
Начало частной практики логопеда ставит перед ним вопрос о формате занятий: группа или индивидуально. Преимущества и недостатки каждого варианта рассмотрим далее.
Формы проведения занятий у логопеда
Логопедическую работу ведут по двум схемам.
Групповые. Детей с подобными трудностями в речи учат по единому плану, выполняя одни и те же задания одновременно. Такой подход благоприятен для детей с общим недоразвитием речи, поскольку структура занятий и их цели одинаковы для всех. В занятиях применяют совместные игры, ролевое представление логопедических сказок и логоритмику.
Малышам до 3-4 лет нравятся групповые занятия, потому что им легко участвовать в играх вместе и повторять упражнения за сверстниками.
Занятия в группе полезны также для детей с заиканием, поскольку им необходимо тренировать не только произношение, но и умение общаться.
ИндивидуальныеЛогопед работает индивидуально с каждым ребенком, корректируя речевое нарушение по разработанной для него программе.
Детям с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дислалия, дизартрия, ринолалия, необходимы индивидуальные занятия. Для коррекции таких нарушений применяют специфические методики, не применимые в групповых занятиях, например, логопедический массаж.
Плюсы и минусы личных и коллективных тренировок
Для определения подходящего типа логопедической тренировки следует проанализировать достоинства и недостатки каждой из них.
Формы логопедической работы |
Преимущества |
Недостатки |
Индивидуальные |
|
|
Групповые |
|
|
Логопед может одновременно помогать нескольким детям на групповых занятиях, экономя рабочее время. Индивидуальные занятия дают возможность репетитору сосредоточиться на одном клиенте и решить сложные задачи.
Особенности организации индивидуальных занятий
Программа индивидуальной работы разрабатывается после логопедической диагностики. Логопед изучает особенности речевого и психического развития ребенка, определяет цели и задачи коррекции, а также составляют план занятий.
В каждом занятии специалист применяет набор методик и материалов, подобранных индивидуально. Логопед в ходе работы обращает внимание на интересы и способности каждого ребёнка, подбирая соответствующие игры и упражнения.
Проводит индивидуальные занятия два или три раза в неделю на 15-30 минут, исходя из возраста ребёнка и характера нарушений речи.
Логопед разрабатывает план домашних занятий, предоставляет советы родителям и следит за их выполнением.
Особенности организации групповых занятий
Логопед проводит диагностику каждого ребенка для формирования группы на занятие, определяет уровень развития и характеристики речевых нарушений, составляя план коррекции. Специалист разрабатывает единую программу исправления речевых нарушений всех детей, учитывая при этом интересы и особенности каждого.
Необходимо предусмотреть и организовать комфортную, безопасную обстановку для занятий в кабинете, чтобы дети не причинили вреда себе или другим во время активной игры или спора.
Логопед собирает детей с одинаковыми нарушениями речи, уровнем развития и возрастом в одну группу.
Специалист разрабатывает удобное расписание для каждого участника, договаривается с родителями о графике занятий, создает общий чат в мессенджере. Стоит заранее обсудить правила посещения группы, подчеркнуть важность регулярных занятий, а также, как отрабатывать пропуски по уважительным причинам.
Логопед может проводить подгрупповые занятия для детей в рамках групповой работы. Двое или трое детей составляют подгруппу и выполняют задание вместе. Такой формат полезен, когда в группе дети имеют разный темп работы, уровень развития и подготовку.
Как повысить эффективность групповых занятий
Необходимые правила для продуктивных занятий в группе.
- Обеспечить комфортные условия для пребывания детей. В классе обустраивают зоны для отдыха, занятий и игр, устанавливают мягкое освещение и использую приятные на ощупь материалы. Необходимо пояснить детям местоположение туалета и места с водой.
- Храните пособия, игры и дидактический материал в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать детей во время занятий. Возьмите на занятие только необходимые материалы.
- Ввести специальные обряды на каждом занятии: песенку для приветствия и определённый сигнал перед выполнением задания.
- С детьми придумайте «кодовые слова», чтобы утихомирить группу, прекратить конфликт, переключить детей на задание.
- Внедрить систему поощрений и геймификацию: наградить детей наклейками за каждую завершенную задачу, отметить прогресс в логопедическом альбоме или использовать игрушечную печать. Так получится сформировать атмосферу соперничества между малышами.
- Разработать задания для детей, обладающих быстрой скоростью выполнения работ. В то время как одна группа продолжает выполнять упражнение, те, кто завершили его раньше, могут играть в развивающую игру или заниматься более сложной задачей.
- Внедрите в занятия игры и упражнения, развивающие коммуникацию и умение работать в команде, поместив детей в общую игровую проблемную ситуацию.
Правила способствуют поддержанию порядка во время занятия, привлечению внимания нескольких детей одновременно и формированию благоприятной атмосферы в группе.
Как избежать конфликтов в групповых занятиях
Конфликты и непонимание возникают в группе из-за отсутствия четких границ. На первой встрече нужно определить правила работы группы, обсудив их с детьми и родителями.
Перед уроками обсуждают, как разрешать разногласия в группе, как взаимодействовать между собой и поступать при непонимании. Правила можно записать в виде таблиц, карточек, плакатов. В начале каждой встречи с детьми перечитывают их вместе.
Конфликты могут возникнуть, когда ребёнок стремится привлечь к себе больше внимания логопеда посредством плохого поведения. Для предотвращения подобных ситуаций важно равномерно распределить внимание всех детей в процессе каждого занятия.
Формат организации частной практики для логопеда: точки зрения специалистов.
Вид логопедического занятия подбирают, исходя из…
- цели и задач коррекции;
- Стадии развития речи и разума ребёнка.
- опыта и специализации логопеда;
- технических и временных ресурсов специалиста;
- возможностей и потребностей клиента.
В индивидуальном и групповом формате успешно решаются задачи речевого развития и общения. Логопед для каждого случая определяет индивидуальные характеристики ребенка и его потенциал.
Практикующие специалисты рекомендуют совмещать две формы логопедического вмешательства. Такой подход способствует исправлению разнообразных нарушений речи, обогащает спектр компетенций логопеда и увеличивает его профессионализм.
Привлечение учеников к персональным и коллективным тренировкам.
Подбор детей для различных видов деятельности ведется по разным стратегиям.
Для поиска частных клиентов нужно рекламировать услуги онлайн: продвигать компанию в социальных сетях, размещать статьи на специализированных площадках и форумах. Эффективным методом также является рекомендательная система.
Помогу ребенку с речью!
Речевые трудности? Помогу! 🚀 Логопед с опытом работы 👨🎓 поможет Вашему ребенку развить речь и преодолеть сложности 🗣️. Консультации онлайн/очно, индивидуальный подход ✨. Пишите в лс для записи! 📧
Для формирования групп на занятие рекомендуется взаимодействовать с дошкольными учреждениями, школами, центрами развития – местами с большим скоплением детей ежедневно. Можно также продвигать группу в социальных сетях или на специализированных площадках.
Описание профессии в социальной сети ВКонтакте.