Фото: img.freepik.com

Подростки наслаждаются игрой песком и водной стихией. В руках специалиста эти развлечения становятся действенными терапевтическими методиками, способствующими развитию речи, мелкой моторики и высших психических функций. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале рассказано о применении песочной и акватерапии при работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью.

В чём польза песка и воды в коррекционной работе?

Песочная и акватерапия входят в комплекс реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Двигательные: Оба вида терапии способствуют развитию мелкой и крупной моторики, координации движений и силы мышц, как при перекладывании песка из одной емкости в другую.

Речевые: Песочная терапия помогает совершенствовать речь посредством игр и творческих упражнений. В качестве примера специалист может предложить ребенку поиграть с игрушечными животными и людьми. Затем, задавая вопросы, например «Что делает слон в песочнице?», специалист побуждает малыша отвечать.

Эмоциональные и поведенческие: Песочная и водные процедуры способствуют самовыражению детей, помогают им преодолевать беспокойство, напряжение и чрезмерную агрессивность.

Когнитивные: На акватерапии дети часто наблюдают за движением многих предметов одновременно.

Сенсорные расстройства: Песок и вода улучшают зрение и осязание, что благоприятно для детей с проблемами сенсорной интеграции.

Дефектологи и логопеды отмечают связь речевых проблем с эмоционально-поведенческими трудностями у детей. Такие малыши часто ранимы, испытывают сложности с самоконтролем, не могут сосредоточиться на одном предмете, демонстрируют эмоциональную неустойчивость и напряжение.

В процессе работы с песком и водой дети расслабляются, уходят в себя, что помогает решать логопедические проблемы. Педагогом предлагаемые задания становятся частью веселой игры, а не скучной обязанности.

Результат определяется каждым случаем. Специалист замечает, что ребёнку даются некоторые упражнения с лёгкостью, в то время как другие вызывают негативные эмоции или не приводят к положительным изменениям. Программа тренировок постепенно корректируется и становится более индивидуальной.

Результаты заметны примерно через восемь-десять тренировок.

Один из моих учеников с диагнозом РАС и отсутствием речи в начале терапии боялся прикасаться к песку, пугаясь и крича. Ему нравились игры с водой. Я предложила мальчику каждый раз после контакта с песком мыть руки и окунать их в мини-бассейн с игрушками. Потом — вновь возвращаться к песку.

Через несколько занятий ему удалось преодолеть психологический барьер. Теперь художник свободно рисует на песке и говорит целыми предложениями.

Акватерапия

Акватерапия – это метод реабилитации и коррекции, в котором используют воду для улучшения физического и эмоционального состояния человека. Вода оказывает успокаивающее воздействие, а игры с ней формируют положительный настрой, уменьшают напряжение и скованность. У ребенка развиваются самоконтроль, мелкая моторика, внимание и память.

Специалист выбирает игры и материалы, учитывая особенности каждого ребенка, его диагноз, структуру дефекта и цели коррекции. При выборе игр с водой для детей с ограниченными возможностями здоровья важно помнить, что:

  • Игры подходили по возрасту и уровню развития ребенка.
  • игровой материал постепенно усложнялся;
  • В занятиях использовался принцип чередования видов деятельности. Работа с водой продолжается от двадцати до тридцати минут — за это время можно провести до трёх игр и упражнений с динамическими паузами, пальчиковой и дыхательной гимнастикой, а также рефлексией.
  • Игрушки и предметы отличались яркими цветами и различными поверхностями.

В занятиях можно применять специальное оборудование: стол-ванну из металлического каркаса с двумя ванночками и столешницей, а также разнообразные емкости — тазики, игрушечные бассейны, бутылки. В качестве инструментов подходят наборы пластиковых и резиновых игрушек, поролоновые губки, пластиковые шарики, лейки, трубочки, камешки.

Камни применяют в играх для сопоставления, подсчёта и тренировки тактильного восприятия. Ребёнок может достать камушки и ракушки из путешествия к морю и обрадоваться, если найдёт их вместе с другими.

Для занятий ребёнку нужно приходить с запасным нарядом, чтобы переодеться сухим после игр.

Десять водных развлечений для снятия стресса.

Виды занятий с водой можно сочетать между собой.

«Здравствуй, водичка!» Ребенок погружает ладони в теплую воду и машет пальцами, рассказывая о своих ощущениях.

«Веселые капельки». Ребенок достаёт руки из воды и смотрит, как по пальцам бегут капли.

«Хлоп-хлоп». Ребенок стучит по воде ладошками и наблюдает, как поверхность искривляется и рассыпаются брызги.

«Тепло-холодно». Ребенок погружает руки по очереди в наполненные холодной и горячей водой тазики, рассказывает о том, как это чувствуется.

«Веселые утята». Воспитатель кладет в тазик несколько резиновых уток и предлагает малышу посчитать их. Дополнительно можно извлекать или помещать по одной уточке.

«Тонет-не тонет». В таз ребенок бросает разные вещи: губкой и камнем – и видит, как одна опускается на дно, а другая плывет.

«Веселая рыбалка». Дети извлекают игрушки из воды, используя руки или магнитную удочку.

«Выжми губку». Ребенок погружает губку в воду и наблюдает за её увеличением в объёме. После этого извлекает её и отжимает в другой сосуд.

«Исправь ошибку». Учителя сказала, что сейчас возьмёт шесть ракушек, но взяла пять. Посчитайте и скажите, где ошибка.

«Расскажи сказку». В воду помещают игрушки — любимых героев сказок, например из «Колобка». Ребенок погружает руки в воду и повествует сказку.

Во время перерыва между играми, когда вы протираете ручками ребенка салфетками, можно выполнить дополнительные упражнения. Техника такова: гладить одну ладошку другой, а затем растирать и тянуть поочередно каждый пальчик. Самомассаж развивает мелкую моторику, и ребенок сможет легко его проводить вне занятий.

Песочная терапия

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг первым предложил использовать песок как терапевтический материал. Его ученица Дора Калфф разработала методику песочной терапии, основанную на принципе свободного и защищённого пространства, где ребенок может выражать и исследовать свой мир, преобразуя внутренние переживания в зримые и осязаемые образы.

В процессе занятий ребёнок осознаёт и выражает свои эмоции.

  • Он рисует песком, к примеру, врача из больницы, кого боится, или другого ребёнка, который его мучает в садике.
  • Совместно развивается сценарий с двумя действующими лицами, вступающими между собой в конфликт.

Ребенок обычно повествует историю от лица действующего лица. Воспитатель задаёт уточняющие вопросы о персонаже. Специалист старается уменьшить беспокойство, успокоить и предложить благоприятный ход событий.

В пескотерапии применяют кинетический и кварцевый песок, отличающиеся по характеристикам. Кинетический содержит силикон, благодаря чему он пластичен, не слишком сыпуч, и из него легко создавать фигуры. Кварцевый песок рассыпчатый, его удобно применять для рисования на столе с подсветкой.

Для того чтобы кварцевый песок не разлетался, его следует просеять или обработать антистатическим спреем.

Для безопасности детей песок в песочнице должен быть чистым. Периодически его необходимо прокаливать в духовке в течение часа при температуре 180 градусов Цельсия. Замену песка следует проводить 1–2 раза в год.

Можно использовать деревянный или пластиковый поддон размером около пятидесяти на семьдесят на восемь сантиметров в качестве песочницы. Такой размер позволит ребенку видеть всю композицию. Лучше всего, если емкость для песка будет голубого или желтого цвета — эти оттенки успокаивают и настроят на работу с внутренними ощущениями.

Поддон заполняют песком наполовину, чтобы его было много, но он не вываливался. Для рисования можно использовать другие предметы: лейку, бутылку с водой для смачивания песка и лепки фигурок, формочки, игрушки, детали конструктора, пуговицы.

5 игр с песком для развития внимания, памяти и мышления.

Дети самостоятельно выбирают игру. Взрослый только наблюдает и корректирует. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей. К примеру, есть способ «рука в руке»: педагог берет ребенка за руку, вместе берут горсть песка и тонкой струйкой рисуют, выводят по трафарету треугольники, круги, овощи, фрукты. Песочные изображения украшают цветными камнями и мини-фигурками.

Рассмотрим другие игры из пескотерапии:

  1. «Найди клад». Спрячьте игрушку в песке заранее и предложите ребенку найти ее по инструкции. Например: «Предмет находится в правом верхнем углу песочницы». Можете спрятать несколько предметов и предложить найти их по описанию места расположения.
  1. «Узоры на песке». Пусть малыш нарисует геометрическую фигуру: зигзаг, ломаную линию, снежинку. Или же попросите изобразить что-нибудь в определенном месте песочницы — справа, слева, посередине, рядом с чем-то.
  1. «Четвертый лишний». Раскидайте на песке четыре вещи, среди которых одна отличается от трёх похожих, скажем, три треугольника и один квадрат, или три синие палочки и одна белая. Попросите найти отличающуюся вещь и засыпать её песком.
  1. «Лабиринты». Ребенок может нарисовать пальчиком путь для игрушки к домику. Можно также соединить линиями предметы, разбросанные на песке.
  1. «Путаница». Рисунки на песоке с легкой затемненностью помогут ребенку угадать изображение.

Перед занятием аква- или песочной терапией обсудите с ребенком правила. Например, объясните, что разливать воду и разбрасывать песок нельзя. Ребенок может нарушить правила из-за эмоциональной нестабильности, но взрослому стоит запастись терпением и повторять правила много раз.