Фото: img.freepik.com

Образовательное соревнование — не только проверка знаний, но и возможность для детей проявить себя, выйти за рамки школьной программы и окунуться в атмосферу интеллектуального творчества. Например, любителям математики, физики, информатики, биологии и астрономии понравится Всероссийская физико-техническая контрольная — Выходи решать!»

Эксперты МФТИ поделились мнением о пользе образовательных соревнований и способах мотивации учеников к участию.

Какова польза участия школьников в конкурсах обучающего характера?

Образовательные состязания — конкурсы, олимпиады, диктанты, контрольные и турниры по школьным дисциплинам. Цель — вдохновить учиться, развить нестандартное мышление, дать возможность школьникам продемонстрировать таланты. Задания обычно отличаются от тех, что дети выполняют на уроках. В чем еще смысл участия в таких состязаниях?

Получить привилегии при поступлении в вуз. Победа или призовые места в интеллектуальных состязаниях могут давать абитуриентам льготы: дополнительные баллы по критерию «Индивидуальные достижения», 100 баллов по соответствующему предмету, либо зачисление в вуз без конкурса. В 2024 году победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получили зачисление… МФТИ, ВШЭ, МГУ и МГИМО без экзаменов.

Участники соревнований по учебной программе приобретают бесценный интеллектуальный опыт и знакомятся с людьми, разделяющими их интересы. Для старшеклассников это ещё и шанс осуществить мечту и учиться в желанном университете.

Участие в контрольном «Выходи решать!» также даёт. преимуществоПервые 10 процентов людей в рейтинге имеют право поступать . заочную физико-техническую школу МФТИ без экзаменов.

Виталий Шевченко

Руководитель отдела подготовки к поступлению и член учебно-методического состава

Лаборатории МФТИ для работы с талантливыми детьми, команда наставников сборной России по физике.

В заданиях интеллектуальных соревнований превзойден уровень школьной программы. Участники олимпиады изучают учебный материал и науки, которые их привлекают, более глубоко, чем другие сверстники.

Дмитрий Ливанов

ректор МФТИ

Повысить самооценку и мастерство разрешения трудностей. Для решения задач олимпиадного уровня недостаточно знать правила и формулы. Ребенок сможет ответить на вопросы интеллектуальных состязаний лишь при условии умения глубоко анализировать информацию, искать новые подходы к решению проблем и применять знания в контексте нестандартных задач.

Тест «Выходи решать!» включает задачи по логике и общим знаниям. Среди примеров: «В системе труб какой сосуд наполнится первее?» или «Каким будет следующее число?».

Любитель нетривиальных задач — это школьник с широкими возможностями в выборе образования и профессии. Победитель Всероссийской олимпиады по математике может стать специалистом любой области, а призёр по физике — работать в компьютерных науках. Из таких ребят вырастут специалисты, готовые к интеллектуальным вызовам, постановке амбициозных задач и нахождению элегантных решений.

Дмитрий Ливанов

ректор МФТИ

Как заинтересовать учащихся участием в учебных конкурсах?

Образовательные соревнования обладают преимуществами: поднимают самооценку, углубляют знания по предметам, а победа или призовые места упрощают поступление в высшее учебное заведение. Тем не менее, многие учащиеся всё равно в них не принимают участие. Причины различны: кто-то боится неудовлетворительных результатов, кто-то попросту не находит в этом смысла. Помочь детям преодолеть страхи и понять важность участия в олимпиадах или конкурсах — задача педагога. Рассмотрим, какие шаги способствуют этому.

Старайтесь чаще проводить с учениками тренировочные задачи, взятые из олимпиады. Это поможет детям преодолеть страх перед ними, а также сделает уроки более разнообразными и скрасит упражнения из учебников. Интересные головоломки, вопросы и задачи можно найти на сайтах олимпиад — там публикуют задания прошлых лет.

Продемонстрируйте пользу учебных конкурсов для практики. Расскажите ребятам о преимуществах для поступающих в вуз, ставших победителями олимпиад. Размер поощрения определяет категория олимпиады. Всего их три:

  • Победа на Олимпиаде первой категории даёт право поступать без экзаменов.
  • Победители Олимпиады второй категории получают сто баллов по профильному предмету ЕГЭ.
  • Вуз самостоятельно определяет награду победителям в третьей категории.

Где узнать о том, какие олимпиады предоставляют такие привилегии? перечне Минобрнауки.

Поддерживайте детей. Страх ошибки мешает учащимся принимать участие в конкурсах. Дети переживают, что разочаруют педагогов и родителей, или считают, что олимпиады доступны только отличникам. Чтобы рассеять эти страхи, учитель должен стать наставником личностного роста и объяснить, что ошибки — естественная часть любого нового дела. Важно показать детям, что участие в олимпиаде прежде всего — это опыт. Победители получают награды, но это не главное. Уникальный опыт и навыки, которые получат дети, гораздо важнее.



Подготовка учащихся к учебным состязаниям: советы для учителей

Педагогам рекомендуется подготовить учеников к соревнованию, предлагая им решать задачи прошлых олимпиад. Не стоит постоянно вмешиваться в процесс: позвольте ребятам сначала попытаться решить задачу самостоятельно, и окажите помощь только при возникновении затруднений.

Чтобы показать хороший результат, дети должны научиться стабильно работать длительное время. Дети привыкли заниматься интеллектуальной работой только 45 минут, но олимпиада — не школьный урок. Поэтому важно развивать умение концентрироваться на задачах в течение трёх–пяти часов подряд.

Результативность в соревнованиях зависит от числа и разнообразия решенных ребенком задач во время тренировок. Учителю целесообразно формировать банк вопросов и заданий для рассказа ученикам о них.

Артём Воронов

проректор по учебной работе МФТИ

Для поиска учащихся, интересующихся интеллектуальными состязаниями, целесообразно провести тематические олимпиады по классам. Задачи для подобного мероприятия доступны на сайте … Выходи решать!Там размещены контрольные работы по математике, физике, информатике и биологии предыдущих лет.

Главная цель — пробудить интерес к учебе и закрепить любовь к определённому предмету, а затем помочь найти с ним жизненное предназначение. Олимпиада служит не финишем, а средством для введения школьников в мир науки, например, физики или математики.
Интересные задачи увлекают детей. Возможно, кто-то из них станет инженером, математиком, химиком или биологом и совершит открытия, потому что полюбил этот предмет благодаря олимпиаде.

Артём Воронов

проректор по учебной работе МФТИ