Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Интерес к профессии логопеда часто сопровождается страхами и сомнениями. Вопросы о сложности обучения, возможности помочь детям и действиях в неблагоприятных ситуациях мешают начинать обучение и работать в этой сфере. С логопедом Светланой Шопиной собраны распространенные опасения специалистов, которые разобрали с учётом реальных фактов и опыта работы.
Для того чтобы быть логопедом, нужно получить образование в этой специальности.
Прежде чем стать специалистом по работе с речью, необходимо было получить диплом об окончании университета. Однако с первого сентября двадцать второго года положение изменилось. профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог»Теперь обладатели высшего образования в области педагогики или психологии могут пройти обучение по логопедии и осуществлять практическую деятельность.
В настоящее время доступны программы переподготовки, выдающие диплом государственного образца. Посредством этих программ специалисты из различных областей могут получить знания и навыки для работы логопедом. Работодатели обычно принимают подобные дипломы без сомнений. Однако необходимо ответственно относиться к процессу обучения.
Светлана Шопина
В дистанционном формате не получится получить специальность логопеда, для этого необходимы очные занятия.
Онлайн-курсы по логопедии доступны и становятся всё популярнее. В Национальном исследовательском институте дополнительного образования и профессионального обучения например… программа профессиональной переподготовкиПосле окончания обучения выпускники получают диплом Московского института, имеющего государственную лицензию.
Программа обучения рассчитана на 11 месяцев, но к урокам можно обращаться в любое время – с компьютера или телефона. Логопед всегда сможет вернуться к необходимой теме при появлении вопросов.
Без практических занятий обучение в интернете неэффективно.
В онлайн-курсах нет привычных занятий, как семинары или мастер-классы с другими учащимися. Но в программе всё равно есть практические задания.
Некоторые учебные заведения стажируют выпускников, но таких программ пока немного. Для более эффективного обучения начиная со второй половины курса следует заниматься самостоятельно, например, с детьми знакомых.
Можно посетить детские сады и попросить логопедов продемонстрировать работу на занятии.
Обучающиеся могут практиковать упражнения вместе с детьми или супругами, записывать занятия и передавать преподавателям на оценку. Эксперты предоставляют исчерпывающий фидбэк. Несмотря на наличие такой возможности, учащиеся пользуются ею редко.
Светлана Шопина
Что, если работа логопедом окажется не для меня?
В дистанционном обучении усваивается быстрее и проще. Возможность заниматься онлайн в удобное время избавляет от необходимости покидать работу или менять место жительства. Стоимость ошибки также меньше: год обучения логопеда в вузе обойдется примерно в 154 000 рублей, а курсы переквалификации — около 50 000 рублей.
Не каждый сможет стать логопедом. Эта работа предполагает постоянное общение с детьми. Трудно общаться с ними? Тогда успех в этой профессии маловероятен, даже если человек знает все теории наизусть.
Логопеду полезно обладать способностью к сохранению разнообразия в работе. Иногда требуется исполнение идентичных упражнений с различными детьми ежедневно. Спокойное отношение к рутине и поддержание мотивации помогут избежать затруднений.
Страх 5. Войти в профессию дорого
Чтобы стать логопедом, не нужно много вложений. Основные затраты – образование и базовые материалы. Можно начать с минимального набора диагностических пособий и материалов для коррекции, это обойдется до 5 тысяч рублей. Для некоторых упражнений подойдут обычные вещи, например, бумага и карандаш, остальное докупите по мере необходимости.
Множество учебных материалов и пособий доступны в электронном виде и можно бесплатно скачать. Существуют также онлайн-платформы, например Мерсибо, предоставляющие доступ к коррекционным заданиям за небольшую ежемесячную плату — от 249 рублей.
Найти учеников – сложная задача.
В России расстройства речи встречаются у большинства людей. 5–10% детейПотому спрос на логопедов значительный. Начать работать с первыми клиентами сложно — сначала тренируйтесь у знакомых, ведите занятия по сниженной цене, приобретайте опыт.
Положительные отзывы родителей и рекомендации способствуют быстрому набору учеников логопедом. Получив опыт работы и хорошие отклики, специалист будет пользоваться эффектом сарафанного радио.
С работой можно начать в детских развивающих центрах или онлайн-школах. Поток учеников будет обеспечен организацией. Это хороший способ получить опыт и создать клиентскую базу. Там часто принимают с минимальным опытом или вовсе без него.
Светлана Шопина
Возраст мой не позволяет начинать карьеру логопеда.
В возрасте можно стать логопедом. Даже пенсионеры могут освоить эту профессию и трудиться логопедами, если нет серьёзных нарушений речи, препятствующих правильной постановке звуков.
Здоровье — единственный фактор, который может помешать работе логопеда. Чёткая артикуляция – важная часть этой работы, но её могут нарушить инсульт или болезни нервной системы. В таком случае показать детям правильный образец речи не представляется возможным.
Сейчас труднее работать с детьми, так как прогрессивные технологии стали для них привычным явлением, что приводит к рассеянности.
Дети сегодня принципиально отличаются от воспитанников советской эпохи, однако работа с ними всё ещё эффективна. Важно понимать, что современное детство сформировано в иной парадигме воспитания: дети не подчиняются авторитету и строгим правилам, характерным для прошлого.
Если ребёнку интересно, то ребенок будет сосредоточен на занятии. Специалисту важно сделать уроки увлекательными: добавлять игровые элементы, учитывать интересы ребёнка. Логопедам нужно мягко взаимодействовать и устанавливать доверительные отношения с детьми.
Предпочтение телефона занятиям с логопедом у ученика может указывать на необходимость корректировки методики обучения.
Нестабильный интерес и гиперактивность детей с диагнозом СДВГ побудили меня разработать многофункциональные игровые комплексы для игр на полу. Они не ограничивают малышей традиционными упражнениями за столом, а стимулируют активность.
С энтузиазмом шагают по следам неизвестных животных, играют с большими «чудо-кубиками», находят нужные изображения, танцуют, при этом сочиняют рассказы, повторяют чистоговорки и скороговорки, решают примеры и задачи, и всё это… в движении!
Из интервью с Оксаной Поздняковой, логопедом и выпускницей НИИДПО
Страх 9. Это скучная и монотонная работа
Логопед работает с различными нарушениями речи и поведения, каждое занятие приносит новую задачу. Разработка планов работы, анализ прогресса и коррекция методов — вот что делает профессию интересной.
Часто во время занятий применяют игры, чтобы заинтересовать детей. Из-за этого обучение получается увлекательным как для ребёнка, так и для работающего с ним специалиста.
Логопед должен постоянно совершенствоваться, так как новые методики, исследования и подходы появляются непрерывно.
Работа с детьми с особенностями развития внушает опасения.
Специалист может отказываться работать с детьми, имеющими серьезные нарушения, если это вызывает у него дискомфорт. Многие специалисты занимаются развитием детей без особых отклонений. Например, логопеды в детских садах и школах обычно работают с малышами, не имеющими тяжелых речевых нарушений. Но важно помнить, что активное развитие инклюзии приводит к тому, что в массовых образовательных учреждениях учатся также дети с ограниченными возможностями здоровья, которые становятся клиентами логопедов.
Работа с детьми с особенностями развития требует определенных знаний и подготовки. В процессе обучения логопеды получают все необходимые навыки и инструменты. При понимании своих ограничений можно пройти дополнительное обучение или обратиться к коллегам за поддержкой. Это снижает уровень стресса и позволяет логопеду не оставаться в одиночестве перед проблемой.
Необходимо осознавать свои возможности и не принимать детей, с которыми работа вызовет затруднения. Если логопед сомневается в своем опыте или уверенности для работы с особенным ребенком, имеет право отказаться и посоветовать обратиться к другому специалисту. Это приемлемо и свидетельствует о вашей ответственности и профессионализме.
Светлана Шопина
Неудача в помощи ребёнку внушает мне ощущение собственной некомпетентности.
Специалист не всегда виноват в невозможности помощи. Иногда трудности связаны с обстоятельствами, недоступными для его влияния, например, недостаточной родительской поддержкой или индивидуальными особенностями ребёнка.
Логопед проводит с ребенком сеанс длительностью 30—45 минут, после чего ребенок возвращается в привычную ему среду. В этой среде возможности специалиста ограничены. Без выполнения родителями домашних заданий и продолжения рекомендаций дома усилия логопеда могут быть неэффективны.
Страх 12. У логопедов маленький доход
Зарплата логопеда зависит от региона, опыта работы и места трудоустройства. Средний заработок специалиста в Москве составляет 63 848 рублей, в Санкт-Петербурге — 47 046 рублей, по данным сайта ГородРабота.ру. В частных клиниках, центрах речи и школах доход может быть выше.
Стоимость рассчитывается по количеству проведённых занятий.
В частных центрах и онлайн-школах доход логопеда может варьироваться от 60 до 100 тысяч рублей ежемесячно, завися от числа учеников и объёма работы. В таких учреждениях работа организована по принципу потока, позволяя зарабатывать больше, чем в государственных организациях.
В областных центрах частные логопеды зарабатывают от шестисот до тысячи и более рублей за тридцатиминутное занятие. С хорошим потоком учеников такой доход может составлять существенную сумму ежемесячно.
Светлана Шопина
Логопед, работающий частной практикой, сам определяет стоимость сеанса. К примеру, специалист из Воронежа с тремя годами опыта берет за консультацию 1050 рублей. При проведении пяти занятий в день и работе пять дней в неделю месячный доход составит около 105 000 рублей.
В клинике на Рублевке врач с семилетним стажем консультирует пациентов за 17 600 рублей. При пяти консультациях в день и пяти днях работы заработок специалиста составит 440 000 рублей.