Фото: img.freepik.com

Обучение чтению традиционно проходит через знакомство с буквами, их объединение в слоги и, наконец, в слова. Педагог Николай Зайцев предлагает иной метод: вместо букв — слоги, а вместо азбуки — кубики. Этим подходом интересуются многие, желающие узнать о его эффективности, преимуществах и недостатках.

Суть методики Зайцева

Методика раннего развития учит читать с помощью слогов — сочетаний из одного или двух звуков.

  • сочетание согласного звука с гласным — «на», «лу», «гу»;
  • В отдельности гласный звук может быть словом «о-ля».
  • отдельный согласный в закрытом слоге — «ша-р»;
  • Согласная буква с мягкой или твердой парой — «медь».

Склады предпочтительнее отдельных букв для обучения детей чтению.

Методика кубиков Зайцева не носит новизны. Похожий метод использовал Лев Толстой, обучая крестьянских детей в Яснополянской школе. Об этом методе он писал в своих обучающих материалах — «Азбуке» и «Новой азбуке». Николай Зайцев доработал процесс и представил его в игровой форме.

Как устроены кубики

Набор включает 61 картонный кубик с разными складываниями на гранях. Каждый кубик уникален по цвету, размеру, весу и звуку. Дети ощущают их руками, вращают и качают. Это активирует слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

Многоканальная стимуляция воздействует на разные области головного мозга. Это укрепляет связи между когнитивными функциями, и ребенок эффективнее усваивает и запоминает информацию.

Цвет. Золотые кубики имеют гласные, железные — твердые согласные, а деревянные — мягкие звуки. Для изучения пунктуации на белых кубиках зелёным цветом изображены знаки препинания.

Размер. На крупных кубиках обозначены главные, частые в речи слоги, например, «ма» или «па». На мелких — редкие слоги и сложные для произнесения звуки: «ть» или «шь».

Различия в размерах кубиков облегчают их распознавание тактильно. Крупные кубики лучше видны, что упрощает запоминание основных складываний.
Меньшие требуют большей сосредоточенности, поэтому и сложных складываний ребенок уделит достаточное внимание.

В наборе двойные кубики с комбинациями звуков, например «моло» или «при». С их помощью дети составляют сложные слова из нескольких звуков.

Наполнение. В набор входят два наполнителя для кубиков: деревянные палочки и металлические крышки.
Эти предметы помогают детям запомнить, какие звуки соответствуют определённым складным, а также усилить ассоциацию между звуком и буквой.

Кубики с металлическими наполнителями тяжелее и при встряхивании издают громкие, четкие звуки. Их применяют для обозначения твердых звуков или распространенных слогов. Кубики из дерева легче и производят более тихий звук, поэтому с ними проще запоминать мягкие согласные.

В комплект также входят карточки со складами и пособия для родителей и педагогов. Аудиозаписи с пропеванием комбинаций складов под аккомпанемент баяна и балалайки доступны по QR-коду.

На таблицах Зайцева склады для чтения распределены по категориям: гласные звуки в одной группе, согласные — в другой. Внутри группы мягкие согласные находятся отдельно от твердых.

Звуки в комбинациях выстроены от простых к сложным, помогая детям постепенно усложнять задания. Часто встречающиеся слоги, такие как «МА», «ПА», «ТА», размещены сверху – ребенок замечает их чаще и запоминает легче.

С какого возраста возможно обучение по методике Николая Зайцева?

Система предназначена для детей в возрасте от двух лет. Занятия проходят дважды в неделю и длится 30—60 минут.

Вот как их распределяют в зависимости от возраста:

  • Дети в возрасте от двух до четырех лет изучают базовые слоги и слова, применяя крупные кубики и иллюстративные таблицы. Обычно чтение начинается спустя 6-9 месяцев систематических занятий.
  • Дети с четырёх лет успешно применяют все элементы методики, самостоятельно произносят и поют слоги. чтение по кубикам Зайцева даёт результаты уже через пять—десять занятий, при условии регулярного обучения.
  • С шести лет дети осваивают более сложные слоги и комбинации букв. Некоторым удаётся начать читать уже после четырёх-шести занятий.

Методика обучения чтению дошкольников применима и к иностранцам, обучающимся русскому языку. Уже после первого занятия участники начинают строить слова из кубиков и быстро переходят к чтению.

Развивающие занятия с малышами: упражнения и игры с кубиками Зайцева.

Метод Зайцева доступен всем. Воспитатели и родители могут заниматься с помощью этой методики. Совместная работа окажет наибольший эффект.

Воспитатели проводят регулярные занятия в классе, подстраивая методику под каждого ребёнка для лучшего усвоения материала. Занятия в группе способствуют развитию социальных навыков у детей.

В обоих ситуациях последовательность действий идентична.

Шаг 1. На стене разместите таблицы Зайцева для чтения на высоте около 170 см от пола. Тогда дети будут работать стоя, с приподнятой головой, чтобы осанка оставалась правильной.

Шаг 2. Под столами поставьте полки в три ряда, чтобы дети составляли слова из кубиков.

Шаг 3. Создайте указатель: с его помощью дети будут демонстрировать необходимые элементы на стене. Николай Зайцев полагает, что перемещение указателем по клеткам таблиц активирует «память тела»: помогает лучше запоминать расположение нужных букв — сверху, снизу или посередине.

Указка должна быть длиной от 1,5 метра. Так ребёнок увидит всё игровое поле и укажет на нужную комбинацию, не приближаясь слишком близко.

Шаг 4. Представьте детям кубики. Показываем, как их держать и крутить. Объяснить, что на каждом кубике указаны суммы – назвать или спеть их вслух. С сопровождением мелодии комбинации запомнить проще.

Шаг 5. Начало занятия. Для разных возрастов есть обучающие игры с кубиками Зайцева — все варианты в методичке. Например, для детей двух или трех лет автор предлагает игру «Поезд». Поставьте на полку куклу — это локомотив паровоза, к которому нужно добавлять вагоны. Когда поезд «везет» букву А, задача ребенка — найти все слоги с этой буквой и поставить за игрушкой.

Автор методики советует школьникам создавать как можно больше слов из кубиков в течение заданного времени, а после этого придумывать к ним рифмы.

Преимущества и недостатки методики

Методика Зайцева, подобно любому образовательному инструменту, обладает как достоинствами, так и недостатками.

Главное о методике

  1. По методике Зайцева учат чтению через слоги, которые ближе к естественному произношению слов и легче запоминаются ребёнком.
  2. Кубики отличаются цветом, размером, массой, издавая разнообразные звуки. С их помощью дети воспринимают информацию по нескольким сенсорным каналам одновременно.
  3. Методика развивает у детей самостоятельность: дети самостоятельно выбирают и демонстрируют нужные элементы на табличках, собирают слова из кубиков.