
Три года назад супруг Игорь и я приняли решение создать фонд для влияния на позитивные преобразования в российском обществе. В России проживаем и трудимся мы, воспитывают здесь своих детей. Желаем, чтобы в нашем окружении стало больше счастливых и реализованных людей.
С момента запуска фонда мы пробывали различные подходы. Началом послужила поддержка молодежного и студенческого предпринимательства, а также развитие наставничества среди опытных предпринимателей. Запущенные нами проекты развиваются автономно и успешно.
Во время поиска целевой точки для наших усилий мы быстро осознали, что фундамент предпринимательского мышления, понимание личной свободы и ответственности за принятые решения формируется в школьном или даже дошкольном возрасте. Из-за этого мы начали запускать, развивать и поддерживать проекты, направленные на преобразования в сфере образования.
Без волшебной кнопки
Система образования предпочитает независимость, но нуждается в поддержке перемен. Без вмешательства в учебные программы проводились эксперименты: предлагались и поддерживались интересные решения. Проекты касались содержания образовательной деятельности, создания контента и цифровых инструментов. Результаты различались: часть проектов оказалась успешной и активно развивается, другая — нет. Главное открытие – атмосфера и среда в каждой школе оказывают существенное влияние на формирование ребенка. Если над ними не работать сознательно, то они сформируются стихийно и не всегда благоприятно для детей.
Доверие между участниками образовательного процесса и в обществе в целом недостаточно высокое, а агрессия процветает. Педагогические инструменты даже при отличном качестве оказываются неэффективны, если среда подавляет познавательные способности детей и ограничивает их творческий рост.
Учащиеся учатся в обстановке нездоровой конкуренции, противостояния и избегания, что приводит к снижению мотивации и росту стресса. Цифровые инструменты в этом случае также не оказывают помощи.
Нет единого решения для каждой школы. Нет волшебного способа мгновенно изменить ситуацию. Но это не означает, что невозможно улучшить положение дел. Как же привести многие школьные коллективы от агрессии и противостояния к сотрудничеству, созиданию и умению договариваться? Главный инструмент – партнерские отношения между школой, родителями, учениками и организациями-партнерами. Путь лежит через создание заинтересованного сообщества поддержки вокруг учебного заведения.
Екатерина Рыбакова с педагогами
Экосистема проектов
В фонде проводим конкурсы для отбора проектов, которые затем объединяем в экосистему, где взаимодействия между ними усиливают и дополняют друг друга.
Конкурс ТОП-Школа проводится уже третий раз. В нём участвуют школьные команды из педагогов, учеников, родителей, выпускников и других партнёров. Команды разрабатывают проекты, подают их на суд жюри и выигрывают грант для реализации.
Школа номер 14 города Тольятти запускает проект «Zoom», создавая научный музей и интерактивно-образовательную среду. Таким образом, учебное заведение на периферии преобразуется в центр образования и отдыха для всех местных жителей.
В Павловске в школе имени А.М. Горчакова создана «Лаборатория выпускников», которая работает над изменением программы обучения с учетом интересов как учащихся, так и их родителей.
В школе посёлка Большое Исаково Калининградской области успешно апробируется модель малого инновационного предприятия: школьники принимают участие в жизни настоящего бизнеса, выполняют заказы и получают за это реальные деньги. Организация осуществляется силами партнёров-выпускников.
Центр активности
Радует, что выпускники сегодня активно участвуют в жизни школы. Это возможность выразить признание своей alma mater. Через программы Рыбаков Фонда поддерживаем это движение организационно и финансово. Помогаем создавать эндаументы – фонды целевых капиталов для реализации конкретных проектов.
Эндаументы представляют собой способ сплотить выпускников, создать возможности для совместных инициатив, которые принесут пользу школе. Сообщества выпускников могут привлечь новых членов и стать площадкой для обмена идеями и разработки проектов по развитию учебного заведения.
Второстепенная задача эндаумента – помощь школе в решении финансовых вопросов, особенно на начальном этапе развития.
Главной задачей является долгосрочное и всестороннее развитие эндаумента для существенного влияния на финансовые нужды школы.
Эндаументы воспринимаются как символ, материализация идеи, вокруг которой собираются выпускники. Повод присоединиться к активности предоставляется именно этим символом. Важную роль играет человек — лидер, который выступает организатором, «драйвером» процесса. Такой лидером может быть представитель коллектива школы или Управляющего совета. Бывают случаи, когда “заводилами” становятся сами ученики школы. Это может быть интересно и для градообразующего предприятия для привлечения потенциальных кадров в будущем…
Важно не то, кто станет лидером, главное — чтобы появился руководитель, а во взаимодействие включились все: педагоги, ученики, выпускники и возможные партнеры. Тогда любое дело будет выполнимо, и школа без труда преобразится в учебное заведение будущего, где царит атмосфера сотрудничества, уважения и уверенности. Фонд будет оказывать поддержку таким endowment-фондам в осуществлении проектов. Только так современная школа может стать центром социума.
27 апреля на педагогическом совете будет возможность наблюдать. трансляцию В Ижевске пройдет форум «Школьный эндаумент». Узнайте о причинах популярности школьных эндаументов, их пользе для образовательных учреждений и влиянии на развитие детей.
Екатерина Рыбакова — сооснователь и президент Фонда Рыбакова.