
Изображения: Depositphotos / Рис.: Юлия Замжицкая
SCRUM и Agile существуют более двадцати лет. Главное отличие — быстрая адаптация продукта к изменяющимся условиям. Сначала техники использовали в сфере IT, затем внедрили в бизнес и управление. Вместе с заместителем директора саратовской школы № 95 Никитой Муковозовым расскажем о прижившемся применении этих методологий в образовании.
Как Scrum адаптировали для школы
Scrum — это методология Agile. Слово «scrum» переводится как «схватка». Суть подхода — за короткий срок выполнить поставленную задачу, приспосабливаясь к изменениям. Периоды интенсивной работы называются «спринтами», а трудиться приходится команде из владельца продукта, разработчиков и Scrum-мастера.
В 2011 году голландский учитель химии и физики Вейли Вейнандс запустил программу EduScrum и применил бизнес-технологии в образовании.
В школе по Scrum преподаватель или класс выбирают EduScrum-мастера. EduScrum-мастер формирует команды из людей с разными навыками и компетенциями. Преподаватель сначала совместно выполняет роль EduScrum-мастера, постепенно передавая полномочия капитану команды.
Получается следующее распределение ролей:
- Учитель — владелец продукта.
- Разработчики — это учащиеся средней школы (четверо или пятеро).
- EduScrum-мастер – лидер команды и одновременно педагог.
Далее учитель обозначает:
- Что именно должно быть изучено.
Можно проанализировать поэтические произведения, выявив их идеи, проблемы, мотивы, структуру, стиль и другие особенности. - Зачем это изучать.
Например, чтобы написать сочинение.
И следит за ходом работы.
В группах ученики изучают тексты, находят данные, формулируют заключения и завершают работу презентацией результата. Общение между группами encouraged.
EduScrum основан на спринтах, которые могут составлять несколько уроков или целый учебный семестр. Учащиеся регулярно проводят краткие совещания для обсуждения пройденного материала и планирования работы до следующей встречи.
Scrum-доска играет важную роль, поскольку визуализирует прогресс работы, доступный каждому участнику.
- надо сделать;
- в процессе работы;
- сделано.
Работа по SCRUM развивает у учеников soft skills, самостоятельность, ответственность и гибкость ещё сильнее, чем обычные проекты.
Как Scrum применяют в России
Некоторые российские школы внедряли уроки и мероприятия по методу EduScrum. В Саратове, в МОУ «СОШ № 95 с углубленным изучением отдельных предметов», с 2018 года преподают по EduScrum по ряду дисциплин.
- окружающий мир (4 класс);
- Литература для пяти и шестого классов, а также для девятого класса.
- биология (пятые-шестые классы).
Выпускники одиннадцатого класса прошлого года изучали литературу по методике EduScrum. Те, кто сдавал ЕГЭ по литературе, набрали от 80 до 97 баллов.
Заместитель директора, учитель русского языка и литературы Никита Муковозов рассказал об организации обучения.
Каждый урок проходит по системе EduScrum, следуя установленным правилам. Класс делится на группы из пяти-шести человек для работы над темой. Это может быть сочинение. Недавно ученики пятого класса иллюстрировали эпизод рассказа «В дурном обществе», а учащиеся девятого класса снимали сцену из фильма по роману «Герой нашего времени». Работа по EduScrum нравится детям, но учитель испытывает дополнительную нагрузку. Требуется больше времени на подготовку к таким урокам. Оценки становятся более объективными и осмысленными, так как каждый демонстрирует свои знания и понимает ценность своей работы.
В школе № 95 существуют классы с традиционной образовательной программой для учеников, которые не желают учиться по методике EduScrum.
Не все родители учеников школы № 95 сразу одобрили EduScrum. Некоторые выбрали параллельные классы, некоторые уже знакомы с SCRUM по работе, а некоторые были готовы попробовать. Родители также посещали мастер-классы, чтобы увидеть на практике, как это работает, и как будут заниматься их дети.
В России EduScrum имеет представителей и тренеров, организующих мероприятия и стажировки по всей стране. Проект предлагает изучить методику и скачать материалы на своём сайте. руководство по EduScrum.