
5 упражнений на развитие речи
Комплексность подхода в детском возрасте и возраст появления речи влияют на обучаемость ребенка и его будущую успеваемость в школе, а также способность адаптироваться к взрослой жизни.
Комплекс веселых упражнений для детей с одного года способствует развитию речи, мышления и памяти.
Как это работает
Упражнения подобраны с упором на нейроподход, который предполагает активацию в коре головного мозга нейронных связей, отвечающих за речь и мышление.
Регулярное выполнение этих упражнений в совокупности приносит замечательные результаты.
1. Глазодвигательные упражнения
Упражнения с участием движений глаз, языка и челюсти активизируют работу ключевых областей коры головного мозга, отвечающих за мышление, речь и поведение.
Мама обращает внимание ребёнка яркой игрушкой. Затем «рисовала» игрушкой в воздухе квадрат, восьмерку, крест и аккуратно подносит игрушку к носику малыша на расстояние 10-15 см.
Выполняйте задание 1–2 минуты.
2. Дыхательные упражнения
Упражнения на дыхание обогащают клетки мозга кислородом. Это благоприятно влияет на формирование речевого выдоха, способствуя как началу речи, так и правильному произношению. Дети обычно проявляют активность и интерес к подобным играм.
Встаньте перед малышом и попросите его повторять ваши движения. Расставьте ноги в стороны и предложите ребенку представить, что у вас и у него в руках по невидимому воздушному шарику. Считайте «раз, два», сделайте глубокий вдох и с усилием выдохните, представляя, как шар наполняется и увеличивается.
С двух лет детям можно усложнить задачу: то дышать ртом, то носом.
Можно вместе дуть на кусочки ваты или бумажные салфетки. Дети особенно любят пускать воздух губами через трубочку в воду, делая пузыри, и задувать свечи.
Выполняйте задание 3–4 минуты.
3. Артикуляционные упражнения
Для речи, чтобы она была ясной и отчетливой, нужно с детства тренировать органы речи.
Для выполнения: включает детскую песню. Мама демонстрирует движения языком, ребёнок имитирует.
Вверх-вниз,
Из стороны в сторону (как часы),
Моем щечки язычком во рту,
Чистим зубки язычком,
Цокаем как лошадки,
Вытягиваем губки как слоники,
Показываем зубки,
Раздуваем пузыри щёчками, весело ломаем руками маме и нам!
4. Пальчиковый массаж
Упражнения становятся ещё более полезными при пении мамы или ритмичных стихах. Массажные движения малыша могут быть расслабляющими или стимулирующими. Такие игры напрямую влияют на правильное развитие речи: на пальчиках и ладошках много точек, отвечающих за эти процессы.
Мама катает по ладони мячик, проминая каждый пальчик. Произносите при этом:
С неба упала капля, кому досталось?
На котёнка (загибаем пальчик) мяу-мяу,
На собачку (загибаем пальчик) ав-ав,
На цыплёнка (загибаем пальчик) пиу-пиу,
На теленка (загибаем пальчик) му-му,
На утёнка (загибаем пальчик) кря-кря,
Конечно же, конечно же, конечно же — удар кулаком по ладони.
Повторяем с другой ручкой.
Чтобы получить ощущение прикосновения, можно капать на ладонь несколько капель воды.
5. Игры на развитие слухового восприятия.
Слух – ключевой физиологический фактор, формирующий речь ребенка, который усваивает и повторяет звуки, воспринимаемые им ясно. Тренировка слуха необходима для любого комплексного развития речи.
Это важно!
Слух существенно влияет на время начала речи у ребёнка и её качество. Развитие слуха в раннем возрасте положительно сказывается на речевом развитии.
Мама ставит на стол разные картинки, к примеру, с животными. Потом включает звуки по выбранной теме. Ребенок произносит название животного, чье звучание услыхал.
Общайтесь с малышом ясно, просто и понятно. Читайте сказки и играйте, рассказывая о том, что происходит. Такой подход помогает увеличить объем слов, которые ребенок усваивает без активного употребления.