
Содержание:
- Во сколько дети начинают говорить
- Как понять, что ребенок начнет говорить в ближайшее время
- Влияние пола на развитие речи: в чем причины отставания мальчиков в начале говорения
- В каком возрасте ребенок начинает говорить, и какой словарный запас ему положен в год, два года и три года
- Как распознать признаки речевого развития у ребенка
По данным статистики и опыту логопедов, мальчики начинают говорить позже девочек. Обычно дети произносят первые слова примерно в год, однако у мальчиков это может произойти с задержкой на 2–3 месяца. Такая разница связана с индивидуальными особенностями развития, а также биологическими и социальными факторами.
Действительно, мальчики зачастую развиваются медленнее девочек, и это особенно заметно в сфере речевого развития. Первые признаки понимания речи, использование жестов и имитация взрослых обычно проявляются у девочек раньше.
В этой статье рассматриваются гендерные различия в развитии речи у детей, представлены типовые нормы для каждого возраста и перечислены тревожные признаки. Материал подготовлен на основе интервью с опытным учителем-логопедом и специалистом НИИДПО, образовательной компании, являющейся частью группы АкадемСити, Оксаной Минеевой.
Во сколько дети начинают говорить
Развитие речи – это процесс, который начинается ещё в первые месяцы жизни. Уже в возрасте 2–3 месяца младенец начинает издавать гукающие звуки, тянущие гласные. К 5–7 месяцам в его вокализации появляется лепет, такой как «ба-ба», «ма-ма», «да-да». Это закладывает основу для формирования будущей речи.
Первые слова, имеющие смысл, обычно произносятся примерно в год. Ребенок может произнести «мама», «дай», «на» и употреблять их в соответствующей ситуации. Важно, чтобы слово было не произнесено случайно, а имело осознанное значение: например, назвать «ав» собакой или «би-би» машиной.
К полутора годам ребенок может использовать в своей речи от 10 до 20 слов. Их количество варьируется у разных детей. Это считается нормой. Важнее, чтобы речь прогрессировала: в ней появлялись новые слова, жесты и понимание того, что ему говорят.
Когда ребенок понимает простые просьбы, указывает на объекты и имитирует речь взрослого, это свидетельствует о нормальном развитии речи.
Когда стоит ожидать первых слов у ребенка
Разговор не начинается спонтанно, всегда предшествует подготовительный этап. У ребенка можно наблюдать несколько признаков, указывающих на то, что он практически готов к речи. Обратите внимание на следующие моменты.
Признак |
Как проявляется у ребенка |
Понимание обращенной речи |
Ребенок реагирует на свое имя, воспринимает интонации и выполняет элементарные просьбы, такие как «дай мяч» или «иди сюда». Он осознает, что взрослый разговаривает с ним, и стремится к взаимодействию |
Указательный жест |
Указывая на объекты, изображения или людей, ребенок демонстрирует свое желание привлечь внимание к ним. Этот жест является признаком коммуникативного намерения, выражающего потребность в том, чтобы на что-то обратили внимание. Подобные указательные жесты нередко возникают за несколько месяцев до начала речи |
Подражание |
Имитируя звуки, мимику и движения взрослых, ребенок демонстрирует формирование речевых связей, даже если он еще не использует слова |
Эмоциональный отклик на речь |
Он проявляет радость, становится более активным и смеется, когда с ним общаются. Заметно, что разговор вызывает у него интерес, и он вовлекается в беседу |
Интонационное «бормотание» |
В процессе игры или взаимодействия ребенок может имитировать речь, используя выразительные средства и жесты, но не произнося слов. Это характерно для этапа развития внутренней речи |
Лепет и вокализация |
Многословность и эксперименты с новыми звуками – обычное явление у ребенка. Особенно ценно, когда лепет обращен к взрослому, так как это свидетельствует о целенаправленной попытке установить контакт |
Влияние пола ребенка на развитие речи: причины, по которым мальчики начинают говорить позднее девочек
Как правило, у девочек наблюдается более раннее развитие речи. Исследование Dailey & Bergelson показывает: у девочек первые слова, как правило, появляются чуть раньше — в 12 месяцев, в то время как у мальчиков это происходит в 13 месяцев. Кроме того, мальчики начинают объединять слова в пары примерно на 3 месяца позже девочек. Ниже приведены главные факторы, объясняющие, почему девочки начинают говорить раньше:
речевые области мозга начинают развиваться раньше, чем раньше предполагалось. У девочек речевые центры в коре головного мозга, в особенности в отвечающем за речь левом полушарии, начинают функционировать раньше. Также у них чаще встречается симметричная активация мозга при решении речевых задач, то есть задействованы оба полушария, в то время как у мальчиков активируется преимущественно только левое. Благодаря такой «двухполушарной» активности, речевые навыки девочек отличаются большей стабильностью и адаптивностью.
ускоренное общее развитие нейронных структур. В первые годы жизни мозг девочек развивается несколько опережающими темпами. Это также относится к формированию взаимосвязей между областями, отвечающими за понимание, внимание и речь раньше начинают улавливать смысл сказанного и активнее пробуют говорить .
3. Лучше различают звуки речи. Девочки обладают более тонким слухом: они начинают замечать интонации и различать звуки раньше, а также обращают внимание на паузы. Это способствует более быстрому распознаванию слов, подражанию взрослым и расширению словарного запаса. Мальчикам же для восприятия структуры речи зачастую требуется больше времени.
4. Больше интерес к социальному взаимодействию. Девочки склонны чаще поддерживать зрительный контакт, улыбаться и имитировать жесты. У них с самого детства более выражена потребность в эмоциональной связи, что создает благоприятные условия для развития речи. Мальчики, как правило, больше внимания уделяют действиям и окружающим предметам, а их участие в социальных взаимодействиях может начинаться позднее.
5. Влияние гормонов до рождения. Предполагается, что повышенный уровень тестостерона у плода мужского пола способен тормозить развитие левого полушария мозга, которое играет ключевую роль в формировании речи. Данный фактор может являться причиной более частого возникновения задержек в речевом развитии у мальчиков.
различия в языковой среде, формирующейся у мальчиков и девочек. В общении с девочками взрослые склонны к более доверительному разговору: они рассказывают истории, затрагивают эмоциональные темы и называют предметы. С мальчиками чаще предпочитают активные игры, акцентируя внимание на действиях: «поехали», «брось», «строй». Это не является чем-то негативным, однако формирует различную речевую среду. Подобные небольшие привычки в общении также оказывают воздействие на скорость развития речи.
7. Наследственная предрасположенность. Если у ближайших родственников, например отца, дяди или дедушки, в детстве наблюдалась задержка речевого развития, то вероятность столкнуться с подобной проблемой у ребенка возрастает. Это не предположение, а научно установленный факт: в исследовании Leonard & Hill более половины детей с речевыми нарушениями имели в семье похожий опыт.
Выявлены конкретные гены, имеющие отношение к речевым нарушениям, такие как FOXP2, ATP2C2 и CMIP. Эти гены не блокируют развитие речи, однако способны оказывать влияние на процессы обработки звуков мозгом, запоминания лексики и построения предложений.
Среди так называемых «поздно заговоривших» мальчиков в 2,5–3 раза больше, чем девочек. Несмотря на то, что большинство детей догоняют своих ровесников к пяти годам, у некоторых позже обнаруживается речевая задержка. Это подразумевает, что развитие протекает без очевидных факторов, но с постоянным отклонением от общепринятых стандартов.
Расстройства речи наблюдаются примерно в равной степени как у девочек, так и у мальчиков, однако логопедическую помощь получают преимущественно мальчики. Это связано с тем, что у них симптомы проявляются более ярко и легче поддаются обнаружению.
В каком возрасте дети начинают говорить, и какой словарный запас считается нормой для одного, двух и трех лет
Речевые навыки формируются постепенно, и они служат скорее ориентиром, чем строгим ограничением. Не существует установленных сроков, когда дети начинают произносить слово «мама» или когда ребенок должен овладеть алфавитом. Наиболее важным является не конкретный возраст, а прогресс: увеличивается ли словарный запас, развивается ли речь и применяется ли она в повседневной жизни.
Возраст |
Сколько слов говорит |
В 1 год |
Обычно дети начинают использовать от пяти до десяти осознанных слов. Помимо слов «мама» и «папа», это могут быть звукоподражания, такие как «ав» (собака), «би-би» (машина) или «ням». Важно, чтобы слово употреблялось регулярно и ассоциировалось с определенным предметом или действием. К примеру, если ребенок каждый раз говорит «ав», увидев собаку — это слово в его словаре |
В 1,5 года |
Уровень словарного запаса расширяется и достигает 20–30 слов. Речь всё ещё носит односложную форму, однако становится более активной: малыш называет окружающие предметы, выражает просьбы, указывает на что-либо и отвечает на обращения взрослых |
В 2 года |
Как правило, в этом возрасте дети используют от 50 до 300 слов. Появляются элементарные двусложные фразы, такие как «мама иди», «дай мячик», «хочу сок». Кроме того, становится заметной интонация: ребенок начинает «задавать» вопросы или выражать свои чувства с помощью речи |
В 3 года |
Лексический запас увеличивается и превышает тысячу слов. Начинают формироваться развернутые фразы и предложения, состоящие из трех-пяти слов, например: «Я гулял с бабушкой», «Кошка спит на диване». Ребёнок начинает задавать вопросы, делиться информацией о событиях, высказывать свои замечания. Он все активнее применяет речь в процессе коммуникации, в играх и в повседневной жизни |
Как распознать признаки речевого развития у ребенка
Бывает, что развитие речи идет с задержкой, и это может быть допустимым отклонением. Однако существуют ситуации, когда подобная задержка является признаком серьезного нарушения. Обратите внимание на следующие признаки:
- Нет лепета после 9 месяцев. Отсутствие гуления, лепет и слоговые звуки, такие как «ба-ба» или «ма-ма», у ребенка могут свидетельствовать о проблемах со слухом или особенностях развития речевого аппарата.
- Молчание после 18 месяцев. Если к полутора годам ребенок не произносит ни одного понятного слова и не проявляет инициативы в общении, рекомендуется консультация со специалистом. Это особенно важно, если отсутствуют даже жесты, мимика или звуки.
- Отсутствие понимания речи. Когда ребенок не реагирует на свое имя, игнорирует просьбы вроде «подай мяч» или не следует простым указаниям, это может вызывать беспокойство. Понимание – важная составляющая речи, а не только умение говорить.
- Нет указательного жеста. Отсутствие указания на предметы пальцем, нежелание поддерживать зрительный контакт и отсутствие попыток привлечь внимание могут свидетельствовать о проблемах в развитии коммуникативных навыков.
- Нет подражания. Отсутствие повторения звуков, мимики и действий взрослого, а также отсутствие попыток присоединиться к разговору, может свидетельствовать о проблемах в речевом развитии или общем развитии ребенка.
- Слова не появляются или не прибавляются. Если объем используемых слов не увеличивается, лексика остается на одном уровне или слова быстро забываются, это должно вызвать опасения.
- Агрессия или истерики вместо слов. Когда ребенок регулярно кричит, проявляет агрессию или плачет, стремясь получить желаемое, и при этом не использует вербальные или невербальные способы коммуникации, это может указывать на трудности с самовыражением.
Развитие речи у детей происходит индивидуально, и гендерные различия в этом процессе действительно наблюдаются. Девочки, как правило, начинают говорить раньше, поскольку их речевые центры созревают быстрее, они более склонны к установлению контакта и используют невербальные средства общения, такие как мимика и жесты. Мальчики, согласно статистическим данным, начинают говорить позже — доля мальчиков среди детей с задержкой речи в 2,5–3 раза превышает аналогичный показатель для девочек. Это обусловлено биологическими особенностями, поведенческими факторами и даже наследственностью.
На формирование речи влияет не только пол. Гораздо большее значение имеет то, как развивается: осваивает ли ребенок новые слова, как он воспринимает обращенную к нему речь, стремится ли к общению. Важно не проводить сравнения, а внимательно наблюдать и своевременно оказывать поддержку.