
Какой порядок не сложен, но в руках беспринципных всегда найдутся способы для того, чтобы действовать по своему хотению, с ловкостью.
И.А. Крылов.
В мирное время человек может сталкиваться с не менее жестокими примерами морального произвола: осуждение невиновных, расхищение имущества, расточительство государственных средств. Рычаги управления государством уже не могут дотянуться до прогнившего дна, погрязшего в коррупции на протяжении длительного времени. Оправданием для правительства могут служить только ссылки на историю — дескать, воровали у нас всегда. Ну да и о знаменитом диалоге между князем Горчаковым и Карамзиным никто не забывал.
Князь Горчаков спрашивает: «А как обстоят дела в России?»
Карамзин: «Как обычно… Воруют-с…»
«Воруют-с» стало афоризмом и звучит в речи многих общественных деятелей. Слушая о многовековой истории коррупции в России с трибун первых лиц государства, трудно поверить в возможность её искоренения. Многие русские классики размышляли о проблеме коррупции в своих произведениях, высмеивая пороки госслужащих и их отношение к взяточничеству, мошенничеству, вымогательству, произволу.
Русский коррупционный быт бессмертно запечатлели в своих произведениях русские писатели: Чехов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Лажечников, Сухово-Кобылин и другие.
Пьесы А.Н. Островского поднимают вопрос о злоупотреблениях в государственных учреждениях. В «Доходном месте» показан Жданов, герой слабого характера, преследуемый нуждами, обстоятельствами, невежеством родных и окружающей моралью.
В. Маяковский, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, М. Булгаков и другие создали яркие образы «переродившихся» советских служащих. Имя героя книги «Золотой теленок» Корейко, скромного сотрудника нетипичного учреждения и одновременно тайного миллионера, заработавшего состояние на незаконных операциях, до сих пор используется как обобщённое название.
Тема обмана видна в повести Николая Гоголя «Мертвые души».
В таможне Чичиков построил прекрасную карьеру: всё терпеливо переносил, и наконец перешел в эту службу. Нужно сказать, что служба эта давно была тайным предметом его мечтаний. Он видел, какими заграничными вещами снаряжались таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали родственницам. Не раз уже он говорил с вздохом: «Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими голландскими рубашками можно обзавестись».
В течение непродолжительного времени контрабандистам от него не было пощады. Он являлся грозным и источником отчаяния для всего польского еврейства. Непоколебимая честность и неприступность были его отличительными чертами, казавшимися почти неестественными. Даже из конфискованных товаров и отобранных вещей, не поступающих в казну для избегания лишней переписки, он не создал себе небольшого капитала.
Тогда возникла мощная организация контрабандистов, организованная в точном соответствии с правилами; смелое предприятие обещало миллионные прибыли. У него давно была информация о ней и даже отказался он от предложения взятки, сказав коротко: „Еще не время“.
Заполучив всё под свою власть, тотчас же объявил обществу: «Теперь пора». Рассчет оказался точным. В течение года он добился того, чего не смог бы достичь за двадцать лет усердной службы. Раньше не хотел связываться с ними, так как был всего лишь пешкой и едва мог бы получить что-нибудь; но теперь… теперь всё по-другому: мог предложить любые условия…
Внешняя опрятность Чичикова и хорошие манеры резко противостоят внутренней грязи и нечистоплотности этого героя, дополняя образ «подлеца», «приобретателя» и «хищника», готового использовать все для достижения главной цели — наживы.
Гоголь и Островский сходятся во мнении о коррупции: она безобидна и даже полезна. В романе «Гроза» Кулигин, мещанин, говорит об этом в своем монологе. Город населен мещанством, чиновниками и купцами. Мещанство — это грубость и нагольная бедность. Кулигин, тоже мещанин, объясняет причину бедноты: «честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба». Он понимает: «у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
Кулигин рассказывает о городничем Савеле Прокофьиче Диком, дядюшке Бориса. Дикой обманывает мужиков: недодает им копейки.
Его позиция проста: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!»
Выгода заставляет Дикого, как и купца Калинова, обманывать, обсчитывать, недовешивать. Слова «честь» и «совесть» — не часть лексикона купеческого сословия.
Кулигин с горечью высказывает мысль о том, что купцы не ладят друг с другом: «Торговлю другу друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга». И в этой вражде необразованные, неграмотные купцы прибегают к помощи местных продажных чиновников: «залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».
За распри прижимистые купцы тратят деньги: «Потрачусь, — говорит, — пусть хоть в копейку станет». Даже Кулигин признается, что нравы города Калинова хотел отобразить стихами.
В монологе Кулигина показана сатирическая картина жизни и нравов калиновцев. Мир купечества, основанный на власти денег, зависти и стремлении причинить вред конкурентам, критик А. Н. Добролюбов назвал «тёмным царством».
Ещё одно произведение Гоголя высмеивает пороки нечестных чиновников — комедия «Ревизор». Если отмечать кого-то из людей, не считающих взятку чем-то далеким от абсолютного благородства, то первым в списке будет городничий. Он центральная фигура в городе и самая значительная среди остальных чиновников. Вся жизнь города крутится вокруг него. Что же представляет собой городничий? Неглуп: он более трезво, чем все остальные, судит о причинах приезда к ним ревизора. С подчиненными он груб, несдержан, деспотичен. «Что, самоварники, аршинники…» — так обращается городничий к чиновникам низшего ранга. С начальством он ведёт себя совсем по-другому. С ним он почтителен, заискивающе предупредителен и предельно вежлив. У городничего своя философская позиция, которой подчинены жизненные принципы. Цель жизни — дослужиться до генерала. Этим и объясняется его отношение и к подчиненным, и к начальству. В этом он соответствует всему бюрократическому аппарату своей эпохи, где лицемерие, ложь, взяточничество стали нормой жизни.
Городничий принимает взятки, не считая это постыдным или неправильным. Он верит, что каждый человек совершает ошибки и что грехи предопределены Богом. Чтобы удержаться на должности и продвинуться по службе, необходимо представлять просчёты начальству в выгодном для него свете, а самому извлекать выгоду.
Городничий поступает так же и с церковью: он переводит средства на строительство себе в карман, а начальству докладывает о пожаре.
За взятку городничий готов освободить человека от рекрутчины или устроить ему два именины за год. Цель его действий — обогащение.
Хлестаков, притворяясь ревизором, с удовольствием принял взятку. По сути, Хлестаков — обыкновенный чиновник из Петербурга, его взгляды и принципы ничем не отличаются от взглядов его коллег-провинциальных служащих. Он «несколько простоват и, как говорят, без царя в голове», но умеет казаться умным, хитёр и нахален — это типичный представитель чиновничества эпохи Николая I.
В комедии Гоголя представлены обобщенные образы российской чиновничества 30-х годов XIX века. Взяточничество, казнокрадство, доносы являлись нормой жизни. Белинский назвал чиновничество «корпорацией разных служебных воров и грабителей».
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина продолжает традиции русских сатириков. В «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает чиновников, помещиков и либеральную интеллигенцию. Показывая беспомощность чиновников, тунеядство помещиков и трудолюбие русского мужика, Салтыков-Щедрин в сказках выражает идею о бесправии мужика, забитом правящими сословиями.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин демонстрирует полную бессилие двух генералов, оказавшихся на безлюдном острове. Несмотря на изобилие дичи, рыбы и плодов, им чуть не пришлось умереть от голода.
Работники регистратуры, всю жизнь проведшие там, ничего не понимали кроме фразы «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Генералы же не умели ничем заниматься и искренне верили, что булки растут на деревьях. Вдруг им пришла мысль: нужно найти мужчину! Ведь он обязательно где-то спрятался. И мужчина нашелся. Он накормил генералов и по их приказу послушно сплел веревку, которой те привязали его к дереву, чтобы не убежал.
Великий русский классик А. П. Чехов продолжает тему чинопочитания в рассказе «Смерть чиновника». В нем мелкий чиновник Червяков, фамилия которого говорит сама за себя, подчеркивая приниженность исполнителя обязанностей, находясь в униженном положении, не стремится выйти из него и даже провозглашает рабское поведение.
В произведении «Дубровский» А.С. Пушкин представил образ Троекурова – человека, чьи моральные принципы позволяют принимать взятки и верить в собственную безнаказанность. Он избалованный и распущенный человек, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи обеспечивают ему вольготную жизнь. Троекуров проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, например травля зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия.
Несмотря на это, Троекуров не злодей по своей природе. Долгое время дружил с отцом Дубровского. Поссорившись с ним на псарне, мстит другу всей силой своего самодурства. С помощью взяток отсудил у Дубровских имение, доведя бывшего друга до безумия и смерти. Но самодур чувствует, что перегнул палку. Немедленно после суда едет мириться с другом, но опаздывает: отец Дубровский при смерти, а сын прогоняет его.
А.С. Пушкин провел параллели между чиновничеством и российским дворянством, чьи хозяйственные методы также вызывает сомнение. Образом Троекурова он хотел показать, что беда не в самом помещике, а в социальном устройстве русской жизни (крепостное право, всесилие дворян). Оно внушает непосвещенному дворянину веру в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»). Даже любовь к детям искажается в Троекурове до предела. Он обожает Машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика.
Книги, поднимающие темы коррупции, можно найти и за рубежом. Среди таких произведений — «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, «Венецианский купец» и «Мера за меру» У. Шекспира, а также «Божественная комедия» А. Данте. Давным-давно, семь веков назад, Данте поместил коррупционеров в самые темные и глубокие круги ада.
Стоит выделить произведения, созданные по реальным историям и фактам, например: «Враги общества» Брайана Барроу и «Список Шиндлера» Томаса Кенелли. В первом коррупция служит инструментом управления полицией гангстерскими группировками, которые регулярно производили соответствующие «пожертвования». Во втором взятки и подарки высшим чиновникам нацистской Германии давались Шиндлером для спасения небольшой еврейской общины, размещавшейся у него на заводе.
Поступки государственных служащих подверглись критике как поэтов, так и авторов басен. В начале XIX века Иван Андреевич Крылов написал басню «Лиса и сурок» на эту тему.
» куда же спешишь так быстро, тетушка?»
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Пословица «Рыльце в пуху» из этой басни превратилась в поучительное выражение, которое иронично используют для описания деяний коррумпированных госслужащих.
В баснях Крылова ярко выражена критическая острота и масштабность социальных проблем. Так, в басне «Вороненок» (1811 года) персонаж видит, как Орел похищает ягненка из стада.
«Взманило» это Вороненка,
Он думал так: «Брать — значит брать».
А то и когти что марать!
Бывают и Орлы, как видно, плоховаты».
Вороненок, решивший унести барана, обречён на печальный конец: дерзкий и низкий птенец вздумал подражать Орлу и даже перещеголять его в краже. Басня переворачивает разрешение конфликта в чисто социальную плоскость: «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют».
Коррумпированное руководство, о чём пишет поэт двадцатого века Владимир Маяковский в произведении «Взяточники», .
«…везде
у него
по лазутчику.
Он знает,
кому подставить ножку
и где
иметь заручку.
Каждый на месте:
невеста —
в тресте,
кум —
в Гум,
брат —
в наркомат….
Он специалист,
но особого рода:
он
в слове
мистику стер.
Он понял буквально
„братство народов“
как счастье братьев,
теть
и сестер.
Он думает:
как сократить ему штаты?
У Кэт
не глаза, а угли…
А может быть,
место
оставить для Наты?
У Наты формы округлей.
Яркий стиль поэзии Маяковского, заметный и в других его работах, приобретает особый ироничный оттенок при обличении взяточников, когда речь идет о пороках чиновников. Следующее произведение поэта продолжает эту тему и посвящено последствиям коррупции — взяткам: «Внимательное отношение к взяточникам».
«Прихожу и выплакиваю все мои просьбы,
приникши щекою к светлому кителю.
Думает чиновник: „Эх, удалось бы!
Этак на двести птичку вытелю“.
Сколько раз под сень чинов ник,
приносил обиды им.
Эх, удалось бы, — думает чиновник, —
этак на триста бабочку выдоим».
Я знаю, надо и двести и триста вам —
возьмут, все равно, не те, так эти;
и руганью ни одного не обижу пристава:
может быть, у пристава дети…»
«Берите, милые, берите, чего там!
Вы наши отцы, а мы ваши дети.
От холода не попадая зубом на зуб,
станем голые под голые небеса.
Берите, милые! Но только сразу,
Чтобы больше никогда об этом не писать.
В предреволюционные годы Маяковский отвергает буржуазный мир. Сатирическими стихами дореволюционного периода стали его знаменитые «Гимны»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду»… В названиях многих гимнов заложено комическое несоответствие, ведь гимн — это торжественная песнь, посвящать которую в честь обеда или взятки просто смешно. В «Гимне судье» Маяковский, чтобы избежать гонений цензуры, переносит место действия в страну Перу, хотя критикует, конечно, судебных чиновников России. В Перу страну захватили бесчувственные «унылые» судьи с «глазами, строгими, как пост». Ненавидя все живое, они наложили запреты: на птиц, танцы и перуанок.
кругом обложили статьями.
Глаза у судьи — пара жестянок
мерцает в помойной яме.
Судьи сами не способны радоваться жизни и запрещают это другим, стремятся всё упорядочить, сделать серым и скучным. Под их взглядом оранжево-синий павлиний хвост тускнеет. Народ под властью злобных судей изображён в образе каторжан. Освободить заключённых можно только избавившись от судей, которые «мешают и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу». Такова мораль басни.
Многие современные поэты писали сатирические посвящения взятке.
О взятке
Взятку надо уважать,
Взятку надо узаконить,
Никого не обижать,
Надо всех нам успокоить.Ведь дает, кто имеет,
кто не имеет, не дает,
Берет тот, кто власть имеет,
Кто не имеет, не дает.С взяткой нужно нам смириться,
и не нужно все вскрывать,
На мораль же не ссылаться,
Тихо, мирно могут брать.Ведь у неимущих не убудет:
Им же нечего терять,
И давать они не будут:
Им же нечего даватьМогут лишь о том мечтать,
Когда все богаты будут
Взятки будут всем давать
Стихотворение Валерия Символокова критикует коррупцию и призывает помнить о чести.
Коррупция во власти — стяжательство и мзда.
Коррупция во власти — продажная среда.
Коррупция во власти — преступная орда.
Берегите честь!
Берегите честь!!
Берегите честь!!! Господа.
Проанализировав все произведения, можно проследить историю эволюции коррупции в обществе: от мелких взяток до крупных махинаций, а также историю отношения к ней. Авторы высмеивали пороки мелких чиновников, обвиняя их в малодушии и притворстве перед начальством, и ужасались чудовищности морального падения крупных махинаторов, ставящих деньги превыше личностных ценностей. Многие литературные герои открыто обличают коррупционеров.
С коррупцией можно бороться, пересмотрев моральные ценности общества. После прочтения произведений становится очевидно, что источником проблем является не только произвол чиновников, но и нравственное состояние граждан, которые дарят взятки. Обвиняя чиновничество, люди забывают, что сами являются катализатором общественных процессов, как положительных, так и отрицательных. Решить проблему можно, объединившись, как утверждал Л.Н. Толстой.
Коррупция превратилась в одну из главных проблем для общества. Постоянно в новостях обсуждают её проявления — коррупцию и взяточничество. Это негативное явление проникло во все сферы общественной жизни.
В нашей стране почти каждый человек испытал влияние этого явления. Не следует думать, что борьба с коррупцией и взяточничеством происходит где-то вдали от нас. Общество – это мы. Давайте поможем правительству, предложив меры противодействия взяточничеству.