Фото: img.freepik.com

Начало частной практики логопеда ставит перед ним вопрос о формате занятий: группа или индивидуально. Преимущества и недостатки каждого варианта рассмотрим далее.

Формы проведения занятий у логопеда

Логопедическую работу ведут по двум схемам.

Групповые. Детей с подобными трудностями в речи учат по единому плану, выполняя одни и те же задания одновременно. Такой подход благоприятен для детей с общим недоразвитием речи, поскольку структура занятий и их цели одинаковы для всех. В занятиях применяют совместные игры, ролевое представление логопедических сказок и логоритмику.

Малышам до 3-4 лет нравятся групповые занятия, потому что им легко участвовать в играх вместе и повторять упражнения за сверстниками.

Занятия в группе полезны также для детей с заиканием, поскольку им необходимо тренировать не только произношение, но и умение общаться.

ИндивидуальныеЛогопед работает индивидуально с каждым ребенком, корректируя речевое нарушение по разработанной для него программе.

Детям с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дислалия, дизартрия, ринолалия, необходимы индивидуальные занятия. Для коррекции таких нарушений применяют специфические методики, не применимые в групповых занятиях, например, логопедический массаж.

Плюсы и минусы личных и коллективных тренировок

Для определения подходящего типа логопедической тренировки следует проанализировать достоинства и недостатки каждой из них.

Формы логопедической работы

Преимущества

Недостатки

Индивидуальные

  • Для каждого ребёнка можно подобрать подходящий метод и подход, а также создать персональную программу коррекции.
  • Удобнее отслеживать прогресс ребенка.
  • Это занятие обладает гибкостью и позволяет внести коррективы в процессе обучения.
  • Можно быстрее получить результаты.
  • Внимание уделяется одному человеку.
  • Работа сольно требует меньше энергии, чем работа в команде.
  • Ребенок меньше боится совершить ошибку или быть предметом насмешек.
  • Сохраняется дисциплина на занятии.
  • Можно проводить в маленьком кабинете.
  • Стоимость одного часа работы дешевле, чем на занятиях с группой.
  • Расписание становится более обширным из-за необходимости принять за день нескольких детей.
  • Сложно составить расписание занятий, чтобы удовлетворить потребности всех детей и подобрать удобное для каждого время.

Групповые

  • За занятие можно получить большую оплату, чем при индивидуальном труде.
  • Легче составить график занятий и согласовать всё с заинтересованными лицами.
  • Занятия интереснее для детей, когда они повторяют действия друг за другом.
  • Речь можно исправлять и коммуникативные навыки совершенствовать, а также умение работать вместе.
  • Составление группы — непростая задача, так как требуется найти детей с одинаковыми отклонениями.
  • Невозможно всегда оказывать каждому участнику полноценное внимание.
  • Необходимо учитывать способности и скорость развития каждого малыша.
  • Возникают конфликты между детьми.
  • Наиболее частые решения принимаются с учетом большинства детей, остальные же, кто нуждается в большей поддержке или желает ускорить темп, опираются на общий ход работы.
  • Прогресс отслеживается у всей группы, а не каждого ребёнка отдельно.
  • Необходим кабинет с более большой площадью, чем для самостоятельной работы.

Логопед может одновременно помогать нескольким детям на групповых занятиях, экономя рабочее время. Индивидуальные занятия дают возможность репетитору сосредоточиться на одном клиенте и решить сложные задачи.

Особенности организации индивидуальных занятий

Программа индивидуальной работы разрабатывается после логопедической диагностики. Логопед изучает особенности речевого и психического развития ребенка, определяет цели и задачи коррекции, а также составляют план занятий.

В каждом занятии специалист применяет набор методик и материалов, подобранных индивидуально. Логопед в ходе работы обращает внимание на интересы и способности каждого ребёнка, подбирая соответствующие игры и упражнения.

Проводит индивидуальные занятия два или три раза в неделю на 15-30 минут, исходя из возраста ребёнка и характера нарушений речи.

Логопед разрабатывает план домашних занятий, предоставляет советы родителям и следит за их выполнением.

Особенности организации групповых занятий

Логопед проводит диагностику каждого ребенка для формирования группы на занятие, определяет уровень развития и характеристики речевых нарушений, составляя план коррекции. Специалист разрабатывает единую программу исправления речевых нарушений всех детей, учитывая при этом интересы и особенности каждого.

Необходимо предусмотреть и организовать комфортную, безопасную обстановку для занятий в кабинете, чтобы дети не причинили вреда себе или другим во время активной игры или спора.

Логопед собирает детей с одинаковыми нарушениями речи, уровнем развития и возрастом в одну группу.
Специалист разрабатывает удобное расписание для каждого участника, договаривается с родителями о графике занятий, создает общий чат в мессенджере. Стоит заранее обсудить правила посещения группы, подчеркнуть важность регулярных занятий, а также, как отрабатывать пропуски по уважительным причинам.

Логопед может проводить подгрупповые занятия для детей в рамках групповой работы. Двое или трое детей составляют подгруппу и выполняют задание вместе. Такой формат полезен, когда в группе дети имеют разный темп работы, уровень развития и подготовку.

Как повысить эффективность групповых занятий

Необходимые правила для продуктивных занятий в группе.

  1. Обеспечить комфортные условия для пребывания детей. В классе обустраивают зоны для отдыха, занятий и игр, устанавливают мягкое освещение и использую приятные на ощупь материалы. Необходимо пояснить детям местоположение туалета и места с водой.
  2. Храните пособия, игры и дидактический материал в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать детей во время занятий. Возьмите на занятие только необходимые материалы.
  3. Ввести специальные обряды на каждом занятии: песенку для приветствия и определённый сигнал перед выполнением задания.
  4. С детьми придумайте «кодовые слова», чтобы утихомирить группу, прекратить конфликт, переключить детей на задание.
  5. Внедрить систему поощрений и геймификацию: наградить детей наклейками за каждую завершенную задачу, отметить прогресс в логопедическом альбоме или использовать игрушечную печать. Так получится сформировать атмосферу соперничества между малышами.
  6. Разработать задания для детей, обладающих быстрой скоростью выполнения работ. В то время как одна группа продолжает выполнять упражнение, те, кто завершили его раньше, могут играть в развивающую игру или заниматься более сложной задачей.
  7. Внедрите в занятия игры и упражнения, развивающие коммуникацию и умение работать в команде, поместив детей в общую игровую проблемную ситуацию.

Правила способствуют поддержанию порядка во время занятия, привлечению внимания нескольких детей одновременно и формированию благоприятной атмосферы в группе.

Как избежать конфликтов в групповых занятиях

Конфликты и непонимание возникают в группе из-за отсутствия четких границ. На первой встрече нужно определить правила работы группы, обсудив их с детьми и родителями.

Перед уроками обсуждают, как разрешать разногласия в группе, как взаимодействовать между собой и поступать при непонимании. Правила можно записать в виде таблиц, карточек, плакатов. В начале каждой встречи с детьми перечитывают их вместе.

Конфликты могут возникнуть, когда ребёнок стремится привлечь к себе больше внимания логопеда посредством плохого поведения. Для предотвращения подобных ситуаций важно равномерно распределить внимание всех детей в процессе каждого занятия.

Формат организации частной практики для логопеда: точки зрения специалистов.

Вид логопедического занятия подбирают, исходя из…

  • цели и задач коррекции;
  • Стадии развития речи и разума ребёнка.
  • опыта и специализации логопеда;
  • технических и временных ресурсов специалиста;
  • возможностей и потребностей клиента.

В индивидуальном и групповом формате успешно решаются задачи речевого развития и общения. Логопед для каждого случая определяет индивидуальные характеристики ребенка и его потенциал.

Практикующие специалисты рекомендуют совмещать две формы логопедического вмешательства. Такой подход способствует исправлению разнообразных нарушений речи, обогащает спектр компетенций логопеда и увеличивает его профессионализм.

Привлечение учеников к персональным и коллективным тренировкам.

Подбор детей для различных видов деятельности ведется по разным стратегиям.

Для поиска частных клиентов нужно рекламировать услуги онлайн: продвигать компанию в социальных сетях, размещать статьи на специализированных площадках и форумах. Эффективным методом также является рекомендательная система.

Помогу ребенку с речью!

Речевые трудности? Помогу! 🚀 Логопед с опытом работы 👨‍🎓 поможет Вашему ребенку развить речь и преодолеть сложности 🗣️. Консультации онлайн/очно, индивидуальный подход ✨. Пишите в лс для записи! 📧

Для формирования групп на занятие рекомендуется взаимодействовать с дошкольными учреждениями, школами, центрами развития – местами с большим скоплением детей ежедневно. Можно также продвигать группу в социальных сетях или на специализированных площадках.

Описание профессии в социальной сети ВКонтакте.