Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое биоакустическая коррекция
  • Как работает БАК-терапия
  • Преимущества БАК для детей с нарушениями речи
  • Применение биоакустики в логопедической работе: примеры из опыта
  • Какие противопоказания к БАК существуют
  • Исследования показывают положительный эффект БАК при речевых нарушениях.
  • Когда БАК малоэффективна при нарушениях речи
  • Как получить образование логопеда по методике БАК-терапии?

Биоакустическую коррекцию используют для работы с детьми, испытывающими разные трудности: эмоциональные и поведенческие проблемы, нарушения развития, сложности в речи.

Эксперт НИИДПО, образовательной компании группы, объяснил, что собой представляет биоакустическая коррекция и как она может быть полезна логопедам. АкадемСити, дефектолог Сергей Баранов.

Что такое биоакустическая коррекция

Биоакустическая коррекция в медицине – немедикаментозная нейротерапия, применяющая звук и музыку.

Постоянно действующий человеческий мозг с неискоренимой активностью своих нейронов обменивается электрическими импульсами.

Во время сеанса БАК специальный аппарат регистрирует ЭЭГ, определяет импульсы и мгновенно преобразует их в звуковые сигналы. Затем пациент в режиме реального времени слышит эти акустические сигналы через наушники.

В течение 15-20 минут человек воспринимает звуковой поток, отображающий активность его головного мозга. За это время мозг адаптируется под сигналы аппарата, корректируя свою деятельность для достижения более гармоничной и организованной работы.

Слушая звук, соответствующий работе мозга, тот регистрирует: «Это я, вот как сейчас функционирую». При возникновении нарушений или хаоса, например, перегрузки в одних областях и слабости активности в других, мозг предпринимает шаги по уравновешиванию.

Мозг в звуковом потоке регистрирует что-то неудобное, неоптимальное и бессознательно стремится к упорядоченному, комфортному режиму работы. Этот процесс не требует сознательных усилий человека — он просто слушает, а мозг делает выводы и подстраивается, тренируясь «на себе».

Сергей Баранов

Как работает БАК-терапия

БАК воздействует на головной мозг, активируя его функции и стимулируя нервную систему для более эффективной работы и восстановления ее структур.

Эффект БАК достигается по 3 причинам:

  1. Обратная связь. Мозг получает сведения о собственном состоянии посредством слуха – мощного канала восприятия. Ясные звуковые сигналы помогают ему оценить работоспособность и отреагировать на некорректное функционирование процессов.
  2. Автоматическая адаптация. Человеческий мозг постоянно стремится к равновесию и упорядоченной деятельности. При обнаружении своих колебаний он запускает регуляцию, уменьшая или увеличивая их силу для достижения гармонии.
  3. Активизация пластичности. Мозг непрерывно формирует нейронные связи, а БАК обуславливает правильный ход этого процесса.
Представьте, что вы пытаетесь говорить в микрофон с небольшим эхом. Ваш мозг автоматически начинает подстраиваться, чтобы не путаться. Здесь похожий механизм: мозг получает аудиосигнал о своей активности и замечает несоответствие. Он находит способ работать более слаженно. Человек этого не осознаёт, но эффект со временем накапливается, и мозг перестраивает свою работу в нужную сторону.

Сергей Баранов

Преимущества БАК для детей с нарушениями речи

БАК оказывает помощь при необходимости настройки работы нервной системы. Для детей терапия БАК полезна при таких состояниях, как СДВГ, РАС, энурез, проблемы со сном и повышенная тревожность.

БАК assists in speech therapy when working with children who have speech development delays and stuttering.

Курс БАК улучшает плавность речи, расширяет словарный запас и активизирует работу когнитивных функций мозга. Дети легче понимают и повторяют слова. Данный эффект достигается за счет организации работы речевых зон в мозге.

После первых процедур дети становятся более спокойными и сосредоточенными. Речь улучшается через несколько недель после завершения курса. При применении БАК в логопедии проводят 10–15 сеансов два-три раза в неделю, а затем дают время на закрепление результата.

При нарушениях речи применяют не только БАК, но и комплексный подход: логопедические занятия, нейропсихологическая коррекция, сенсорная интеграция, ЛФК. По рекомендации врача БАК может дополнить медикаментозное лечение.

Применение биоакустической коррекции в логопедии: иллюстрации из опыта.

Для проведения процедуры БАК детям с задержкой развития речи необходим логопед, имеющий соответствующее обучение и сертификацию.

Даже опытный логопед выполняет БАК только под наблюдением врача-невролога или нейрофизиолога. Врач оценивает состояние ребенка до и после курса, устанавливает настройки для каждого случая. Логопед по рекомендации проводит сеанс, отслеживает динамику во время курса и сообщает о ней врачу.

Перед проведением сеанса БАК важно подготовить ребенка: ему нужно быть выспавшимся, сытым, в хорошем настроении и без страха или тревоги. Можно заранее рассказать, что он просто послушает музыку, которая будет «подсказывать мозгу, как лучше работать». На процедуру можно взять любимую игрушку.

Важно перед курсом разъяснить родителям суть процедуры, ее показания и противопоказания. Так клиенты не будут ждать моментального результата или эффекта «волшебной таблетки», а поймут, какие реальные результаты возможны.

Представим: к логопеду приходит ребёнок с задержкой речевого развития. Говорит мало, фразы короткие, слова путает, может молчать или выражаться жестами. Логопед начинает работать: артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, развитие фонематического слуха, но процесс идёт медленно. Ребёнок то включается в занятие, то отключается, удерживать внимание трудно, иногда не повторяет даже простые слова.

Введение БАК целесообразно в комплексе с логопедическими занятиями. Ребенок сначала проходит курс биоакустической коррекции, продолжая заниматься с логопедом. За несколько сеансов БАК родители отмечают изменения: ребенок становится спокойнее, концентрированнее, охотнее идет на контакт. Уравновешенная нервная система облегчает восприятие речи, слушание и повторение.

Дети легче обрабатывают информацию по слуху, запоминают и произносят слова. Логопед отмечает улучшенный отклик ребёнка на задания, повторение звуков и слогов, а также более активное формирование словаря.

Сергей Баранов

БАК повышает эффективность логопедической работы, хотя не заменяет её. После прохождения курса ребенок лучше концентрируется на занятиях и усваивает новые знания быстрее.

Это особенно важно для детей с задержкой речи, моторной алалией, заиканием. В таких случаях необходима работа не только над речью, но и над системой «мозговых» связей. БАК — инструмент, помогающий мозгу принимать участие в процессе коррекции.

Какие противопоказания к БАК существуют

БАК — это естественное упражнение для мозга, выполняемое без осознанных действий человека. Это не стимулирующий препарат и не медицинская коррекция. Существуют некоторые ограничения, при которых данный метод неприменим.

  • приступы эпилепсии;
  • острые инфекционные заболевания;
  • нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения;
  • Заболевания головного и спинного мозга воспалительного характера (миелит, менингит).
  • послеоперационный период (менее месяца);
  • склонность к кровотечениям;
  • гипертония;
  • лечение ноотропными препаратами;
  • выраженные психические расстройства.

В большинстве ситуаций БАК безопасна и не вызывает никаких побочных явлений.

Исследования о пользе БАК для лечения нарушений речи.

Исследования специалистов из Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей, Института экспериментальной медицины и НИО «Клиника биоакустической коррекции» показали, что БАК улучшает речевую функцию мозга у детей.

У детей с алалией проводилась оценка состояния речи до и после курса биоакустической коррекции по трем показателям: восприятие речи, речевое внимание и разговорная речь.

Кроме того, изучили психоэмоциональное состояние детей, что также сказывается на речи.

  • эмоциональная лабильность и стабильность;
  • агрессивность;
  • импульсивность.

Программа включала от десяти до пятнадцати двадцатиминутных занятий через день. Первые положительные изменения в речи и поведении проявлялись спустя полтора месяца после начала воздействия БАК. Улучшение показателей речевых параметров составило от полутора до трёх раз.

Когда БАК малоэффективна при нарушениях речи

Звуковой сигнал является главным обратным звеном в методе БАК. При наличии нарушений слуха, трудностей в обработке звуков или дефектах слухового анализатора метод БАК не даст желаемых результатов.

В теории возможно применение передачи звуковых колебаний с использованием метода костной проводимости — передачи звука через кости черепа к внутреннему уху — для этих детей.

Всё зависит от индивидуальных особенностей и степени тяжести нарушения слуха, а также от того, насколько хорошо функционирует слуховой анализатор. При использовании костной проводимости потребуется изменить оборудование и способ выполнения БАК.

Сергей Баранов

БАК малоэффективен для детей после кохлеарной имплантации, поскольку импланты не смогут полностью передать все звуковые частоты, переведённые от ЭЭГ в звуковой сигнал. Некоторые из них могут исказиться или исчезнуть.

Логопеду необходимо детально обследовать ребенка для выявления причин речевых нарушений перед назначением процедуры биоакустической коррекции. При проблемах с восприятием звуков БАК не используют.

Как стать логопедом, владеющим техниками БАК-терапии?

Для достижения желаемых результатов и помощи в преодолении логопедических трудностей БАК требует освоения на специальных курсах.

Обучение проводится как очно, так и дистанционно, обязательно включает практику на аппарате БАК. Желательно учиться у специалистов с опытом работы, наблюдая за проведением ими сеансов.

Очные курсы Обучение проводится в медицинских центрах и институтах, изучающих БАК. Программа включает лекции и практические занятия на технике.

Онлайн-курсы Научно-исследовательские институты и медицинские организации проводят обучение. Теорию преподают в формате вебинаров, а нюансы проведения сеансов демонстрируют на практических онлайн-занятиях. Некоторые онлайн-программы включают блок очных занятий на аппарате.

Завершив обучение, логопед получает сертификат и имеет право выполнять процедуры БАК при наблюдении врача-невролога.