
Игры, применяемые дефектологом ДОУ, являются важным средством коррекции развития детей.
В данном материале представлены развивающие игры, рекомендации для логопедов и список литературы от опытного специалиста по психологии и педагога. АкадемСити Юлии Иванчиковой.
Игровые приемы в деятельности корректора: благотворность для детей с отклонениями развития.
Игра для ребёнка – способ постижения мира. Через неё ребёнок узнаёт правила общества, учится разрешать затруднения, развивает логику, двигательную активность и эмоции. Игра занимает главное место в деятельности детей дошкольного возраста.
Содержание игр приноровивается малышу по мере его взросления и накопления умений. Чем взрослей ребенок и сколько он умеет, тем сложнее становятся игры. Давайте рассмотрим это более подробно.
Сенсомоторная (0–1 год) Новорожденный познает мир посредством ощущений: зрения, слуха, осязания, вкуса и запаха. Младенец исследует предметы: потряхивает погремушкой, тянет игрушки, грызёт их, бросает.
Предметная (1–3 года) Игра приобретает осмысленность и направленность. Ребенок изучает окружающий мир, повторяет действия взрослых, имитирует их поведение, применяет игрушки для задуманного.
Сюжетно-отобразительная (3–4 года) Игра становится всё длиннее, и ребёнок вкладывает в неё знания о мире, собранные к этому возрасту. Ребёнок воспроизводит знакомые сцены из жизни: прием у врача или поход в магазин. А также использует предметы-заместители, например палочку вместо ложки.
Сюжетно-ролевая (4–5 лет) Дети проявляют фантазию, усваивают нормы поведения и определяют функции.
Мальчики и девочки независимо от особенностей развития играют, но у каждого процесс разный. Ребенок с расстройством аутистического спектра долго повторяет одни и те же действия с предметами, изучая их свойства. Например, катает машинку, бросает ее, чтобы услышать звук, раскручивает колеса, рассматривает её и исследует возможности движения. Такой этап проходят все дети, но ребенку с отклонением нужна помощь специалиста, чтобы не задерживаться на нём и перейти к новому.
Игры для развития пространственной ориентировки
Ориентирование в пространстве подразумевает умение различать направления, определять расстояния и представлять себе расположение объектов относительно друг друга. Это важно для адаптации к новым местам. Ниже представлены развивающие игры.
Ритмические стихотворения. Взрослый вместе с детьми читает стихотворение, дополняя его жестами и мимикой.
«Как на горке»
По словам «снег, снег», хлопают по коленям. На окончании «А под снегом спит медведь, / Тише, тише, не шуметь» приставляют палец ко рту.
«Правая и левая»
Читая стихи, дети изображают происходящее, чередуя поднятие правой и левой руки.
«Та-та — два кота»
Дети читают стихотворение, сопровождая его хлопками в ладоши по ритму. В финальной строке показывают кошку и гладят её брюшко.
«Где что лежит?» Взять коробку с крышкой и несколько игрушек. Поставить коробку на стол и разложить игрушки по одной: в коробку, под коробку, на коробку и около коробки. При этом комментировать действия, например: «Вот машинка. Я кладу машинкой в коробку. Где теперь машинке? Правильно, в коробке. А вот листок. Я кладу листок под коробку. Где теперь листок? Верно, под коробкой».
Закончив играть с предметами, верните их. Начните игру заново, но теперь пусть дети сами раскладывают предметы, а вы дадите им инструкции. Например: «Оля, положи мячик в коробку. Коля, положи машинку на коробку».
«Муха». Дайте детям листы с игровым полем 4 на 4 клетки, в центре которого нарисована муха. Вы называете направления движения мухи, а дети мысленно перемещают её по клеткам поля. Движение возможно только влево, вправо, вверх и вниз. Затем дети показывают место остановки мухи. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя.
Скачать игру «Муха» возможно здесь. ссылке
Когда детям трудно выполнить задание мыслительно, пусть проведут пальцем по изображению. Можно также вырезать муху из бумаги и перемещать её по полю.
Коллекция игр для логопеда: тренировки по расширению словаря.
Развитие словаря помогает ребёнку выражать потребности и чувства. Речь влияет на развитие других психических функций: мышления, слуховой памяти и воображения. Для увеличения лексикона дефектолог применяет на занятиях специальные игры.
«Волшебный мешочек». Поместите в непрозрачный мешок или коробку различные предметы – случайные или подходящие по теме. Например, если тема «канцелярские принадлежности», добавьте карандаш, ластик, линейку. Вы называете предмет, а ребенок должен найти его и достать из мешка, не глядя.
«Цирк». Взяв тазик и игрушечных животных, малыши держат по одной игрушке и становятся вокруг таза, который играет роль «бассейна» для цирковых артистов. Вы даете команду, например: «Слон, прыгай!», а ребёнок, у которого в руках слон, бросает его внутрь.
«Кто в домике живет?» Поднимите перед ребятами игрушки — домики и скажите, кому каждый принадлежит.
Затем попросите постучать в каждый домик и узнать, кто там обитает. При ответах скажите, например: «В нем живет лягушка, которая квакает…», а дети продолжать: «Ква-ква».
«Прятки». Разложите разные игрушки так, чтобы их было видно, например, на стуле, под столом, на полу, на книжной полке. Возьмите куклу и расскажите детям, что она грустит, потому что игрушки от нее спрятались. Каждому малышу дайте задание найти предмет: Коля, пожалуйста, найди мячик. А Оля, пожалуйста, найди машинкой.
«Покажи картинку». Выберите картинки с различными объектами, количество которых соответствует числу детей. Распределите малышей по кругу на полу и разложите перед каждым рисунком. Предложите каждому ребенку отыскать подходящее изображение. К примеру: Оля, продемонстрируй коня. Коля, отыщи яблоко.
Чем разнообразнее сюжеты изображений, тем увлекательнее их просмотр.
Для повышения сложности задачи можно попросить каждого ребёнка показывать от двух до трёх картинок.
Какие игры подбирает дефектолог для развития?
Чтобы игры были интересными и приносили пользу, специалист по дефектологии выбирает их с учетом особенностей, уровня развития и увлечений ребёнка.
Уровень развития. Детям нужно предлагать задания, не слишком сложные и не слишком простые. Например, ребёнок с двигательными нарушениями может увлекаться сенсорными играми, например, опускает руки в коробку с фасолью, подбрасывает её и возвращает. В этом случае до сюжетно-ролевой игры далеко, к ней нужно постепенно приучать, иначе ребенок не поймет ожидаемого от него действия.
Навыки, которые нужно развивать. Каждая игра направлена на достижение определённой цели, например, улучшение памяти, внимания или речи. При затруднениях с координацией движений дефектолог способствует развитию мелкой моторики, например, путем нанизывания бусин на шнурок.
Интересы ребенка. Если малышу скучно, то откажет играть, поэтому учтите, что ему нравится. Например, если интересуются машинками, предложите игру, где их нужно сортировать по цветам или размерам, чтобы развить усидчивость и внимание.
Постепенность и адаптивность. Важно, чтобы игровые задания были построены по принципу нарастания сложности и соответствовали индивидуальным нуждам ребенка. Например, при обучении счета можно начать с выкладывания цифр, а потом перейти к подсчету с использованием предметов.
Для начинающих дефектологов: литература от специалиста.
Для освоения навыка подбора игр необходимо больше наблюдать за работой других специалистов по работе с детьми с особенностями развития. Приобрести этот опыт можно, посещая занятия коллег в роли наблюдателя и приглашая их к себе для получения обратной связи.
Также различные корректирующие ситуации рассмотрены подробно в литературных изданиях.
Список литературы можно скачать по ссылке.