной школьной среды.
Влияние различных сторон и принятие решений в ситуациях способствуют созданию пространства, где учащиеся могут раскрыть свой потенциал и сделать школьную жизнь более демократичной.
Структура классного самоуправления
В классе ученики формируют навыки организации, ответственности и совместной работы, составляя основу школьного самоуправления. Ребята самостоятельно или с небольшой помощью классного руководителя решают вопросы, касающиеся жизни своего коллектива, планируют и организуют мероприятия, поддерживают порядок и дисциплину.
Структура может меняться в разных школах, исходя из принятых норм. Давайте разберем приблизительный вариант.
Общее собрание класса. Открытый диалог позволяет каждому ученику высказать мнение, предложить что-то новое или высказать критику. На общем собрании ребята обсуждают актуальные вопросы: решения текущих проблем, выбор органов самоуправления и определение приоритетных направлений работы.
Классный Совет. Классный руководитель выполняет функции связи между общим собранием класса и учениками. Реализует решения, проводит мероприятия, решает текущие вопросы и поддерживает порядок в классе. Это группа активных и ответственных ребят, представляющих интересы класса на школьном уровне, а также координирующих деятельность различных секторов. В совете состоят:
- староста;
- заместитель старосты;
- ответственные по секторам.
Постоянные секторы. Создаются по воле учащихся класса и способствуют реализации классным советом разных направлений работы, которые можно разделить на сферы.
- Культурно-массовый. Организует праздники, конкурсы, экскурсии.
- Спортивный. Отвечает за тематические мероприятия и соревнования
- Учебный. Помогает отстающим ученикам.
- Информационный. Распространяет сведения, собирает фотографии и видеозаписи.
Временные инициативные группы. Их создают для временных проектов или решения определённых задач, таких как подготовка к празднику или организация поездки.
Основные особенности классного самоуправления:
Принцип работы |
Что нужно соблюдать |
Добровольность |
Школьника не стоит принуждать к чему-либо, если у него нет желания. |
Ответственность |
Каждый учащийся несет ответственность за принятые решения и взятые на себя обязательства. |
Равноправие |
Каждый ученик имеет равные права и возможности для участия в класном самоуправлении. |
Демократичность |
Решение принимается после обсуждения и голосования. |
Открытость |
Все ученики могут получить информацию о работе класса. |
Самоуправление должно быть гибким, изменяя форму под потребности и возможности каждого класса. Не стоит делать учебный процесс чрезмерно формальным. Важно поддерживать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, где каждый ученик чувствует свою значимость и пользу для коллектива.
Примеры успешного школьного самоуправления
Активисты из школы часто проводят разные мероприятия и принимают участие в городских проектах. Что сделали ученики 1795-й школы?
1. День самоуправления. Мероприятие приурочено к Дню учителя. Ученики старших классов занимают все школьные должности: от завхоза до директора.
Перед днём самоуправления проводится тщательная организационная подготовка. Ученики под руководством наставников составляют конспекты уроков и отрабатывают их на репетициях. Будущие преподаватели посещают те занятия, которые планируют вести, чтобы изучить специфику педагогической работы.
2. Выборы. В школе и классе избирают управленческую команду ШСУ. На пост общешкольного лидера, президента, претендуют несколько кандидатов. Проводится рекламная кампания: кандидаты представляют программы, которые основаны на потребностях учеников. В день голосования определяется победитель, который становится Президентом школы на один год.
В предложении избирательной программы каждый предлагает что-то свое: от нового плейлиста звонков на перемену до установки автоматов с кофе в коридорах.
Непосредственно волнуют и вопросы школьной формы — от полного отказа до строгого дресс-кода.
3. Волонтерская деятельность. Школьники участвуют в различных акциях:
- собирают макулатуру и батарейки;
- помогают приютам для животных;
- Присоединяются к акции фонда «Старость в радость».
- Участвуют в творческих встречах для детей из центра социальной поддержки семьи «Маяк».
Подробнее
4. Городские проекты. Члены ШСУ часто участвуют в важных городских проектах, чтобы делиться школьным опытом: конференциями «Движения первых», выездными образовательными программами, фестивалями ШСУ. Такие мероприятия способствуют обмену опытом и знакомству с новыми тенденциями в сфере школьного самоуправления.
Обучение предоставляет опыт в организации, лидерстве, социальной ответственности и гражданской активности, способствуя комплексному развитию и готовности к предстоящим задачам.