Фото: img.freepik.com

Изображения: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Педагог Александр Бушуев, автор колонки в издании «Педсовет», анализирует вопросы воспитания в школах России.

Интересуюсь мнениями студентов, которые стремятся стать педагогами: какие принципы воспитания считают наиболее существенными?

Проходит продолжительное время молчания — нужно вспомнить выученное. Потом кто-то утверждает, что следует любить детей. При вопросе «Что значит ЛЮБИТЬ?» поступают ответы вроде:

  • Поощрять достижения учеников и оказывать поддержку во всех начинаниях.
    То есть удалять от решения проблем.
  • «Делать их жизнь интересной».
    То есть — развлекать.
  • «Не огорчать их».
    Читай — послаблять требования.

Сухомлинский считал, что любовь к детям подразумевает понимание их проблем, ведь быть маленьким и молодым непросто. Это оценка порывов души, намерений, стремлений. Очень сложное дело…

На ум приходят слова Горького: «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее знания жизни».

Что известно будущим педагогам о жизни, о ее законах? Разве понимают они, что развитие (и особенно упадни) любого общества прямо зависит от уровня нравственности его участников, а не от экономики и технологий, которым в последнее время воздают чрезмерные почести?

Вернемся к принципам.

Студент вспомнил о «воспитании гармоничной личности». А может ли быть она абсолютно гармоничной? Преподавателям важно знать, что личность нельзя создать — ее формирует сам человек.

Кто-то упомянул субъектность, субъекта и субъектные отношения. Появился вопрос: «А является ли ребенок объектом?». В ответ: «Как так можно — превращать ребенка в объект! Это противоречит всей современной педагогической науке!». Отсюда рождается ряд вопросов.

Воспитатель ведет воспитательную работу? Да. Но работа возможна только с объектом. Ребенок таковым не является. Следовательно…

Продолжительная дискуссия обнаруживает отсутствие понимания будущими педагогами сути термина «принцип». Будущие педагоги перепутали принципы с целями, методами, приемами. Возникает ощущение приближающейся эпохи безпринципного воспитания.

Путь к этому состоял из идеологических колебаний: от «советской системы» к ультралиберальной. Ультралиберальные идеи заключаются в абсолютизации субъектности ребенка до исчезновения объекта. Это удобно: не нужно проникать в сложный объект, а работать только с поверхностными желаниями ребенка — он «сам с усами», что надо выберет и сам себя воспитает…

Важнее всего нравственное воспитание — воспитание совести. В современном образовательном процессе внимание уделяется огромному количеству мероприятий, что говорит об отсутствии понимания принципа «первейшего».

Классным руководителям некогда поднять голову. Подобны тягловым лошадям, которых взнуздали так, чтобы тащили воз по готовой колее. Кто-то принуждает чиновников — чиновники принуждают директоров, директора — учителей, учителя — детей… Очень кстати вспомнить совет Януша Корчака: «Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно».

Антон Семенович Макаренко утверждал, что в человеке следует преодолеть стихийные и эгоистичные стороны, оказывая педагогическую поддержку при формировании нравственного облика. Для построения такого процесса воспитания нужно начать с осмысления принципов, очищения воспитательного пространства от лишнего, не разыскивая простых рецептов.

Не следует отождествлять духовно-нравственное воспитание с конфессиональным. Не стоит возлагать надежды на «трудовое воспитание». Детский труд у Макаренко, Сухомлинского, Щетинина строился на нравственной основе: помощь коммуне, близким, стране. Точно так же не следует воспитывать детей только патриотическими и волонтерскими мероприятиями. Нужно понять, что является первичным и вторичным, чем цель, а чем средства. Что сущностно важно для человека, а что наносное, временное…

И самое главное:

Чем ниже духовный уровень воспитателя, тем бесцветнее его моральный облик, больше забот о покое и удобствах, тем больше приказов и запретов издает, якобы заботясь о благе детей, — Я. Корчак. Хорошо было бы, если бы это высказывание висело в кабинетах тех, кто определяет политику в образовании, начиная с депутатов, министров и до директора школы.

Может возникнуть впечатление, что автор придерживается мнения о необходимости восстановления советской системы образования. Однако это не так. Как говорится, нельзя дважды войти в одну реку. Тем не менее, в советском образовании был значительный гуманистический потенциал, накопленный и осмысленный интеллигенцией. Если бы я занимал должность советника по воспитанию, то начал бы именно с изучения трудов предшественников.


Материалы по теме:

  • Школа в тисках свободы
  • О молодом поколении: ответственность и пути решения проблем.
  • О смысле образования и смыслах в образовании