Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Во сколько дети начинают говорить
  • Как понять, что ребенок начнет говорить в ближайшее время
  • Влияние пола на развитие речи: в чем причины отставания мальчиков в начале говорения
  • В каком возрасте ребенок начинает говорить, и какой словарный запас ему положен в год, два года и три года
  • Как распознать признаки речевого развития у ребенка

По данным статистики и опыту логопедов, мальчики начинают говорить позже девочек. Обычно дети произносят первые слова примерно в год, однако у мальчиков это может произойти с задержкой на 2–3 месяца. Такая разница связана с индивидуальными особенностями развития, а также биологическими и социальными факторами.

Действительно, мальчики зачастую развиваются медленнее девочек, и это особенно заметно в сфере речевого развития. Первые признаки понимания речи, использование жестов и имитация взрослых обычно проявляются у девочек раньше.

В этой статье рассматриваются гендерные различия в развитии речи у детей, представлены типовые нормы для каждого возраста и перечислены тревожные признаки. Материал подготовлен на основе интервью с опытным учителем-логопедом и специалистом НИИДПО, образовательной компании, являющейся частью группы АкадемСити, Оксаной Минеевой.

Во сколько дети начинают говорить

Развитие речи – это процесс, который начинается ещё в первые месяцы жизни. Уже в возрасте 2–3 месяца младенец начинает издавать гукающие звуки, тянущие гласные. К 5–7 месяцам в его вокализации появляется лепет, такой как «ба-ба», «ма-ма», «да-да». Это закладывает основу для формирования будущей речи.

Первые слова, имеющие смысл, обычно произносятся примерно в год. Ребенок может произнести «мама», «дай», «на» и употреблять их в соответствующей ситуации. Важно, чтобы слово было не произнесено случайно, а имело осознанное значение: например, назвать «ав» собакой или «би-би» машиной.

К полутора годам ребенок может использовать в своей речи от 10 до 20 слов. Их количество варьируется у разных детей. Это считается нормой. Важнее, чтобы речь прогрессировала: в ней появлялись новые слова, жесты и понимание того, что ему говорят.

Когда ребенок понимает простые просьбы, указывает на объекты и имитирует речь взрослого, это свидетельствует о нормальном развитии речи.

Для начала формирования первых слов ключевую роль играет взаимодействие с окружающими. Чем активнее взрослые общаются с ребенком, читают ему книги, играют и объясняют различные вещи, тем быстрее он начнет речь.

Оксана Минеева

Когда стоит ожидать первых слов у ребенка

Разговор не начинается спонтанно, всегда предшествует подготовительный этап. У ребенка можно наблюдать несколько признаков, указывающих на то, что он практически готов к речи. Обратите внимание на следующие моменты.

Признак

Как проявляется у ребенка

Понимание обращенной речи

Ребенок реагирует на свое имя, воспринимает интонации и выполняет элементарные просьбы, такие как «дай мяч» или «иди сюда». Он осознает, что взрослый разговаривает с ним, и стремится к взаимодействию

Указательный жест

Указывая на объекты, изображения или людей, ребенок демонстрирует свое желание привлечь внимание к ним. Этот жест является признаком коммуникативного намерения, выражающего потребность в том, чтобы на что-то обратили внимание. Подобные указательные жесты нередко возникают за несколько месяцев до начала речи

Подражание

Имитируя звуки, мимику и движения взрослых, ребенок демонстрирует формирование речевых связей, даже если он еще не использует слова

Эмоциональный отклик на речь

Он проявляет радость, становится более активным и смеется, когда с ним общаются. Заметно, что разговор вызывает у него интерес, и он вовлекается в беседу

Интонационное «бормотание»

В процессе игры или взаимодействия ребенок может имитировать речь, используя выразительные средства и жесты, но не произнося слов. Это характерно для этапа развития внутренней речи

Лепет и вокализация

Многословность и эксперименты с новыми звуками – обычное явление у ребенка. Особенно ценно, когда лепет обращен к взрослому, так как это свидетельствует о целенаправленной попытке установить контакт

Влияние пола ребенка на развитие речи: причины, по которым мальчики начинают говорить позднее девочек

Как правило, у девочек наблюдается более раннее развитие речи. Исследование Dailey & Bergelson показывает: у девочек первые слова, как правило, появляются чуть раньше — в 12 месяцев, в то время как у мальчиков это происходит в 13 месяцев. Кроме того, мальчики начинают объединять слова в пары примерно на 3 месяца позже девочек. Ниже приведены главные факторы, объясняющие, почему девочки начинают говорить раньше:

речевые области мозга начинают развиваться раньше, чем раньше предполагалось. У девочек речевые центры в коре головного мозга, в особенности в отвечающем за речь левом полушарии, начинают функционировать раньше. Также у них чаще встречается симметричная активация мозга при решении речевых задач, то есть задействованы оба полушария, в то время как у мальчиков активируется преимущественно только левое. Благодаря такой «двухполушарной» активности, речевые навыки девочек отличаются большей стабильностью и адаптивностью.

ускоренное общее развитие нейронных структур. В первые годы жизни мозг девочек развивается несколько опережающими темпами. Это также относится к формированию взаимосвязей между областями, отвечающими за понимание, внимание и речь раньше начинают улавливать смысл сказанного и активнее пробуют говорить .

3. Лучше различают звуки речи. Девочки обладают более тонким слухом: они начинают замечать интонации и различать звуки раньше, а также обращают внимание на паузы. Это способствует более быстрому распознаванию слов, подражанию взрослым и расширению словарного запаса. Мальчикам же для восприятия структуры речи зачастую требуется больше времени.

4. Больше интерес к социальному взаимодействию. Девочки склонны чаще поддерживать зрительный контакт, улыбаться и имитировать жесты. У них с самого детства более выражена потребность в эмоциональной связи, что создает благоприятные условия для развития речи. Мальчики, как правило, больше внимания уделяют действиям и окружающим предметам, а их участие в социальных взаимодействиях может начинаться позднее.

5. Влияние гормонов до рождения. Предполагается, что повышенный уровень тестостерона у плода мужского пола способен тормозить развитие левого полушария мозга, которое играет ключевую роль в формировании речи. Данный фактор может являться причиной более частого возникновения задержек в речевом развитии у мальчиков.

различия в языковой среде, формирующейся у мальчиков и девочек. В общении с девочками взрослые склонны к более доверительному разговору: они рассказывают истории, затрагивают эмоциональные темы и называют предметы. С мальчиками чаще предпочитают активные игры, акцентируя внимание на действиях: «поехали», «брось», «строй». Это не является чем-то негативным, однако формирует различную речевую среду. Подобные небольшие привычки в общении также оказывают воздействие на скорость развития речи.

Речевое развитие ребенка формируется под влиянием совокупности биологических, психологических и социальных факторов. При наличии позитивной языковой среды и отсутствии неврологических проблем мальчики нередко начинают говорить раньше девочек. Оксана Минеева

Оксана Минеева

7. Наследственная предрасположенность. Если у ближайших родственников, например отца, дяди или дедушки, в детстве наблюдалась задержка речевого развития, то вероятность столкнуться с подобной проблемой у ребенка возрастает. Это не предположение, а научно установленный факт: в исследовании Leonard & Hill более половины детей с речевыми нарушениями имели в семье похожий опыт.

Выявлены конкретные гены, имеющие отношение к речевым нарушениям, такие как FOXP2, ATP2C2 и CMIP. Эти гены не блокируют развитие речи, однако способны оказывать влияние на процессы обработки звуков мозгом, запоминания лексики и построения предложений.

То, что отец начал говорить в четыре года, не гарантирует, что у ребенка будет аналогичный опыт. Однако это является сигналом к тому, чтобы внимательнее отслеживать развитие речи: необходимо наблюдать за нечленозвуковыми звуками, первыми словами и реакцией на обращенную речь. Если наблюдается положительная динамика — это хорошо. В противном случае, не стоит ждать, а стоит обратиться за консультацией к специалисту. Раннее начало поддержки увеличивает вероятность того, что ребенок догонит своих ровесников.

Оксана Минеева

Среди так называемых «поздно заговоривших» мальчиков в 2,5–3 раза больше, чем девочек. Несмотря на то, что большинство детей догоняют своих ровесников к пяти годам, у некоторых позже обнаруживается речевая задержка. Это подразумевает, что развитие протекает без очевидных факторов, но с постоянным отклонением от общепринятых стандартов.

Расстройства речи наблюдаются примерно в равной степени как у девочек, так и у мальчиков, однако логопедическую помощь получают преимущественно мальчики. Это связано с тем, что у них симптомы проявляются более ярко и легче поддаются обнаружению.

В каком возрасте дети начинают говорить, и какой словарный запас считается нормой для одного, двух и трех лет

Речевые навыки формируются постепенно, и они служат скорее ориентиром, чем строгим ограничением. Не существует установленных сроков, когда дети начинают произносить слово «мама» или когда ребенок должен овладеть алфавитом. Наиболее важным является не конкретный возраст, а прогресс: увеличивается ли словарный запас, развивается ли речь и применяется ли она в повседневной жизни.

Возраст

Сколько слов говорит

В 1 год

Обычно дети начинают использовать от пяти до десяти осознанных слов. Помимо слов «мама» и «папа», это могут быть звукоподражания, такие как «ав» (собака), «би-би» (машина) или «ням». Важно, чтобы слово употреблялось регулярно и ассоциировалось с определенным предметом или действием. К примеру, если ребенок каждый раз говорит «ав», увидев собаку — это слово в его словаре

В 1,5 года

Уровень словарного запаса расширяется и достигает 20–30 слов. Речь всё ещё носит односложную форму, однако становится более активной: малыш называет окружающие предметы, выражает просьбы, указывает на что-либо и отвечает на обращения взрослых

В 2 года

Как правило, в этом возрасте дети используют от 50 до 300 слов. Появляются элементарные двусложные фразы, такие как «мама иди», «дай мячик», «хочу сок». Кроме того, становится заметной интонация: ребенок начинает «задавать» вопросы или выражать свои чувства с помощью речи

В 3 года

Лексический запас увеличивается и превышает тысячу слов. Начинают формироваться развернутые фразы и предложения, состоящие из трех-пяти слов, например: «Я гулял с бабушкой», «Кошка спит на диване». Ребёнок начинает задавать вопросы, делиться информацией о событиях, высказывать свои замечания. Он все активнее применяет речь в процессе коммуникации, в играх и в повседневной жизни

При анализе необходимо обращать внимание не только на объем используемых ребенком слов, но и на цели его высказываний: чтобы попросить, поделиться информацией, продемонстрировать что-либо или выразить чувства. Важно также учитывать контекст речи. Чем больше ребенок слышит живую речь, тем быстрее и эффективнее он ее осваивает.

Оксана Минеева

Как распознать признаки речевого развития у ребенка

Бывает, что развитие речи идет с задержкой, и это может быть допустимым отклонением. Однако существуют ситуации, когда подобная задержка является признаком серьезного нарушения. Обратите внимание на следующие признаки:

  1. Нет лепета после 9 месяцев. Отсутствие гуления, лепет и слоговые звуки, такие как «ба-ба» или «ма-ма», у ребенка могут свидетельствовать о проблемах со слухом или особенностях развития речевого аппарата.
  2. Молчание после 18 месяцев. Если к полутора годам ребенок не произносит ни одного понятного слова и не проявляет инициативы в общении, рекомендуется консультация со специалистом. Это особенно важно, если отсутствуют даже жесты, мимика или звуки.
  3. Отсутствие понимания речи. Когда ребенок не реагирует на свое имя, игнорирует просьбы вроде «подай мяч» или не следует простым указаниям, это может вызывать беспокойство. Понимание – важная составляющая речи, а не только умение говорить.
  4. Нет указательного жеста. Отсутствие указания на предметы пальцем, нежелание поддерживать зрительный контакт и отсутствие попыток привлечь внимание могут свидетельствовать о проблемах в развитии коммуникативных навыков.
  5. Нет подражания. Отсутствие повторения звуков, мимики и действий взрослого, а также отсутствие попыток присоединиться к разговору, может свидетельствовать о проблемах в речевом развитии или общем развитии ребенка.
  6. Слова не появляются или не прибавляются. Если объем используемых слов не увеличивается, лексика остается на одном уровне или слова быстро забываются, это должно вызвать опасения.
  7. Агрессия или истерики вместо слов. Когда ребенок регулярно кричит, проявляет агрессию или плачет, стремясь получить желаемое, и при этом не использует вербальные или невербальные способы коммуникации, это может указывать на трудности с самовыражением.
При обнаружении подобных признаков не стоит затягивать и надеяться на самокоррекцию. Рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к специалисту, например, логопеду, неврологу или сурдологу. Задержка в развитии речи может быть вызвана проблемами со слухом, особенностями нервной системы или недостатком речевой практики.

Оксана Минеева

Развитие речи у детей происходит индивидуально, и гендерные различия в этом процессе действительно наблюдаются. Девочки, как правило, начинают говорить раньше, поскольку их речевые центры созревают быстрее, они более склонны к установлению контакта и используют невербальные средства общения, такие как мимика и жесты. Мальчики, согласно статистическим данным, начинают говорить позже — доля мальчиков среди детей с задержкой речи в 2,5–3 раза превышает аналогичный показатель для девочек. Это обусловлено биологическими особенностями, поведенческими факторами и даже наследственностью.

На формирование речи влияет не только пол. Гораздо большее значение имеет то, как развивается: осваивает ли ребенок новые слова, как он воспринимает обращенную к нему речь, стремится ли к общению. Важно не проводить сравнения, а внимательно наблюдать и своевременно оказывать поддержку.