
В кабинете дефектолог работает с детьми, требующими дополнительной помощи. Специалист организует для учеников занятия по логопедии, упражнения для развития слуха и уроки по тренировке логического мышления. АкадемСити Определили, что требуется для кабинета дефектолога, чтобы соответствовать нормам и быть эффективным.
Требования к кабинету дефектолога по САНПИН
В кабинете дефектолога необходимо сочетание естественного света, например, от окон, и искусственного. Дети с проблемами зрения нуждаются в комбинированном освещении. Рекомендуется избегать прямого света, а лампы выбирать с функцией регулировки яркости.
Регулярно проветривайте комнату, особенно когда нет детей. Закончите проветривание за тридцать минут до прихода учеников. Важна и частая влажная уборка.
При подготовке помещения к занятиям специалисту следует следовать указанным нормативно-правовым актам.
- СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает гигиенические нормативы и требования к безопасности для человека от факторов среды обитания. В нем прописаны, например, требования к школьным кабинетам, сложности учебных занятий, продолжительности учебной нагрузки и использованию детьми электронных устройств.
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» устанавливает нормы питания детей разных возрастов и правила эксплуатации кулеров с водой и питьевых фонтанчиков. Персонал учреждения обязан ежедневно проводить очистку источников воды.
- «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» — так называется СанПиН 3.3686-21. В нём установлены правила профилактики заболеваний, например, дезинфекции помещений при острой кишечной инфекции у детей или взрослых.
Рядом с кабинетом логопеда целесообразно разместить умывальник для того, чтобы дети могли помыться и вымыть руки после игр.
Перечень основного оборудования кабинета дефектолога.
Комната дефектолога должна быть удобной и практичной для создания комфортного окружения для детей и эффективного проведения занятий.
Для достижения наилучших результатов кабинет логопеда должен быть оснащён разными предметами.
Тип оборудования |
Предметы |
Мебель |
Столе для занятий, зеркало для артикуляционной гимнастики, стулья, полки для дидактических материалов, а также мольберт и интерактивный стол. |
Дидактические материалы |
Контейнеры для сыпучих материалов, геометрические формы, счётные палочки, малые объекты для подсчёта, комплекты чисел, детская литература и рисунки, изображающие времена года и часы суток. |
Методические материалы |
Картотека с упражнениями по гимнастике (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая), корректирующие материалы для звуков, карточки для гимнастики и альбомы по развитию речи. |
Диагностические материалы |
Карты обследования, результаты мониторинга |
Документация |
Программа работы, график деятельности, расписание уроков, тетради для общения с родителями и коллегами. |
Набор основного оборудования определяется возрастом, индивидуальными особенностями и нуждами детей, а также задачами коррекционно-развивающего процесса.
Мебель должна быть безопасной и удобной для использования. Закрытые шкафы и полки хорошо подойдут для хранения оборудования кабинета учителя-дефектолога и помогут поддерживать порядок.
Размер комнаты определяется типом занятий: индивидуальные проводятся в компактных помещениях, групповые – в просторных. В любом случае площадь должна позволять разместить всю мебель и оборудование дефектолога для коррекционной работы. Кабинет должен быть удобным и организованным, чтобы дети могли заниматься и отдыхать.
Как зонировать кабинет логопеда?
Рабочее пространство дефектолога разделено на зоны, каждая из которых предназначена для особых занятий.
Учебная зона. Здесь проходят основные занятия. Пространство оборудовано столами, стульями, магнитной доской, методическими материалами и рабочим местом для дефектолога. Во время упражнений специалист будет использовать счетные палочки, наборы цифр, пособия по развитию внимания, памяти и мышления.
Двигательная зона. В этом уголке кабинета малыши могут заниматься физкультурой. Покрытие в основном выполнено ковролином, а остальное пространство остается свободным для прыжков или танцев.
Игровая зона. В этом пространстве дети играют с развивающими игрушками, подобранными по возрасту. Игрушки помогают расслабиться и сосредоточиться на занятиях лёгким способом. Предметы в этой зоне не только развлекают, но и помогают развивать когнитивные и моторные навыки.
Для специалиста: функциональное назначение помещений
Для эффективной деятельности дефектолога кабинет оснащают несколькими специализированными зонами.
- Диагностическая зона. Является оснащённой инструментами для тестирования детей, такими как карты обследования.
- Коррекционно-развивающая зона. В сборнике представлены материалы для корректирующих занятий, такие как пособия и игры.
- Консультативная зона. Площадка для встреч и бесед с родителями.
- Методическая зона. В кабинете дефектолога есть пространство, где хранятся нормативные документы и методическая литература.
Безопасность имеет значение: мебель нужно надёжно крепить и выбирать с закругленными углами. Стулья должны быть регулируемыми по высоте и соответствующими детской анатомии. Для пола лучше выбрать покрытие, предотвращающее скольжение.
Как сделать так, чтобы ребенок был в безопасности во время занятий?
Для защиты детей важно выполнять правила. Преподавателю-логопеду перед занятием следует подготовиться, собрав все нужное для занятий, чтобы не отвлекаться на поиск материалов и не оставлять ребенка без внимания.
Рекомендовано согласовать с опекунами или учителями приход подопечного за несколько минут до начала занятия. Время планировать таким образом, чтобы ученик успел спокойно подготовиться к уроку. За это время дефектолог может находиться в кабинете.
Специалисту следует разъяснить ребенку правила поведения во время занятий: нельзя заходить в комнату без разрешения и оставаться там одному. Ученик может находиться только в рабочей зоне, чтобы не мешать другим детям. По окончании занятия ребенок должен привести в порядок свою зону, собрать вещи и выйти из комнаты, но только с разрешения педагога.
Что способствует созданию уютной обстановки в кабинете?
Для комфортной и уютной обстановки предпочтительны нейтральные и пастельные оттенки отделки стен, а яркие акценты уместны в игровых зонах. Добавить можно плакаты с позитивными цитатами, мягкую мебель и укромные уголки для отдыха.
Эксперты уверены, что комната должна быть уютной и не отвлекать детей во время занятий. Избегайте перегруженности: много предметов может беспокоить. Легкие и ненавязчивые шторы предпочтительнее, а цветы, если есть, лучше ставить в простенках между окнами, чтобы не затемнять комнату.
В непривычных обстановках детям сложно адаптироваться. Для создания более комфортной атмосферы в кабинете дефектолога можно использовать мягкие ковры и удобные кресла или пуфики. При достаточном размере комнаты мобильные перегородки могут разделить пространство на зоны. Для уединения, если ребенок устанет от общения, можно выделить небольшие уголки для каждого.
Подготовили список для удобного контроля наличия всего необходимого в кабинете. 👇
Чек-лист для кабинета дефектолога