Фото: img.freepik.com

5 упражнений на развитие речи

Комплексность подхода в детском возрасте и возраст появления речи влияют на обучаемость ребенка и его будущую успеваемость в школе, а также способность адаптироваться к взрослой жизни.

Комплекс веселых упражнений для детей с одного года способствует развитию речи, мышления и памяти.

Как это работает

Упражнения подобраны с упором на нейроподход, который предполагает активацию в коре головного мозга нейронных связей, отвечающих за речь и мышление.

Регулярное выполнение этих упражнений в совокупности приносит замечательные результаты.

1. Глазодвигательные упражнения

Упражнения с участием движений глаз, языка и челюсти активизируют работу ключевых областей коры головного мозга, отвечающих за мышление, речь и поведение.

Мама обращает внимание ребёнка яркой игрушкой. Затем «рисовала» игрушкой в воздухе квадрат, восьмерку, крест и аккуратно подносит игрушку к носику малыша на расстояние 10-15 см.

Выполняйте задание 1–2 минуты.

2. Дыхательные упражнения

Упражнения на дыхание обогащают клетки мозга кислородом. Это благоприятно влияет на формирование речевого выдоха, способствуя как началу речи, так и правильному произношению. Дети обычно проявляют активность и интерес к подобным играм.

Встаньте перед малышом и попросите его повторять ваши движения. Расставьте ноги в стороны и предложите ребенку представить, что у вас и у него в руках по невидимому воздушному шарику. Считайте «раз, два», сделайте глубокий вдох и с усилием выдохните, представляя, как шар наполняется и увеличивается.

С двух лет детям можно усложнить задачу: то дышать ртом, то носом.

Можно вместе дуть на кусочки ваты или бумажные салфетки. Дети особенно любят пускать воздух губами через трубочку в воду, делая пузыри, и задувать свечи.

Выполняйте задание 3–4 минуты.

3. Артикуляционные упражнения

Для речи, чтобы она была ясной и отчетливой, нужно с детства тренировать органы речи.

Для выполнения: включает детскую песню. Мама демонстрирует движения языком, ребёнок имитирует.

Вверх-вниз,

Из стороны в сторону (как часы),

Моем щечки язычком во рту,

Чистим зубки язычком,

Цокаем как лошадки,

Вытягиваем губки как слоники,

Показываем зубки,

Раздуваем пузыри щёчками, весело ломаем руками маме и нам!

4. Пальчиковый массаж

Упражнения становятся ещё более полезными при пении мамы или ритмичных стихах. Массажные движения малыша могут быть расслабляющими или стимулирующими. Такие игры напрямую влияют на правильное развитие речи: на пальчиках и ладошках много точек, отвечающих за эти процессы.

Мама катает по ладони мячик, проминая каждый пальчик. Произносите при этом:

С неба упала капля, кому досталось?

На котёнка (загибаем пальчик) мяу-мяу,

На собачку (загибаем пальчик) ав-ав,

На цыплёнка (загибаем пальчик) пиу-пиу,

На теленка (загибаем пальчик) му-му,

На утёнка (загибаем пальчик) кря-кря,

Конечно же, конечно же, конечно же — удар кулаком по ладони.

Повторяем с другой ручкой.

Чтобы получить ощущение прикосновения, можно капать на ладонь несколько капель воды.

5. Игры на развитие слухового восприятия.

Слух – ключевой физиологический фактор, формирующий речь ребенка, который усваивает и повторяет звуки, воспринимаемые им ясно. Тренировка слуха необходима для любого комплексного развития речи.

Это важно!

Слух существенно влияет на время начала речи у ребёнка и её качество. Развитие слуха в раннем возрасте положительно сказывается на речевом развитии.

Мама ставит на стол разные картинки, к примеру, с животными. Потом включает звуки по выбранной теме. Ребенок произносит название животного, чье звучание услыхал.

Общайтесь с малышом ясно, просто и понятно. Читайте сказки и играйте, рассказывая о том, что происходит. Такой подход помогает увеличить объем слов, которые ребенок усваивает без активного употребления.