
Александр Могилев, колумнист Педсовета, рассуждает о переходе российской школы от традиционного, но малоэффективного «разговорного» подхода к воспитанию к развитию морального мышления у учеников. Автор делится опытом Монтессори-школы «Алиса» из Воронежа.
Советская традиция воспитания в школе
В семидесятые годы, когда советская школа процветала, а я только вступал на путь педагогики, воспитательную работу того времени критиковали за ориентированность на мероприятия: общешкольные линейки по случаю событий, тематические собрания, встречи с ветеранами и так далее. При этом сам предмет воспитания сводился к патриотизму. Но кроме него существуют и другие важные составляющие: ответственность, любовь к труду и подобные им.
С 1990-х годов либеральные реформы, предложенные Всемирным Банком, свели образовательный процесс в школе к чистому обучению, исключив любые воспитательные аспекты. Функции воспитания переложили на семью, но та не справилась с этой задачей, поскольку является только частью общества. Вместо воспитания ребенка балуют, «жалеют», прививая ему индивидуалистические ценности и представления о том, что «ему все должны». Такое восприятие, разумеется, ошибочно.
Учителя и работники системы образования пытаются разрешить сложившуюся ситуацию. Но и первые, и вторые (а также родители) вновь воспринимают этот процесс лишь с одной стороны. Через беседы, внушения, уроки мужества и различные школьные мероприятия.
Ребенка обычно воспринимают как пустой лист, которому можно внушить любую идеологию или мораль. Не важно какая реальность окружает его. Она может быть самой разной: с ложью и правдой, правилами и их игнорированием.
Такая педагогика была бы допустима сто лет назад для учителей периода ликвидации безграмотности, когда школа уделяла внимание обучению «основам всех наук», а проблемы воспитания возлагали на детские общественные организации. С тех пор многое изменилось — исчезла идеология и упомянутые организации, а «обучательный» характер лишь укрепился.
В XXI веке нужно создать подход к воспитанию, где моральное мышление не происходит от наставлений педагогов, а формируется путем понимания общественных процессов, усвоения культуры и приспособления к жизни в настоящем мире.
Монтессори-подход к воспитанию в школе
В Монтессори-педагогике давно признают, что образование не ограничивается рассказами учителя, упражнениями из учебника и оценками. Важны не только успехи в учебе, но и воспитание, уровень самосознания и ответственности учащихся влияют на итоги. Во многих школах мира есть интересные примеры работы по воспитанию, которые полезно изучать и применять.
В подростковых Монтессори-школах для детей старше 12 лет проводят семинары по нравственным проблемам. Ученики разбирают сложные ситуации выбора. Например, допустимо ли воровать в аптеке дорогостоящее лекарство, необходимое для спасения жизни. С одной стороны, кража — это неправильно. Но если требуется украсть для спасения жизни — это другая история. Оказывается, единственно верного ответа в этой дилемме нет, и подросткам приходится занимать определенную позицию и ее обосновывать. Это развивает их нравственное мышление.
Это существенные для педагогики нюансы, которых пока нет в российском менталитете: интересоваться мнением подростка или ребенка по какому-либо вопросу, предлагать ему самому размышлять, выбрать то, что кажется ему самым правильным, аргументировать свое мнение или позицию.
Американский психолог Лоуренс Кольберг считается основателем исследований в области морального мышления. Еще в 1950-х годах он заметил, что педагогика и психология обучения того времени больше всего уделяли внимание интеллекту учеников и их академическим успехам. Другие стороны развития личности, эмоционально-волевая сфера, оставались незамеченными. Кольберг задался вопросом: как развитие интеллекта ребенка связано с явлениями, такими как…
- Обман развивается у детей на протяжении нескольких стадий.
- страх (тоже возрастное явление)
- Кража свойственна каждому в детстве.
Для исследований Колберг использовал метод интервью по моральным дилеммам — выбор из двух вариантов. В результате учёный выявил ряд интересных данных о развитии ребёнка, что позволило ему создать теорию морального развития.
К выводу о формировании нравственности и морали вокруг понятия справедливости пришел исследователь. По его словам, суть справедливости — в распределении прав и обязанностей, регулируемом равенством и взаимностью. Уровень развития морального мышления подростков можно разделить на три уровня по две стадии на каждом.
Первый уровень – доконвенционный, то есть до возникновения каких-либо правил и договоренностей.
Фокус на порицании и подчинении (Как мне не получить наказания?)
Безоговорочная забота о собственной выгоде.
Уровень 2. Конвенциональный.
Сортировка по согласию с близким окружением (образ «хорошего» ребенка).
Создание условий для соблюдения действующих норм и установленных правил, гарантирующих социальную справедливость.
Уровень 3. Постконвенциональный
Мораль как результат общественного договора, а также утилитаристское видение этики.
Взаимопринятые нормы морали.
Последние годы я внедряю методику Кольберга в частной школе «Алиса» (Воронеж), акцентируя внимание на актуальных для России моральных вопросах в интервью, обсуждениях и дискуссиях. Уже получены первые результаты.
Большинство учеников российских муниципальных школ находятся на начальном, доконвенциональном уровне развития нравственности. Ребенок стремится угодить взрослым, родителям или педагогам, или пытается извлечь выгоды своими действиями и поведением. Существует значительная группа подростков, ориентированная на негативное поведение, демонстративное нарушение моральных норм и требований взрослых, педагогов и образовательных организаций. Такое поведение в будущем может перерасти в девиантное, противоправное, приводя к столкновению с законом и правоохранительными органами. Методика Кольберга позволяет выявлять и прогнозировать противоправное поведение на ранних этапах обучения и воспитания.
Моральные интервью, обсуждения и дискуссии по этическим проблемам, адаптированные под российскую действительность, представляют собой действенные воспитательные средства.
С помощью интервью и обсуждений нравственных ситуаций удалось скорректировать демонстративно отклоняющееся поведение некоторых подростков, интегрировать их в детский коллектив и повысить уровень их моральной зрелости до общепринятого.
Успешность социализации ребенка во многом определяется его возрастом и продолжительностью пребывания в традиционной муниципальной школе, которая могла сформировать у него нежелательное поведение. По нашим наблюдениям, ребенок до одиннадцати лет обладает достаточной гибкостью и восприимчивостью, позволяющей скорректировать его моральное сознание с помощью моральных интервью и дискуссий в течение 3-6 месяцев. Дети и подростки старшего возраста труднее поддаются коррекции, и признаки негативного или девиантного поведения у них могут сохраняться до года и более.
Для достоверных выводов о развитии нравственности детей и подростков необходимы масштабные и продолжительные исследования, которые продолжаются.
Материалы по теме:
- Познания или адаптация к жизни? Коменский против Монтессори.