
Содержание:
- 1. Сказкотерапия
- Как проводить сказкотерапию
- 2. Музыкальная терапия
- Как проводить музыкальную терапию
- 3. Арт-терапия
- Как проводить арт-терапию
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой неврологическое расстройство, которое затрагивает поведение и развитие ребенка, проявляясь в сложностях с концентрацией внимания, самоконтролем и импульсивностью. Согласно информации, предоставленной Всемирной федерацией СДВГ, у 5% детей в мире диагностирован этот синдром. Специалисты прогнозируют увеличение числа детей, страдающих от СДВГ.
Для оказания им поддержки необходимо применять методики, способствующие успокоению и обучающие контролю над эмоциями и поведением. Эффективными оказываются творческие подходы, такие как арт-терапия, музыкотерапия и сказкотерапия. О том, как применять их с детьми с СДВГ, расскажем в данной статье.
1. Сказкотерапия
Сказкотерапия – это психолого-педагогический подход, использующий сказки и их символику для решения эмоциональных и поведенческих трудностей у детей. Для ребенка она выступает в роли своеобразного «зеркала», позволяющего ему увидеть отражение себя и своих внутренних ощущений. Персонажи сказок нередко сталкиваются с проблемами, напоминающими те, с которыми сталкиваются дети, страдающие от СДВГ: импульсивность, тревожность и недостаточный самоконтроль. Таким образом, ребенок может безопасно проигрывать эти ситуации и учится осознавать свои чувства и поведение.
Сказкотерапевтические сессии адаптируются к индивидуальным потребностям ребенка и его запросам.
Формат работы |
Цель |
Слушать и обсуждать сказки |
Сюжет может помочь разобраться в чувствах, найти способы их выражения и определить пути решения возникающих проблем |
Сочинять собственные истории |
Необходимо придумать историю, в которой главный герой переживает обычные для детей проблемы, способствующие развитию самосознания и способности к самоанализу |
Добавлять альтернативные окончания |
Способствовать развитию воображения и поиску нестандартных подходов к решению повседневных задач |
Инсценировать и зарисовывать сказку |
Стимулировать творческую деятельность, закрепить полученный опыт |
Создать игры по мотивам сказки |
Необходимо совершенствовать социальные навыки и осваивать умение управлять своим поведением |
Каждый из предложенных форматов дает возможность педагогу развивать эмоциональный интеллект ребенка, обучать его самоанализу, концентрации и социально приемлемому выражению чувств. Это основные направления работы с детьми, имеющими СДВГ.
Народные сказки также могут быть полезны для таких детей. В них содержатся культурные архетипы и типичные модели поведения, а благодаря повторяющейся структуре дети с дефицитом внимания легче следят за сюжетом и могут предугадывать развитие событий. Это способствует развитию когнитивной последовательности, важного навыка для детей с СДВГ.
Как проводить сказкотерапию
Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности недостаточно просто послушать сказку, необходимо, чтобы он прочувствовал ее, используя ощущения, образы и действия. Главная задача взрослого заключается в создании обстановки, в которой ребенок чувствует себя понятым, принятым и эмоционально защищенным.
Ключевые принципы:
- Для повышения концентрации необходимо минимизировать все, что может отвлечь внимание. К этому относится устранение ненужных предметов, снижение уровня шума и исключение ярких визуальных раздражителей из рабочей зоны.
- Для поддержания интереса ребенка к сюжету и его лучшего понимания можно использовать различные наглядные пособия и предметы, такие как куклы, фигурки персонажей, изображения и мягкие игрушки.
- Для детей с гиперактивностью важно не просто слушать, но и активно вовлекаться в процесс, например, держать в руках игрушку, изображающую персонажа, перелистывать страницы с иллюстрациями или двигаться в такт с главным героем.
- Занятие должно иметь определенную организацию: в начале – приветствие и создание позитивной атмосферы, затем – прослушивание сказки, после чего следует обсуждение и завершение, например, с помощью «волшебного слова» или небольшой релаксации.
- Для создания спокойной обстановки перед началом занятия можно выполнить дыхательное упражнение, такое как «надувание шарика» или «выдувание на пушинку», короткую игру на концентрацию внимания, например, «повтори движение», или медленные упражнения для растяжки.
В сказкотерапии обсуждение содержания сказки имеет большее значение, чем сам сюжет, поскольку терапевтический эффект возникает в тот момент, когда ребенок вовлекается эмоционально и стремится найти выход из ситуации. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности принципиально важно анализировать события в сказке, осознавать свои чувства и пробовать альтернативные стратегии поведения в воображаемой, защищенной обстановке.
Рекомендации для обсуждения:
- Какие чувства испытал герой в момент события? Что, по вашему мнению, он мог бы предпринять иначе?».
- Определите, какие эмоции испытывает человек: «Кажется, он ощутил страх… Как проявляется испуг внешне?», «Бывало ли у вас схожие переживания?».
- Предложите ребенку поразмышлять над возможными решениями: вместе выработайте несколько вариантов, начиная от самых невероятных и заканчивая вполне осуществимыми.
- Предоставьте ребенку возможность проживать различные ситуации: применяйте ролевые игры и небольшие сценки, в которых он сможет примерить на себя роли как главного героя, так и друга, оказывающего помощь».
- Подтверждайте позитивные достижения: отмечайте, что получилось у человека, какие успехи он достиг, чтобы укрепить конструктивные модели поведения.
Чтобы закрепить достигнутое, после разговора можно вместе с ребенком разработать некий «волшебный предмет» или «слово-помощник», как в сказке, которое будет служить напоминанием о выбранном способе действий. Это поможет создать опору для применения полученного навыка в повседневной жизни.
2. Музыкальная терапия
Музыкальная терапия оказывает влияние на нервную систему, способствует регулированию процессов возбуждения и торможения, а также помогает восстановить внутреннее равновесие.
Музыка обладает свойствами, способными влиять на поведение, включая движение, ритм и дыхание. Благодаря музыкально-двигательной активности ребенок получает заряд положительной энергии, осваивает согласование движений с определенным ритмом и учится контролировать свои импульсы.
Основные функции музыкотерапии при СДВГ:
- снижать гиперактивность через музыкально-двигательную разрядку и замедление ритма;
- расширять объем внимания, удерживать концентрацию, например, через упражнения с пением и ритмом;
- развивать саморегуляцию и формировать навыки контроля через структурированные музыкальные действия.
Музыкотерапевтические методики способствуют успокоению детей, помогают им расслабиться, снизить темп и освоить навыки саморегуляции эмоционального состояния.
Приемы музыкальной терапии |
Как помогают |
Музыкально-пластические движения под музыку |
Занимаясь, дети осваивают плавность движений в такт музыке, учатся контролировать свое тело и подавлять порывы |
Активное пение с дыхательной коррекцией |
Удлиненные выдохи способствуют расслаблению, помогая снять как физическое, так и эмоциональное напряжение |
Музыкальное исполнение на элементарных инструментах, характеризующееся выраженной ритмической структурой, таком как барабаны или металлофон |
Музыкальные ритмы способствуют стабилизации эмоционального состояния, способствуют развитию концентрации, саморегуляции и согласованности движений, а также позволяют синхронизировать действия и поведение в соответствии с определенной звуковой организацией |
Музыка способна передавать различные эмоциональные состояния, как, к примеру, когда композиция плавно переходит от энергичной и динамичной к спокойной и умиротворенной |
Музыкальные изменения помогают постепенно приучать к переходу от чрезмерного возбуждения к умиротворению, а также к осознанию и управлению чувствами и темпу деятельности |
Музыка способствует нормализации эмоционального состояния ребенка, помогает ему концентрироваться на текущем моменте и уменьшает тревожность. Она также удовлетворяет потребность в сенсорном восприятии. В комплексе с нейропсихологической коррекцией и поведенческими техниками музыкотерапия становится элементом всестороннего подхода к работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Как проводить музыкальную терапию
В работе с детьми, имеющими СДВГ, музыкотерапия предполагает последовательное изменение методов, начиная с активных и переходя к техникам, направленным на стабилизацию. Данная стратегия позволяет вначале обеспечить возможность безопасного высвобождения избыточной энергии, после чего можно будет перейти к состоянию концентрации и обрести внутреннюю гармонию.
Перед началом необходимо подготовить пространство: комната должна быть тихой, не содержать раздражающих факторов и быть оборудована базовыми музыкальными инструментами, такими как барабаны, бубны, маракасы и металлофон. Также целесообразно заранее выбрать музыкальные произведения: в начале занятия можно использовать быстрые и динамичные треки, а к его завершению – постепенно уменьшать темп и интенсивность звучания.
В таблице представлены этапы музыкальной терапии, применяемой для работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Этап |
Цель |
Примеры действий |
Ритмическая активизация |
Освободить энергию, привлечь к участию, синхронизировать действия с ритмом |
Исполнение на барабанах, воспроизведение ритма, хлопки или шаги, синхронизированные с музыкой |
Ритмическая синхронизация |
Улучшение способности к концентрации, развитие умения контролировать свои движения и эмоциональные реакции |
Сопровождение музыки с помощью инструментов, изменение скорости и интенсивности звучания, выполнение дыхательных практик, в частности, воспроизведение протяжённых звуков на выдохе |
Эмоциональная стабилизация |
Достижение спокойствия и расслабления, уменьшение тревожности и восстановление эмоционального баланса |
Спокойная музыка, текучие движения, визуальные образы, такие как трансформация от «бури» к «ручью», рисование в такт музыке, мягкие физические упражнения |
Закрепление результата |
Необходимо вызывать ощущение умиротворения и способствовать развитию умения контролировать своё состояние |
Выбор мелодии для расслабления и обсуждение возникающих ощущений — это важный этап |
При организации музыкотерапевтических занятий необходимо учитывать, что продолжительные или слишком сложные задания могут привести к быстрой утомляемости у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Сеанс должен иметь ясную структуру с последовательным переходом между этапами. Это способствует стабилизации поведения и помогает развить у ребенка навыки саморегуляции, которые применимы в обычной жизни.
3. Арт-терапия
Арт-терапия сочетает в себе движение, эмоции, образы и действия. Этот метод способствует уменьшению внутреннего напряжения, позволяет выражать чувства и развивает навыки саморегуляции посредством творчества.
Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко бывает трудно выражать свои эмоции словами. Арт-терапевтические методики предоставляют им возможность самовыражения посредством рисования, лепки, работы с песком и создания коллажей. Данный подход способствует упорядочиванию внутренних переживаний и уменьшает эмоциональное напряжение. Зачастую арт-терапия сочетается с дыхательными практиками и упражнениями на растяжку, что позволяет ребенку установить более тесную связь между телом и эмоциями, а также развить способность к саморегуляции.
В арт-терапии не предполагается получение конкретного, заранее заданного результата. Ребенок работает в комфортном для него темпе и передает свои чувства посредством уникального, личного языка образов. Это имеет особое значение для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которые часто сталкиваются с критикой.
Техники и приемы арт-терапии:
- рисование по инструкции и шагам: помогает удерживать внимание и следовать последовательности;
- создание собственной книги сказок с иллюстрациями: развивает саморефлексию и чувство завершенности;
- песочная терапия: активизирует сенсорную и эмоциональную сферы, снижает перевозбуждение;
- монотипии, кляксография, рисование пальцами: снимают внутренние зажимы, стимулируют творчество;
- коллажи из эмоций: помогают различать и называть чувства, развивая эмоциональный интеллект.
Творческая деятельность позволяет детям свободно выражать свои мысли, находить оригинальные решения и развивать уверенность в себе. Любой ребенок сможет найти подходящий вид творчества, который доставит удовольствие и окажет положительное влияние на его эмоциональное состояние.
Подробнее
Как проводить арт-терапию
На первых этапах арт-терапевтической работы с детьми, имеющими СДВГ, используются энергичные и подвижные виды деятельности, такие как широкие мазки кистью, занятия с глиной, создание штрихов фломастерами, лепка или создание коллажей из красочных материалов. Это способствует снятию перевозбуждения и напряжения, облегчая вовлечение в творческий процесс.
Работа начинает выполняться в более медленном темпе. Педагог или психолог предлагает упражнения, предполагающие более деликатные и плавные движения:
- прорисовывать детали;
- штриховать карандашом;
- раскрашивать по контуру;
- создавать небольшие фигурки из пластилина.
В ходе выполнения задания даются спокойные словесные подсказки, которые помогают ребенку сохранять концентрацию.
В конце творческой сессии рекомендуется обсудить получившуюся работу: что на ней запечатлено, какие эмоции сопровождали процесс, что вызвало восторг или удивление. Можно предложить участникам сочинить небольшую историю или придумать название для рисунка. Этот момент помогает закрепить позитивные впечатления и способствует тому, чтобы ребенок понимал собственные переживания.
Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходим всесторонний подход, объединяющий различные способы коррекции и поддержки. Использование арт-терапии, музыкальной терапии и сказкотерапии способствует уменьшению проявлений СДВГ и помогает развивать личностные и познавательные способности, такие как саморегуляция, концентрация внимания и эмоциональный интеллект. Эти навыки позволяют детям с СДВГ успешно осваивать учебный материал и безопасно общаться с другими людьми.