Фото: img.freepik.com

Фотографии: Жан-Поль Луи Мартен де Амоньенс / Викисклад. Изображение: Юлия Замжицкая.

Педагог Александр Бушуев, работающий в сфере образования 37 лет и пишущий для издания Педсовет, рассуждает о трудностях воспитания в российских школах современности.

Высокопоставленный деятель культуры утверждает, что новый учебник истории усилит патриотизм учащихся. Педагог уверен, что включение в программу чтения авторов советской эпохи повлияет на мировоззрение молодежи. Депутат убежден, что уроки труда и НВП увеличат гражданственность.

Создаётся ощущение, будто у руководителей нет должного представления о сути воспитания, о том, как меняются условия сегодняшней жизни.

Некоторые полагают, что подростку достаточно предоставить нужную информацию, чтобы улучшить его воспитанность. Забывают при этом, что воспитание — особый диалог поколений, осуществляемый в общении между человеком и человеком, между взрослым и становящимся взрослым.

В педагогической науке выделяют уровни общения: от формального до душевного и духовного. Однако в условиях урока, где общение имеет формальный характер, передать ребёнку глубокий смысл чего-то важного практически невозможно. Можно назвать такие занятия разговорами о важном, главном, высоком, но таковыми они не станут. Например, в коммунарской методике В. Иванова предусматривалась «Свечка», во время которой на сборах (не в классе!) можно было действительно поговорить по душам — это работало.

Многие из инициатив с верхушки построены на парадигме интернатов: создание строгой системы правил в изолированной среде обеспечит желаемые качества воспитанников. Однако современное открытое общество и многообразие культур России не позволяют реализовать такое воспитание.

Результаты любого дела зависят не только от планов и инструкций, но и от настроя и ценностей исполнителей. Человек с гражданскими и патриотическими убеждениями может воспитывать подобные качества у детей, даже без специальных указаний. Поэтому возникает важный вопрос: сколько таких личностей в современном мире детства?
Что преобладает у взрослых: установка «быть» (работать творчески, бескорыстно, жертвовать ради других) или установка «иметь» (сосредоточиться на себе, дорогом и близких)?



Возвращаясь к масштабным вопросам и задач в сфере образования, стоит отметить, что большая часть трудностей связана с расхождением целей и обстоятельств.

В реальной жизни молодому учителю присваивают классное руководство в проблемном классе, где дети подобны рассеянным песчинкам, а власть держат хулиганы, настроенные против преподавателей и самой школы. На вопрос учителя «Что мне делать?», ему советуют составить план воспитательной работы и выполнять его.

Молодой учительнице по плану руководителя класса предстоит воспитать подростков в духе патриотизма, гражданственности, эстетики и трудолюбия. Образованный человек может возразить: это невероятно, как заставить Ниагарский водопад течь вспять! В педагогике всё возможно.

С советских времен верим, что за время обучения в школе из каждого ребёнка можно воспитать значительную личность — пушистого и белого ангела без единой чёрной точки. Прочитайте ФГОСы, воспитательные концепции, примерные планы работы и убедитесь в идеализме наших целей. Это восхитительно, это греет душу — видеть детей (на бумаге!) выдающимися (и уже окончательно созревшими!) личностями…

Рассмотрим условия получения впечатляющего результата. «Цыплятки» интенсивно потребляют поп-культуру, разрушающую табу и нравственные установки, транслирующую ценности крайнего индивидуализма и безграничного потребления («ИМЕТЬ», а не «БЫТЬ»).
Разрыв между молодёжной культурой и культурой взрослых постоянно увеличивается. С 90-х годов люди, брошенные государством, живут ради узкого круга близких.

Великие цели достигаются посредством учителя. Но культурный кризис 90-х годов повлиял и на учительство, и на подготовку педагогических кадров. Стремление многих педагогов работать не для Родины, не для детей, а ради зарплаты (отсюда формализм и беспринципность в работе), нежелание молодых педагогов оставаться в школе — лишь внешние проявления ценностного кризиса. Недостаточное финансирование школ со стороны государства заставляет педагогов бороться за часы работы, а руководителей идти на различные сборы, чтобы «бульдо сошлось с сальдо».



Возможна ли реализация заявленных задач в сложившейся ситуации с имеющимися ресурсами?

При расхождении условий и средств целесообразно корректировать цели, поскольку различие условий и средств весьма обширно. Каковы актуальные задач в области воспитания для педагогов в нынешней ситуации, и будут ли задачи одинаковыми в Москве и Якутии, например?

Не говорите о единственном образовательном пространстве — это не сравнимо с Ниагарой, это изменение направления всех водных потоков Земли.

Как противостоять распространению морального релятивизма, пропагандируемому современной массовой культурой?
Существуют ли у взрослых общепринятые ценности, на которые можно опираться? Какие именно основы нравственности важны для наших детей, и о чем стоит заботиться больше, чем об успешности в ЕГЭ?

Настало время отказаться от сладких иллюзий и задуматься.


Материалы по теме:

  • Эра беспринципного воспитания
  • Школа в тисках свободы
  • О молодом поколении: вина и решения.