Фото: img.freepik.com

В возрасте от рождения до трёх лет ребёнок развивается стремительно: из беззащитного младенца малыш превращается в любознательного ребёнка, который бегает, говорит, употребляет взрослую пищу и строит башни из кубиков.

Современные мамы стремятся с рождения развивать ребенка комплексно: занимаясь не только физическим, но и интеллектуальным, когнитивным, эмоциональным развитием. В помощь маме приводится перечень навыков и умений, которые должны присутствовать у детей определенного возраста.

Чек-лист позволит оценить развитие ребёнка к трем годам, выделить его достижения и поддержать развитие недостатков.

Если у вас беспокойства — проконсультируйтесь с врачом. Врач заметит отклонения, которые могут указывать на проблемы со здоровьем.

1. Физические навыки и координация (моторика)

Активность и умение передвигаться, а также взаимодействовать с предметами – важные навыки для малышей.

Физическое развитие ребёнка в три года.

Бежит уверенно, прекрасно лазает. Может сам подняться по лестнице или на возвышение, но иногда не может самостоятельно спуститься.

— катается на самокате и беговеле;

— способен ходить на носках и перепрыгивать препятствия на полу.

— может переносить нетяжелые предметы;

Может ходить на двух ногах и удерживаться на одной.

— ходит по лестнице, ступая то одной, то другой ногой.

— ловит мяч двумя руками;

— может самостояеьно расстегивать пуговицы и застёжки, но при помощи взрослых застегивается.

— способен открывать и закрывать пробки на бутылках.

— вырезает простые фигуры ножницами.

Как развивать

Важно поддерживать природную активность малыша. Не останавливайте кроху, когда тот бегает, прыгает и исследует каждый уголок. Поучите ребенка бросать и ловить мяч, лазать по детскому городку, играйте в догонялки, висите на канате, бросайте кольца, стойте на одной ножке, изображая цаплю, ходите по узким бордюрам и учите перешагивать через препятствия.

Рисуйте, лепите, создавайте поделки, стройте дома, замки и гаражи из конструктора. Играйте в развивающие игры: собирайте пазлы, играйте в мозаику и детское лото. Хороший вариант — записать на занятия по развитию физических навыков.

2. Навыки самообслуживания

В три года малыш способен многое делать, а в некоторых вещах проявляет самостоятельность. Если ребенок произносит «я сам», следует его хвалить и подталкивать к самостоятельности, например, позволив ему самостоятельно нести стакан на кухню, обуться или распаковать покупки.

Список навыков самообслуживания в 3 года:

Ребенок может самостоятельно питаться и употреблять напитки.

Снимает одежду и обувь, старается одеться и обуться самостоятельно.

Погодные условия не являются для него проблемой — умеет подбирать одежду соответственно. Например, при дожде предложит надеть резиновые сапоги и плащ, а в мороз – шапку и тёплую кофту и так далее.

Знает как самостоятельно умыться, помыть руки и почистить зубы.

— ходит на горшок;

— способен убрать игрушки;

— пытается сам пользоваться мочалкой и мыться;

— способен осуществлять простые домашние обязанности: накормить кошку, увлажнить растения, удалить пыль.

Как развивать

Поскольку дети только постигают навыки самообслуживания, процессы могут затягиваться и не всегда быть безупречными. Не бойтесь давать детям возможность проявлять самостоятельность. Например, малыш может долго одеваться на прогулку, неопрятно кушать или играть во время мытья рук. Это естественно. Родителям важно проявить терпение и воздержаться от вмешательства, предоставляя ребёнку возможность действовать самостоятельно. Чтобы избежать волнений, старайтесь планировать достаточное время на сборы в детский сад, приём пищи, гигиену и т. д. И обязательно хвалите ребёнка за самостоятельные попытки.

Лучше дать ребенку возможность есть самостоятельно, вместо того, чтобы кормить его ложкой. Организуйте график кормлений и откажитесь от перекусов, чтобы малыш чувствовал голод и проявлял интерес к еде.

3. Интеллектуальные навыки.

В три года дети познают мир не только благодаря прикосновениям, но и визуальному восприятию. В этом возрасте дети способны запоминать описания предметов и получать новые знания. Также в этот период формируются причинно-следственные связи. Например, ребенок понимает, что нажатие на кнопку музыкальной игрушки вызывает появление звука, а катание на беговеле требует отталкивания ножками.

К трем годам ребенок начинает воспринимать и обрабатывать информацию, проявляет желание принимать самостоятельные решения, учится мыслить логично и творчески. В это время развивается множество аспектов его интеллекта: внимание, память, мышление, воображение и восприятие.

Познавательные способности ребёнка в 3 года.

Может выполнять простые команды, например, приносить предметы, закрывать двери или поднимать вещи.

Ребенок начинает ориентироваться во времени. Знает, что такое утро, день и вечер. Осознает понятия вчера, сегодня и завтра. Если мама скажет, что сейчас будет обед, затем игра, а потом прогулка, ребенок запомнит порядок и будет ему следовать.

— умеет различать цвета. Может назвать цвет и подобрать предмет определенного цвета.

— может создать несложную поделку при помощи взрослого. К примеру, аппликацию в виде цветка или фигурку змейки из пластилина.

— знает названия геометрических фигур;

— умеет классифицировать объекты по категориям.

— понимает назначение бытовых приборов (стиральная машина предназначена для стирки, а холодильник для хранения продуктов).

Создаёт простые понятные изображения красками, карандашами и мелками.

Развитие памяти заключается в способности запоминать информацию и применять её позже. К примеру, ребёнок может запомнить изображение или вспомнить местонахождение игрушки.

Развитие логики – это способность решать простые задачи и понимать причины и следствия. Ребенок может собрать несложную головоломку, пазл или мозаику.

Ребенок может сочинить игру или придумать обстановку.

Может выполнять простые логические задачи, такие как поиск выхода из рисунка-лабиринта, определение похожих и отличающихся предметов, их распределение по группам.

Как развивать

В три года ребёнок усваивает большую часть знаний через игры, в том числе развивающие. Наглядные примеры полезны. Можно читать ребенку книги, обсуждать события и картинки. Задавать вопросы: куда пошёл заяц? Зачем лягушка так сделала? Кто живёт в этом лесу? Взять игрушки и предметы, вместе рассматривать и обсуждать их свойства.

Важно отвечать на вопросы малыша. В этом возрасте у него активно формируются знания о мире, и ему нужна как можно больше информации. То, что кажется вам очевидным, для крохи может быть новым и удивительным. Например, малыш может неоднократно спрашивать, из чего делают пирожные, где живут вороны и что едят собачки. Отвечайте простыми словами, используйте разные слова и фразы.

Ведите с малышом игры на внимание: «найди отличия», «определи лишнее» и подобные. Прочтите вслух сказки, стихи и рассказы, сочините истории вместе. Изучайте окружающий мир: наблюдайте за сменой времен года, узнавайте названия растений, животных и птиц.

Во время прогулок по парку с ребенком или походов в торговые центры укажите ему на разные вещи и расскажите о том, для чего они нужны.

4. Речевые навыки.

К трем годам большинство малышей составляют предложения и рассказывают о предметах. В этом возрасте некоторые прекрасно говорят, но такое свойство не присуще всем детям.

Основные показатели развития речи к трём годам.

Ребенок учится составлять предложения, задавать вопросы и рассказывать о мире вокруг.

С каждым днем в речи появляются все новые слова и выражения.

Речь становится всё более осмысленной и правильной.

Ребенок умеет рассказывать о том, что изображено на рисунках, подражать взрослому и отвечать на вопросы.

— начинает использовать местоимения «я», «ты», «он», «она»;

— может поделиться своими ощущениями и действиями.

Как развивать

Для правильного развития речи малыша старайтесь общаться с ним чаще. Важно, чтобы ребенок слышал четкую, грамматически правильную речь. Не следует использовать детскую лексику и искажать слова, иначе малыш начнет говорить подобным образом. Рассказывайте ребенку о своем дне и спрашивайте, чем он занимался, стимулируйте его речь задавая вопросы.

Речь развивается под влиянием слуха. Прослушивание ребенком песен и аудиосказок, а также использование игрушек со звуками благотворно сказываются на развитии речи. Мелкую моторику тоже нужно развивать: сенсорные ощущения пальчиков тесно связаны с развитием речи. Лепить, рисовать, складывать пазлы, предлагать бизиборды со шнуровками и крутилками – все это полезно. Логоритмика, упражнения для артикуляционного аппарата (мышцы языка, щек) также способствуют развитию речи.

Если к трем годам ребёнок всё ещё не говорит фразами и предложениями, обратитесь к специалисту.

5. Социальные навыки.

Примерно в год у детей проявляются первые умения общаться с другими. Малыши обращают внимание на других деток и внимательны к разговорам, которые с ними ведут. К трем годам умения по общению значительно совершенствуются.

Социальные навыки трёхлетних детей:

— играет с другими детьми;

Может постичь правила простых игр и сотрудничать с другими участниками игры.

— часто играет в разные роли. Популярные варианты — «парикмахерская», «доктор» и «мастерская».

— развитие умения понимать и разделять чувства других. Может выразить сочувствие человеку, который печален, утешить плачущего.

— может делиться и меняться игрушками;

— переходит к выражению эмоций с помощью слов. К примеру, произносить «мне страшно», «мне понравилось».

Как развивать

Содействуйте общению ребенка со сверстниками. Помогите установить дружбы. Например, на детской площадке предложите малышу спросить имя того, кого он заинтересовал. Поощряйте коллективные игры. Способствуйте разрешению конфликтов: договариваться, играть вместе, придумывать игры, в которых могут принять участие все.

Воспитывайте у ребёнка эмпатию: беседуйте о ситуациях из книг, обратите внимание на чувства окружающих. Расскажите о дружбе и привязанности.

Внимательно помните, что каждый ребенок индивидуален: кому-то свойственна открытость, а кому-то – закрытость. Избегайте принуждения к установлению статусов, поскольку важнее быть рядом и поддерживать в формировании социальных связей.

6. Психическое развитие

Три года – это период первого серьёзного кризиса, который в медицине и психологии называют «кризисом трёх лет». Некоторые детки справляются с ним легко, но большинство малышей ведут себя так, что родителям этот период запомнится навсегда.

Характерные симптомы кризиса 3 лет:

— ребенок все чаще произносит «я сам»;

— становится очень обидчивым и упрямым;

— выступает против всего, даже того, что ещё вчера его удовлетворяло;

— часто плачет и уходит в истерику.

Этот период бывает сложным не только для родителей, но и для малыша. Из-за особенностей нервной системы малыш быстро выходит из себя: протестует и устраивает истерики. Ребенок начинает понимать, что маму можно не всегда слушаться, и постоянно проверяет границы дозволенного.

Как помочь ребенку пережить кризис 3 лет

Во время плача или истерики не пытайтесь остановить малыша или добиться чего-то от него. Малыш вас не услышит в таком состоянии. Когда малыш успокоится, назовите эмоцию, которую он испытывает. Например: «Ты рассердился на Петю, и я тебя понимаю». Объясните ребенку причину, потому что для детей все не так очевидно, как для взрослых. Научите малыша выражать негативные эмоции, например, побить подушку, потопать ногами. Старайтесь давать свободу там, где это возможно, не дистанцируясь от ребенка. Это помогает гармонично исследовать мир и познавать его устройство.

Чтобы хорошо себя чувствовать физически, соблюдайте режим дня. Не принимайте все близко к сердцу. Кризис трех лет на самом деле положительный, так как за трудным периодом скрываются позитивные изменения: ребенок учится управлять эмоциями, становится общительнее и самостоятельнее.

Каждый ребенок индивидуален и развивается своим темпом: одних детишек умеют активно лазать по детскому городку уже в два года, а другие осваивают этот навык к двум с половиной или трем годам. Возможно, такой малыш более успешен в прыжках, беге или рисовании.

Для гармоничного развития ребенка необходимо регулярно общаться с ним, предоставлять физические проявления любви — гладить, целовать и обнимать, обеспечивать правильное питание, заниматься и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье, а также проводить время вместе.

Если развитие не идет по плану, не волнуйтесь. В случае сомнений обратитесь к своему врачу.

Когда необходимо обратиться к педиатру

  1. Если к трем годам у ребёнка речи не наблюдается развития, и малыш не произносит даже простых фраз.
  2. Часто спотыкается, падает и испытывает трудности при подъеме и спуске по ступенькам.
  3. Не способен выполнять базовые детские задачи, как открытие двери или умывание рук.
  4. Не ходит на горшок.
  5. Ролевые игры и игрушки ему не интересны.
  6. Не интересуется другими детьми.
  7. Не воспринимает направленную на него речь: не выполняет лёгких поручений, уклоняется от зрительного контакта, не проявляет желания общаться.
  8. Утрачивает ранее приобретённые умения.

Выводы

  1. Физическая активность важна для развития ребёнка в возрасте трёх лет, ее нужно поощрять и развивать.
  2. К трем годам ребёнок овладевает основными навыками самообслуживания: может самостоятельно принимать пищу, одеваться, мыть руки и выполнять простые домашние задания.
  3. В три года ребенок постигает основы интеллекта: выполняет просьбы, называет цвета и геометрические формы. Учится ориентироваться во времени. Создаёт осмысленные рисунки, проявляет способность запоминать и фантазировать.
  4. Формирует осмысленные высказывания, увеличивает количество используемых слов, умеет делиться своими ощущениями.
  5. Ребенок проявляет интерес к общению с другими детьми, активно участвует в ролевых играх и может делиться своими игрушками.
  6. Психическое развитие ребенка сопровождается кризисом в возрасте трех лет. Некоторые дети проходят через него легко, но большая часть становится капризными, непослушными и раздражительными. Малышу нужно помочь справляться с чувствами.
  7. При проблемах ребенка с речью, физическими способностями, отсутствии желания общаться и потере уже усвоенных навыков обратитесь к педиатру.