Фото: img.freepik.com

Работая в сфере адаптивной физической культуры, каждый день можно видеть результаты своего труда, помогать людям и улучшать их жизнь.

Антон Сергеевич Куликов, специалист по АФК в АНО «НИКА» СКПедсовету рассказали о профессии, её перспективах и пути получения специальности.

Что представляет собой адаптивная физическая культура и кому она подходит?

Адаптивная физическая культура — направление, созданное для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря ей улучшается физическое и эмоциональное состояние, развивается координация, сила и выносливость. АФК подходит для людей с различными диагнозами: заболеваниями нервной системы, ментальными особенностями или нарушениями опорно-двигательного аппарата, например, для тех, кто пользуется протезом или передвигается на инвалидной коляске.

Адаптивная физическая культура помогает людям адаптироваться к своему физическому состоянию и стать частью общества. Благодаря занятиям люди могут повысить качество своей жизни и вести активную социальную жизнь.

Какие бывают направления АФК

Адаптивная физическая культура охватывает несколько направлений, важнейшие из которых:

  • Адаптивное физическое воспитание Поддерживает развитие физических и социальных навыков у людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, специалист может оказывать помощь в коррекции психоэмоционального состояния, формировании дисциплины и подготовке к активной жизни в обществе. Предположим, после занятий ребенок поймет, что физкультура в детском саду или школе — это не страшно, так как у него уже будет соответствующий опыт.
  • Адаптивная физическая реабилитация Выравнивает физические несоответствия, главным образом в области опорно-двигательного аппарата. Способствует повышению мобильности суставов, развитию координации и адаптации к нынешнему состоянию, например, после утраты конечности.
  • Адаптивный спорт Разработанный специально для людей с ограниченными возможностями здоровья, этот комплекс включает виды спорта, такие как футбол, волейбол, брейк-данс и баскетбол. Такие занятия способствуют физическому развитию детей, социализации, обучению работе в команде и повышению уверенности.

Специалист по АФК может совмещать различные области работы при соответствии интересам детей и взрослых. Также он тесно взаимодействует с учителями, психологами и нейропсихологами для усиления результативности.

Чем АФК отличается от ЛФК

В подходах, целях и требованиях к обучению специалистов адаптивная физическая культура отличается от лечебной физической культуры.

Основная задача. Специалист по адаптивной физической культуре помогает человеку адаптироваться к текущему состоянию и интегрироваться в общество. Лечебная физкультура необходима для восстановления утраченных функций тела и возвращения к максимально близкому к норме состоянию. Однако существуют задачи, где АФК и ЛФК сходятся. Например, при коррекции работы опорно-двигательного аппарата при мышечном дисбалансе у детей и взрослых оба специалиста занимаются двигательной коррекцией.

Образование. Для работы специалистом по ЛФК требуется медицинское образование: занятия ориентированы на реабилитацию, поэтому необходимо знать особенности анатомии и физиологии человека. АФК позволяет работать специалистам с любым образованием и без медицинского диплома, например, с профильным дипломом о профессиональной переподготовке.

Границы компетенций. Лечебная физкультура используется в медицинских учреждениях, таких как больницы и реабилитационные центры. Специалист по ЛФК помогает пациентам восстановиться после травм, операций или инсультов, а также работает с другими диагнозами, нуждающимися в коррекции. Адаптивная физкультура поддерживает людей с хроническими состояниями или особенностями, которые неизменны, но к которым можно приспособиться, например, с РАС, СДВГ, нарушениями слуха, умственной отсталостью и ДЦП.

Чтобы восстановиться после травмы, пациенты обращаются к специалистам по ЛФК. Для адаптации к физическим или ментальным ограничениям выбирают адаптивную физическую культуру.

Прежде чем стать специалистом по АФК, получил среднее медицинское образование и прошел переподготовку по ЛФК. Это позволяет применять методы из обеих сфер при работе с детьми с ДЦП: восстанавливать физические функции и адаптировать пациентов к ограничениям для облегчения повседневной жизни.

Антон Куликов

Что входит в обязанности специалиста по АФК

Специалист по АФК:

  • Взаимодействует с медиками, учителями и родителями.
  • Детально расспрашивает пациента о самочувствии, как физическом, так и психологическом.
  • Выполняет диагностику физического здоровья, проверяя опорно-двигательный аппарат для определения пути дальнейшей работы.
  • Создаёт план тренировок, учитывая физические и умственные способности.
  • Организует групповые и индивидуальные занятия.
  • Этот курс обучит выполнению упражнений АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья и их помощников.
  • Следит за продвижением и обменивается результатами с коллегами для корректировки программы.
  • Помогает детям справиться со страхами и сомнениями.
  • Содействует установлению доверия с родителями, информирует о достижениях ученика и предоставляет рекомендации по домашней работе с ребёнком.

В Москве специалист по АФК получает от 40 000 до 130 000 рублей, в Санкт-Петербурге — от 30 000 до 100 000 рублей. В остальных городах России диапазон зарплат такой же, сообщается на портале hh.ru, наибольшее количество вакансий находится в Уфе, Казани и Екатеринбурге.

Каким образом начинается взаимодействие специалиста по АФК с ребёнком?

Специалист по АФК сначала определяет состояние ребенка – проводит диагностику, изучает медицинские записи и разговаривает с родителями. После этого составляется план занятий, ориентированный на цели и потребности.

На первом этапе специалист по АФК:

  1. Собирает анамнез Изучает привычки, реакции ребенка на окружение, особенности поведения и предпочтения.
  2. Проводит тестирование Оценивает работоспособность скелетной системы, определяет уязвимые места и возможные угрозы.
  3. Определяет психоэмоциональное состояние Узнаёт, как ребёнок относится к специалисту, окружению, уровню своего стресса или страха.

Следующий этап – адаптация к тренировкам. Специалист на первом занятии понаблюдает за реакцией ребенка на упражнения и затем будет постепенно увеличивать нагрузку.

После первичной диагностики применяю различные методики. Например, сенсорная интеграция улучшает восприятие органов чувств, а мягкие мануальные техники применяются для работы над мобильностью сегментов тела при необходимости. В зависимости от состояния ребенка могу использовать элементы Войта- и Бобат-терапии для восстановления и формирования двигательных навыков.

Антон Куликов

Как узнать, помогают ли занятия ребёнку?

Специалист по АФК постоянно изменяет план тренировок, руководствуясь своими наблюдениями и советами родителей.

Нельзя с точностью сказать, когда наступит эффект от занятий, поскольку дети индивидуальны. Допустим, два ребенка с похожими диагнозами и когнитивными способностями могут показывать результат: один – через месяц, другой – через три. Многое также зависит от среды вне занятий: сон, питание, дополнительные занятия дома и так далее.

Антон Куликов

Родители могут наблюдать первые позитивные изменения у ребёнка, получая обратную связь от специалиста по АФК, например, во время занятий. В отсутствие родителей тренер может записать видео, фиксируя достижения.

Ещё кое-какие признаки указывают на то, что занятия приносят пользу ребёнку.

  • Улучшается координация.
  • Повышается выносливость и сила.
  • Стабилизируется эмоциональное состояние.
  • У людей растёт любопытство к деятельности, а также улучшается общее состояние духа.
  • Достигаются новые умения, например, у ребенка улучшается чувство равновесия.
  • Снижается тревожность.

Важно родителям постоянно взаимодействовать с тренером для контроля прогресса ребенка и оценки полученных результатов. Спустя некоторое время специалист по АФК предложит переходить на тренировки в группе.

Дети обычно учатся по отдельности. Когда заметен прогресс, ребёнок приспосабливается, перестает бояться и может заниматься вместе с другими. Это даёт ему больше комфорта, чем сразу присоединяться к группе.

Антон Куликов

Какие знания нужны, чтобы работать специалистом по АФК, и как получить эту профессию?

Для работы специалистом по АФК необходимо профильное образование. Можно поступить на направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» в НГУ имени П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге, УрФУ имени Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге или других вузах. Альтернативно — обучение в колледже по направлению «Адаптивная физическая культура», например, в РГСУ в Москве.

Альтернативный путь – курсы профессионального обучения. Для лиц без соответствующего образования, желающих стать специалистами в сфере АФК, необходимо пройти следующие этапы.

  • Закончить среднюю или высшую школу.
  • Изучить специальность во время курсов повышения квалификации. В процессе обучения специалистам предоставляют фундаментальные знания в области педагогики, психологии, медицины и АФК.
  • Решить, с какими пациентами сотрудничать: с теми, у которых определённые диагнозы, или же со всеми без исключения.
  • Место работы можно найти в государственном учреждении, частном центре или благотворительном фонде.

Специалисту по АФК необходимо постоянно совершенствовать знания и навыки.

Насколько АФК доступна в России

В России занятия АФК доступны как в государственных, так и в частных центрах. В большинстве городов действуют государственные реабилитационные центры для инвалидов. Занятия в таких учреждениях проводятся бесплатно или по символической цене. Направление особенно развито в больших городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Специалистов по АФК сложно найти даже на коммерческой основе в небольших населенных пунктах, таких как села или станицы. Из-за этого родителям приходится возить детей на занятия в большие города. При отсутствии финансовой возможности оплатить занятия можно обратиться за помощью в благотворительные фонды или государственные реабилитационные центры. В Ставропольском крае, например, в поселке Подкумок, для детей с ОВЗ работает центр «Орленок».

Мнение экспертов об АФК и перспективы профессии

Центр по контролю и профилактике заболеваний СШАЦентр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) полагает, что адаптивная физическая культура благотворно сказывается на самочувствии, уменьшает риск заболеваний и помогает поддерживать самостоятельность в ежедневных делах людям с ограниченными возможностями здоровья. ВОЗ рекомендует детям от 5 до 17 лет При наличии ограничений здоровья (ОВЗ) рекомендуется тратить не менее 60 минут в день на умеренную или интенсивную активность, а также выполнять три раза в неделю аэробные нагрузки высокой интенсивности. Например, организация полагает, что дополнительная физическая нагрузка повышает когнитивные способности у детей с СДВГ и физическое развитие у детей с умственной отсталостью.

АФК развивается также благодаря международному спортивному движению для людей с ограниченными возможностями. К нему относятся Международная организация глухих, CISS, Международная ассоциация спорта слепых, IBSA, Международная федерация спорта на коляске, ISMWSF.

Специалист по АФК обладает множеством перспектив в своей работе.

Работа в этой сфере постоянно развивается, давая возможность учиться новому, совершенствовать навыки и оставаться востребованным специалистом. Профессия АФК — помощь людям с ОВЗ, приносящая моральное удовлетворение и ощутимые результаты, которые ценят пациенты и их близкие. С каждым годом среда в городах становится более доступной для людей с ограниченными возможностями.

Антон Куликов

Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья предъявляет высокие требования к физической выносливости и эмоциональному благополучию специалистов.
Тренерам по адаптивным физкультным программам необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, проходя курсы повышения квалификации и осваивая новые методики. Тем не менее работа тренером по АФК является вознаграждающей и актуальной: специалисты оказывают реальную помощь людям с ограниченными возможностями здоровья и наблюдают за результатами своей деятельности.