
Подростки наслаждаются игрой песком и водной стихией. В руках специалиста эти развлечения становятся действенными терапевтическими методиками, способствующими развитию речи, мелкой моторики и высших психических функций. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данном материале рассказано о применении песочной и акватерапии при работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью.
В чём польза песка и воды в коррекционной работе?
Песочная и акватерапия входят в комплекс реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Двигательные: Оба вида терапии способствуют развитию мелкой и крупной моторики, координации движений и силы мышц, как при перекладывании песка из одной емкости в другую.
Речевые: Песочная терапия помогает совершенствовать речь посредством игр и творческих упражнений. В качестве примера специалист может предложить ребенку поиграть с игрушечными животными и людьми. Затем, задавая вопросы, например «Что делает слон в песочнице?», специалист побуждает малыша отвечать.
Эмоциональные и поведенческие: Песочная и водные процедуры способствуют самовыражению детей, помогают им преодолевать беспокойство, напряжение и чрезмерную агрессивность.
Когнитивные: На акватерапии дети часто наблюдают за движением многих предметов одновременно.
Сенсорные расстройства: Песок и вода улучшают зрение и осязание, что благоприятно для детей с проблемами сенсорной интеграции.
Дефектологи и логопеды отмечают связь речевых проблем с эмоционально-поведенческими трудностями у детей. Такие малыши часто ранимы, испытывают сложности с самоконтролем, не могут сосредоточиться на одном предмете, демонстрируют эмоциональную неустойчивость и напряжение.
В процессе работы с песком и водой дети расслабляются, уходят в себя, что помогает решать логопедические проблемы. Педагогом предлагаемые задания становятся частью веселой игры, а не скучной обязанности.
Результат определяется каждым случаем. Специалист замечает, что ребёнку даются некоторые упражнения с лёгкостью, в то время как другие вызывают негативные эмоции или не приводят к положительным изменениям. Программа тренировок постепенно корректируется и становится более индивидуальной.
Результаты заметны примерно через восемь-десять тренировок.
Один из моих учеников с диагнозом РАС и отсутствием речи в начале терапии боялся прикасаться к песку, пугаясь и крича. Ему нравились игры с водой. Я предложила мальчику каждый раз после контакта с песком мыть руки и окунать их в мини-бассейн с игрушками. Потом — вновь возвращаться к песку.
Через несколько занятий ему удалось преодолеть психологический барьер. Теперь художник свободно рисует на песке и говорит целыми предложениями.
Акватерапия
Акватерапия – это метод реабилитации и коррекции, в котором используют воду для улучшения физического и эмоционального состояния человека. Вода оказывает успокаивающее воздействие, а игры с ней формируют положительный настрой, уменьшают напряжение и скованность. У ребенка развиваются самоконтроль, мелкая моторика, внимание и память.
Специалист выбирает игры и материалы, учитывая особенности каждого ребенка, его диагноз, структуру дефекта и цели коррекции. При выборе игр с водой для детей с ограниченными возможностями здоровья важно помнить, что:
- Игры подходили по возрасту и уровню развития ребенка.
- игровой материал постепенно усложнялся;
- В занятиях использовался принцип чередования видов деятельности. Работа с водой продолжается от двадцати до тридцати минут — за это время можно провести до трёх игр и упражнений с динамическими паузами, пальчиковой и дыхательной гимнастикой, а также рефлексией.
- Игрушки и предметы отличались яркими цветами и различными поверхностями.
В занятиях можно применять специальное оборудование: стол-ванну из металлического каркаса с двумя ванночками и столешницей, а также разнообразные емкости — тазики, игрушечные бассейны, бутылки. В качестве инструментов подходят наборы пластиковых и резиновых игрушек, поролоновые губки, пластиковые шарики, лейки, трубочки, камешки.
Камни применяют в играх для сопоставления, подсчёта и тренировки тактильного восприятия. Ребёнок может достать камушки и ракушки из путешествия к морю и обрадоваться, если найдёт их вместе с другими.
Десять водных развлечений для снятия стресса.
Виды занятий с водой можно сочетать между собой.
«Здравствуй, водичка!» Ребенок погружает ладони в теплую воду и машет пальцами, рассказывая о своих ощущениях.
«Веселые капельки». Ребенок достаёт руки из воды и смотрит, как по пальцам бегут капли.
«Хлоп-хлоп». Ребенок стучит по воде ладошками и наблюдает, как поверхность искривляется и рассыпаются брызги.
«Тепло-холодно». Ребенок погружает руки по очереди в наполненные холодной и горячей водой тазики, рассказывает о том, как это чувствуется.
«Веселые утята». Воспитатель кладет в тазик несколько резиновых уток и предлагает малышу посчитать их. Дополнительно можно извлекать или помещать по одной уточке.
«Тонет-не тонет». В таз ребенок бросает разные вещи: губкой и камнем – и видит, как одна опускается на дно, а другая плывет.
«Веселая рыбалка». Дети извлекают игрушки из воды, используя руки или магнитную удочку.
«Выжми губку». Ребенок погружает губку в воду и наблюдает за её увеличением в объёме. После этого извлекает её и отжимает в другой сосуд.
«Исправь ошибку». Учителя сказала, что сейчас возьмёт шесть ракушек, но взяла пять. Посчитайте и скажите, где ошибка.
«Расскажи сказку». В воду помещают игрушки — любимых героев сказок, например из «Колобка». Ребенок погружает руки в воду и повествует сказку.
Песочная терапия
Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг первым предложил использовать песок как терапевтический материал. Его ученица Дора Калфф разработала методику песочной терапии, основанную на принципе свободного и защищённого пространства, где ребенок может выражать и исследовать свой мир, преобразуя внутренние переживания в зримые и осязаемые образы.
В процессе занятий ребёнок осознаёт и выражает свои эмоции.
- Он рисует песком, к примеру, врача из больницы, кого боится, или другого ребёнка, который его мучает в садике.
- Совместно развивается сценарий с двумя действующими лицами, вступающими между собой в конфликт.
Ребенок обычно повествует историю от лица действующего лица. Воспитатель задаёт уточняющие вопросы о персонаже. Специалист старается уменьшить беспокойство, успокоить и предложить благоприятный ход событий.
В пескотерапии применяют кинетический и кварцевый песок, отличающиеся по характеристикам. Кинетический содержит силикон, благодаря чему он пластичен, не слишком сыпуч, и из него легко создавать фигуры. Кварцевый песок рассыпчатый, его удобно применять для рисования на столе с подсветкой.
Для того чтобы кварцевый песок не разлетался, его следует просеять или обработать антистатическим спреем.
Для безопасности детей песок в песочнице должен быть чистым. Периодически его необходимо прокаливать в духовке в течение часа при температуре 180 градусов Цельсия. Замену песка следует проводить 1–2 раза в год.
Можно использовать деревянный или пластиковый поддон размером около пятидесяти на семьдесят на восемь сантиметров в качестве песочницы. Такой размер позволит ребенку видеть всю композицию. Лучше всего, если емкость для песка будет голубого или желтого цвета — эти оттенки успокаивают и настроят на работу с внутренними ощущениями.
Поддон заполняют песком наполовину, чтобы его было много, но он не вываливался. Для рисования можно использовать другие предметы: лейку, бутылку с водой для смачивания песка и лепки фигурок, формочки, игрушки, детали конструктора, пуговицы.
5 игр с песком для развития внимания, памяти и мышления.
Дети самостоятельно выбирают игру. Взрослый только наблюдает и корректирует. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей. К примеру, есть способ «рука в руке»: педагог берет ребенка за руку, вместе берут горсть песка и тонкой струйкой рисуют, выводят по трафарету треугольники, круги, овощи, фрукты. Песочные изображения украшают цветными камнями и мини-фигурками.
Рассмотрим другие игры из пескотерапии:
- «Найди клад». Спрячьте игрушку в песке заранее и предложите ребенку найти ее по инструкции. Например: «Предмет находится в правом верхнем углу песочницы». Можете спрятать несколько предметов и предложить найти их по описанию места расположения.
- «Узоры на песке». Пусть малыш нарисует геометрическую фигуру: зигзаг, ломаную линию, снежинку. Или же попросите изобразить что-нибудь в определенном месте песочницы — справа, слева, посередине, рядом с чем-то.
- «Четвертый лишний». Раскидайте на песке четыре вещи, среди которых одна отличается от трёх похожих, скажем, три треугольника и один квадрат, или три синие палочки и одна белая. Попросите найти отличающуюся вещь и засыпать её песком.
- «Лабиринты». Ребенок может нарисовать пальчиком путь для игрушки к домику. Можно также соединить линиями предметы, разбросанные на песке.
- «Путаница». Рисунки на песоке с легкой затемненностью помогут ребенку угадать изображение.
Перед занятием аква- или песочной терапией обсудите с ребенком правила. Например, объясните, что разливать воду и разбрасывать песок нельзя. Ребенок может нарушить правила из-за эмоциональной нестабильности, но взрослому стоит запастись терпением и повторять правила много раз.